Новости

Чиновники пройдутся по гипермаркетам

Чиновники пройдутся по гипермаркетам

Консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве, считает Минпромторг. А значит, принимая решения о выделении девелоперам и ритейлерам земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров, можно установить для них дополнительные согласования. В европейских странах и у соседей России по Таможенному союзу такие требования предъявляются к магазинам больше 1,5–3 тыс. кв. м. Только на гипермаркеты в России приходится 11% оборота продовольственной розницы, или 1,23 трлн руб. в год.

В четверг Минпромторг направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года (копия есть у “Ъ”). Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить «критерии размещения крупных торговых объектов», в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Таким образом, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, следует из проекта. Министерство указывает, что магазины большой площади оказывают «наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду». В частности, развитие и консолидация сетевой розницы отрицательно сказываются на малом и среднем предпринимательстве: из-за «перетока» покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться. В Минпромторге вчера не смогли оперативно прокомментировать проект.

По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, пока торговля в России «не очень развита», подобные меры вводить рано, достаточно и действующих антимонопольных ограничений. По ним при открытии любых новых магазинов ритейлер не должен превышать порог в 25% от оборота розницы муниципального образования или города федерального значения, где работает. Уже сейчас для организации магазина требуется много согласований, считает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. «Выделение участка, согласование с архитекторами, энергетиками, водоканалом, с администрацией города, района или области, МЧС, ГИБДД»,— перечисляет он.

В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран. Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м, в Италии — 1,5 тыс. кв. м, во Франции — 3 тыс. кв. м. Аналогичное регулирование действует и у партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане для торговых объектов более 2 тыс. кв. м, в Белоруссии — более 3 тыс. кв. м. В России по ГОСТу «Розничная торговля» гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. м, а универмагом — более 3,5 тыс. кв. м.

По данным «Infoline-Аналитики», в 2013 году выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн руб., или 11% оборота продовольственной розницы. Согласно отчетности X5 Retail Group, в минувшем полугодии это направление принесло группе 33,5 млрд руб., или более 11% всей выручки. На 30 июня этого года в компанию входило 4779 магазинов, из которых 81 гипермаркет. Auchan относит к гипермаркетам 81 из числа своих российских магазинов, у «Магнита» в России 174 гипермаркета, у «О'кей» — 63, следует из отчетностей компаний. У Metro в России на 30 июня было 73 магазина площадью по 9–14 тыс. кв. м, которые компания позиционирует как «центры мелкооптовой торговли». У «М.Видео», крупнейшего продавца бытовой техники и электроники, на конец первого полугодия было 347 магазинов, которые компания в сообщении о финансовых итогах называла гипермаркетами. Но средняя торговая площадь магазина «М.Видео» составляет около 1,5–1,7 тыс. кв. м, говорит представитель компании Антон Пантелеев. Классификация других участников рынка также отличается от этих ГОСТов. «О'кей» причисляет к гипермаркетам помещения от 3,5 тыс. кв. м, а гипермаркеты «Карусель» X5 Retail Group занимают по 6–7 тыс. кв. м.

Член совета директоров ГК «Регионы» Амиран Муцоев (развивает сеть ТРЦ «Июнь») считает, что в инициативе Минпромторга есть как плюсы, так и минусы. Например, если в городах-миллионниках в относительной близости друг от друга открывается сразу несколько гипермаркетов, они «пожирают» не только малый и средний бизнес. С другой стороны, в городах с населением до 500 тыс. человек, где отсутствуют федеральные ритейлеры, появление крупных объектов, по его мнению, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены.

Как сообщал ранее “Ъ”, владельцы торговых центров недавно жаловались также на рост налоговой нагрузки: в этом году налог на крупные (от 5 тыс. кв. м) торговые и офисные комплексы стал исчисляться исходя из их кадастровой (то есть близкой к рыночной), а не балансовой, как ранее, стоимости.

Анастасия Дуленкова, Халиль Аминов (Коммерсантъ) Advertology.Ru

30.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.12.2025 - 06:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация