Новости

Банки заберут кредит досрочно за нецелевое использование

Банки заберут кредит досрочно за нецелевое использование

Центробанк пытается пресечь полумошеннические схемы получения займов.

Если заемщик использует целевой кредит не по назначению, банк вправе потребовать полного досрочного возврата ссуды. Об этом говорится в письме Центробанка, направленном на днях в коммерческие кредитные организации (копия есть у «Известий»).

К целевым кредитам относятся ипотечные и автокредиты (это два наиболее распространенных вида целевых займов), ссуды на образование и на отдых, а также займы на конкретные товары через магазины. Когда банк выдает клиенту целевой кредит, в договоре прописывается, на что именно заемщиком будут потрачены полученные средства (например, на покупку машины или квартиры). Как правило, целевой кредит выдается под залог. Ставки по целевым кредитам ниже, чем по нецелевым. Например, средняя ставка по автокредитам сейчас составляет 10–16% годовых, по ипотеке — 12–12,5%, в то время как по потребительскому займу — 20–30% годовых. Вполне логично, что клиент при покупке машины или квартиры обращается в банк именно за целевым кредитом. Для банка же цель кредита определяет инструменты контроля за его возвратностью, а ставки характеризуют степень риска.

Однако на рынке существуют и полумошеннические схемы, когда граждане пытаются получить «целевые» средства, но использовать их по своему разумению. Наиболее распространенная схема выглядит так. Два гражданина якобы заключают сделку купли-продажи подержанного авто. Один из них идет в банк за кредитом и получает его под низкий процент. Паспорт транспортного средства (ПТС) остается в банке, машина является залогом по кредиту. На самом деле авто сделки между продавцом и покупателем не происходит: ПТС переписывается на заемщика, а тот дает доверенность продавцу на пользование автомобилем — и тот продолжает ездить на своей машине. Продавец и покупатель получили дешевые кредитные средства: как правило, они делятся на двоих, как и платежи по займу.

Банк может обнаружить такое нецелевое использование кредита, когда, например, клиентом допущена просрочка. При задержке двух и более платежей банк может дать сигнал службе безопасности проверить заемщика. Та по своим каналам устанавливает, что клиент ничего не покупал, что он является номинальным владельцем авто, выписав доверенность на реального владельца, а кредитные средства использованы не по назначению. Помимо отслеживания просрочек банки путем регулярного анализа движения денежных средств по кредитному счету клиента видят, на какие цели идет расход. Банка внимателен к целевому использованию потому, что на этом строится прогноз дальнейшего состояния платежеспособности заемщика, его возможности выполнять своевременно и в полном объеме взятые обязательства.

В письме ЦБ говорится, что в случае нецелевого использования кредита банк вправе потребовать полного досрочного возврата ссуды. Если клиент отказывается, банку придется идти в суд с иском о досрочном взыскании и обращении взыскания на предмет залога. То есть Центробанк стимулирует банки заранее вскрывать такие схемы и начинать процесс взыскания долга, чтобы итоговые потери были меньше. Рост просроченной задолженности населения (с просрочкой от 90 дней), по данным ЦБ, в I полугодии 2014 года вырос на 36%, до 746,55 млрд рублей.

Стоит отметить, что шансы на успех у кредитных организаций в таких случаях не 100-процентные.

— На рынке существует аналогичная автомобильной кредитная схема с «продажей» жилья на вторичном рынке, но тут при выявлении «нецелевого использования кредита» банк может остаться без обеспечения, — говорит начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов. — Суды в подобных случаях достаточно часто отказывают в удовлетворении требований об обращении взыскания на залоговое имущество, поскольку такой кредит по своей сути близок к кредитам на любые цели под залог имеющейся недвижимости. В результате суды зачастую отказывают кредиторам, используя следующую формулировку: «заемные средства предоставлялись не на цели приобретения спорной квартиры, в связи с чем требования истца в части обращения взыскания на заложенное по договору об ипотеке имущество не подлежат удовлетворению». И в данной ситуации возможность для банка требовать досрочный возврат ссуды является одним из инструментов защиты. Однако если заемщик оплачивает кредит своевременно, информация о «нецелевом использовании кредита» до банка может и не дойти. В этом случае банку нет необходимости принимать какие-либо шаги по взысканию.

Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг приводит другой пример нецелевого использования ссуды: кредит выдается на инвестиционный проект, а заемщик рассчитывается этими деньгами со сторонними контрагентами, финансируя операционную деятельность.

— В этом случае банк не может осуществлять эффективный мониторинг источников возврата кредита, его риски возрастают, что может негативно сказаться на его платежеспособности, — отмечает Кенигсберг. Еще один пример — кредит берут на учебу, а тратят на покупку автомобиля.

Банки могут в договорах прописывать санкции за нецелевое использование средств — штрафы или досрочный возврат ссуды. Как правило, кредитные организации ограничивались штрафами (от 0,2% до 1% от суммы долга за каждый день просрочки), но теперь и те, кто условия о досрочном взыскании не вписал, фактически вправе к нему прибегать.

Анастасия Алексеевских (Известия)
Advertology.Ru

30.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

13.12.2025 - 08:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация