Новости

Российские интернет-магазины подобрались к кризису

Российские интернет-магазины подобрались к кризису

Большинство крупных онлайн-торговцев в 2013 году значительно нарастили убытки.

Как выяснили «Известия», самый старый из крупнейших российских интернет-магазинов — холдинг Ozon — в 2013 году вместе с выручкой нарастил и чистые убытки, до 620 млн рублей. Финансовое положение крупнейших в России интернет-ритейлеров продолжает ухудшаться — настолько, что в ближайшие полгода-год этот рынок ждут серьезные изменения: от слияний и поглощений до веерных банкротств, аналогичных тем, что происходят на туристическом рынке. По словам экспертов в электронной коммерции, все крупные интернет-продавцы в России потенциально убыточны. Если до сих пор им удавалось жить и расширяться за счет инвестиций, то к концу года ситуация может кардинально измениться.

Рост убытков крупных интернет-ритейлеров — характерная черта рынка интернет-торговли последних лет. Так, в 2013 году интернет-магазин Ozon.ru нарастил выручку на 1 млрд рублей (с 6,4 млрд рублей до 7,4 млрд), при этом убыток компании вырос с 610 млн рублей в 2012 году до 619,7 млн (данные из базы СПАРК по ООО «Интернет Решения»). Еще в 2011 году чистый убыток составлял 211 млн рублей. Ежегодно потери растут и у другого заметного игрока — «Викимарта» Максима Фалдина: в 2010-м компания при выручке 6,7 млн рублей получила убыток в 18 млн, в 2012-м выручка составила больше 272,6 млн рублей, а чистый убыток достиг отметки в 320 млн рублей.

Данные «Викимарта» за 2013 год еще недоступны, нет и достоверной информации о рентабельности другого, куда более крупного игрока — ЗАО «Юлмарт». Эта компания Дмитрия Костыгина и Августа Мейера недавно лишь восторженно объявила, что ее выручка в 2013 году перевалила за $1 млрд, не раскрыв данных о чистом финансовом результате. Пошли хуже дела у «Сотмаркета» Всеволода Страха: выручка в прошлом году у ООО «Сотмаркет» выросла по сравнению с 2012-м на 2%, до 2,8 млрд рублей, а вот чистая прибыль в 18,8 млн рублей сменилась убытком на 70,1 млн рублей. 

Чистые убытки магазина Enter.ru (ООО «Энтер») Максима Ноготкова в 2013 году более чем удвоились, до 4 млрд рублей (с 1,8 млрд в 2012 году), выручка, правда, тоже подскочила с 2,6 млрд до 6,3 млрд рублей. У другого крупного игрока — KupiVIP Оскара Хартманна (ООО «Приват Трэйд») — прошлый год тоже окончился в минусе: убыток составил 530 млн рублей при выручке 3 млрд рублей против 1,7 млн рублей прибыли и оборота в 54,4 млн рублей за 2012 год. 

Но не все крупные игроки, впрочем, страдают от тех же симптомов: например, чистая прибыль «Эдил-Импорт» («Холодильник.ру») в 2013 году составила 154 млн рублей на фоне выручки в 10,2 млрд рублей; ООО «Купишуз» (Lamoda.ru) зафиксировало прибыль в 2,8 млрд рублей с выручкой 5,3 млрд рублей (данные СПАРК), но такой результат можно объяснить тем, что в 2013 году группа инвесторов во главе с Леонардом Блаватником вложила в проект $130 млн, эти средства планировалось направить на операционную деятельность. В отчете Lamoda за 2013 год как раз зафиксированы «прочие доходы» в размере 4,5 млрд рублей, без их учета компания тоже оказалась бы в убытках.

Основатель исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин подтверждает, что убытки увеличились у всех динамично развивающихся интернет-ритейлеров. Это связано с ростом компаний, увеличением объемов их закупок, а также обеспечением будущих закупок при нынешнем бюджете. Все крупные интернет-продавцы в России убыточны, констатирует эксперт.

— Крупные интернет-ритейлеры всё время живут, кредитуя товарооборот, плюс им всё время нужно расширять свои мощности, — объясняет Вирин. — Когда вы активно развиваете проект, вы берете инвестиции для того, чтобы планово быть в убытке. В сущности крупные интернет-игроки существуют, пока инвесторы готовы их финансировать. Однако практика показывает: крупные инвестиции до сих пор не окупились.

Глава Ассоциации по развитию электронной коммерции (АРЭК) и владелец платформы Liveinternet.ru Герман Клименко отмечает, что для поддержки своих финансовых показателей онлайн-магазины продают непрофильные для них товары. Тот же Ozon, начинавший в 1998 году как интернет-магазин по продаже книг, дисков и видеокассет, сейчас строит свой бизнес по модели онлайн-гипермаркета: торгует электроникой, товарами для дома, одеждой, обувью и проч. В 2010-м компания запустила сайт по продаже авиабилетов Ozon.travel, в 2012-м приобрела обувной интернет-магазин Sapato.ru. Выручки от продажи на экспансию не хватает, поэтому интернет-холдинг постоянно привлекает инвестиции: в 2011 году от венчурных фондов Ru-net Леонида Богуславского, Index Ventures, Alpha Associates и японского онлайн-ритейлера Rakuten компания получила $100 млн, а в нынешнем году $150 млн в Ozon влили АФК «Система» и МТС.

Холдинг Ozon свою убыточность не комментирует. Его представитель заявил «Известиям», что оборот всего холдинга Ozon в прошлом году вырос на 50% по сравнению с годом предыдущим, до $750 млн, а часть инвестиций уже окупилась. Деньги инвесторов пошли на развитие Ozon.Travel, Sapato, службы доставки «О-Курьер», а также на несколько b2b-направлений. Какая конкретно часть привлеченных инвестиций окупилась и когда планируется окупить все вложения инвесторов, в компании не уточнили.

Инвесторы хоть и устали вкладываться в интернет-ритейл, но продолжают это делать только потому, что в бизнес уже влиты колоссальные средства, считает Герман Клименко. 

— Интернет-бизнес так устроен. Инвесторы вливают колоссальные деньги в интернет-игроков. После первых продутых в интернете 50 млн рублей человека посещает разум, но выскочить из бизнеса он уже не может, — поясняет глава АРЭК. — Надежды инвесторов связаны с тем, что интернет-проекты нарастят объемы, убьют конкурентов и поднимут цену, но рыночная практика демонстрирует несостоятельность таких амбиций.

В конце года рынок интернет-ритейла ожидают потрясения сродни нынешнему обвалу рынка туроператоров, считает Клименко. Он прогнозирует падение предновогодних продаж в ноябре-декабре, за счет которых интернет-продавцы обычно покрывают свои сезонные убытки. Последние сообщения о напряженной финансовой обстановке в стране, в том числе и в связи с санкциями, заставляют людей задумываться об экономии и накоплении, считает эксперт. О снижении потребительской активности говорят и представители продуктового ритейла и рестораторы.

— Для e-commerce сокращение продаж даже на 15% критично, — говорит Клименко. — Вкупе с накопленными убытками это может грозить онлайн-ритейлерам реальными финансовыми проблемами. Обстановку подогревает политика Центробанка: в результате ужесточения требований ЦБ российские банки более избирательно подходят к предоставлению кредитов юридическим и физическим лицам. Долги наложатся на падение продаж и всплывут все бреши. Первыми под удар попадут сайты по продаже товаров повседневного спроса, а также торгующие электроникой. Чтобы избежать банкротства, к 2015 году игроки e-commerce вынуждены будут объединяться.

Ведущий аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын тоже уверен, что кризис на рынке электронной коммерции неизбежен.

— Этап быстрого роста за счет неохваченности рынка в электронной коммерции в России заканчивается. Сейчас нет никаких видимых причин для прибыли. Все магазины торгуют примерно одним и тем же. Конкуренция среди игроков очень высока, — поясняет Делицын. — Магазинам нужно бы проявлять осторожность. Но они всё равно этого делать пока не будут. По нашему опыту могу сказать — каждую неделю всё равно поступают предложения от людей, которые хотят открыть новые магазины.

Выйти на прибыль в ситуации насыщенности рынка интернет-ритейлерам поможет либо диверсификация бизнеса, либо использование уникальной бизнес-модели. В пример Делицын приводит опыт Amazon.com, которая пошла куда дальше расширения ассортимента, и Ebay.

— Компания Amazon.com многие годы не могла выйти на прибыль. Сейчас она занимается десятками других бизнесов в надежде на то, что один из них станет прибыльным. Например, они занимаются облачным хостингом, продают цифровые товары и услуги. Другие, как Ebay, придумали уникальную модель и беспощадно уничтожают своих конкурентов, — рассуждает собеседник. — Есть и другой вариант: выйти на IPO и финансироваться за счет акционеров. В США и Европе существует множество небольших онлайн-магазинов, привлекших средства таким путем. Это относительно небольшие компании, они раз в 10, а то и в 100 меньше наших публичных компаний «Яндекс» и Mail.ru. Там рынок поощрял их выход на фондовый рынок, и их активно покупали. Но претворить эти сценарии в жизнь в нашей стране практически невозможно по двум причинам: нехватка у интернет-магазинов денег на эти цели и неготовность инвесторов к риску.

Светлана Поворазнюк, Тарас Подрез 
Известия 
Advertology.Ru

15.08.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.07.2019 - 02:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация