Новости

Месяц без табака

Месяц без табака

Спустя месяц после вступления в силу второго этапа антитабачного закона некоторые рестораны и кафе заявили о падении выручки на 27%.

Некоторые заведения сетуют на затруднения не только из-за самих антитабачных мер, но и из-за расплывчатых формулировок закона. Впрочем, прямая зависимость снижения выручки и антитабачных мер не подтверждается западными исследованиями.

Прошел месяц с момента вступления в силу положений второго этапа антитабачного закона. В его рамках, в частности, было запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах. Часть рестораторов и заведений уже говорят об убытках и снижении клиентопотока, которые напрямую связаны с положениями антитабачного законодательства.

«Некоторые наши коллеги говорят о падении на 27%. В среднем на конец третьей недели июня выручка заведений упала в среднем на 15–20%», — сообщил «Газете.Ru» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Подобное снижение не связано с сезонным фактором, подчеркивает Бухаров, поскольку сравниваются аналогичные периоды разных годов. «Все рестораторы отмечают падение, которое в зависимости от сегмента у кого-то больше, у кого-то меньше, — говорит «Газете.Ru» Елена Мазур, директор по корпоративным коммуникациям ресторанного холдинга «Росинтер», которому принадлежат такие бренды, как «IL Патио», «Планета суши», «Американский бар и гриль», «Мама Раша», также по лицензии холдинг развивает TGI Fridays и Costa Coffee. «Мы отмечаем падение количества транзакций, но о влиянии закона на наш бизнес мы пока что можем судить только по опыту европейских стран: в течение первых трех-пяти месяцев после введения ограничений там наблюдался спад в районе 20%», — сказала Мазур.

Впрочем, подобные потери заведений общепита наблюдались далеко не везде. Например, в Испании с 2006 по 2010 год курение в заведениях питания с большой площадью (от 100 кв. м) было возможно при наличии отдельного зала, а предприятиям с малой площадью разрешено было определять политику в отношении курения самостоятельно. С 2 января 2011 года в Испании ввели полный запрет на курение как в больших, так и в малых помещениях. Тогда владельцы баров и ресторанов, по информации BBC, опасались возможного падения продаж до 10%. Однако позднейшие исследования показали, что страхи предпринимателей не оправдались и антитабачный закон не вызвал существенного сокращения доходов.

Были и другие доклады, авторы которых не обнаружили прямого влияния принятия запрещающих курение мер на торговлю. Например, в 2001 году в рамках эксперимента в Сиднее анализировались экономические последствия запрета на курение в общественных местах.

Согласно полученным данным, после шести недель с момента вступления закона в силу 76% сиднейских заведений не заметили его влияния на свою деятельность, а 14%, напротив, отметили увеличение объемов торговли. Лишь 10% ресторанов сообщили об отрицательном влиянии антитабачного закона.

В США в 2000–2010 годах проводилось исследование, затронувшее 216 городов в 9 штатах страны. После изучения торговых показателей исследователи не обнаружили значимую связь между антитабачными законами и торговыми показателями ресторанов и баров в этих городах.

С другой стороны, такие показатели могут быть связаны с тем, что не каждое заведение хочет раскрывать информацию финансового характера. По мнению Бухарова, не все заведения готовы говорить о снижении клиентопотока или доходов открыто.

В петербургском баре «Барслона» «Газете.Ru» сообщили, что каких бы то ни было экономических минусов антитабачного закона в заведении не заметили. «Пока из-за запрета курения ничего страшного с нами не случилось. Меньше гостей из-за этого не стало, — рассказала сотрудница бара. — Люди все равно продолжают есть, пить, просто перестали при этом курить». Также в качестве компенсации недовольным курильщикам в баре разрешено курение электронных сигарет. В московском баре «Куклы-пистолеты» также не заметили уменьшения потока клиентов. «Отрицательная реакция среди посетителей почти не встречается, а курильщики просто начали размещаться ближе ко входу, — подметил менеджер Иван. По его словам, постоянные клиенты не перестали приходить в заведение. «Люди же приходят не просто покурить, а, например, посетить различные мероприятия: стендап, диджеев», — говорит менеджер. Они приходят ради атмосферы, подытожил он.

Проблем заведениям общественного питания помимо запрета на использование табачных изделий непосредственно в помещении доставляет и отсутствие единого мнения касательно возможности курения на летних верандах: ведомства и юристы могут придерживаться разных позиций.

«Дух закона, принятого Минздравом, таков, что он должен запрещать курение в общественных местах, к которым относится вся территория ресторана, то есть и веранды тоже», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Левченко, пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец.

Однако, по мнению юристов, в законе это прописано недостаточно точно. «В соответствии с ч. 2 ст. 12 №15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции», — рассказывает «Газете.Ru» юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. Таким образом, подытоживает он, если собственник ресторана оборудует или выделит летнюю веранду ресторана под место для курения в соответствии со всеми нормативами и стандартами, то там будет курить будет можно.

Однако есть нюансы: на верандах, закрытых пленкой, курить будет запрещено. «Единого мнения о возможности курения на летних верандах нет, — соглашается Мазур, — но наш холдинг пошел по строгому варианту: мы полностью запретили курение на летних верандах». Тем не менее, говорит она, в некоторых заведениях разрешают курение на летних верандах, потому что нет стопроцентного запрета.

В связи с необходимостью прояснить данный пункт закона юристами ведомств готовятся разъяснения к закону, рассказал Левченко.

По его словам, Роспотребнадзор будет определять, на какой территории, прилегающей к зданию, можно будет курить, а на какой нельзя. Ведомство будет решать, считать ли помещением специально оборудованную веранду или же просто стоящие на улице столики, пояснил пресс-секретарь. Источник в Роспотребнадзоре, который по закону должен контролировать исполнение антитабачного закона, пояснил «Газете.Ru», что сейчас в ведомстве только изучается правоприменительная практика.

По мнению представителей табачных компаний, после принятия закона пострадали предприятия малого бизнеса, однако люди из-за ограничительных мер не стали меньше курить. Говорить о том, как отразились ограничения курения на заведениях общественного питания, пока рано, заявили «Газете.Ru» в пресс-службе компании Japan Tobacco International (JTI), но «на данный момент можно с уверенностью утверждать, что запрет на продажу сигарет в киосках оказал негативное влияние на малые торговые предприятия».

По мнению представителей JTI, новым знаковым трендом может стать рост продаж сигарет через сетевую розницу.

«Предварительные данные о росте продаж сигарет в супермаркетах и других крупноформатных магазинах в июне подтверждают сделанные ранее прогнозы, что курильщики будут стремиться закупать сигареты впрок блоками из-за отсутствия возможности приобрети пачку в ближайшем киоске», — уверяют в JTI. С мнением коллег согласны и в российском представительстве British American Tobacco. «Неправильно считать, что в результате запрета на продажи сигарет в ларьках люди станут меньше курить, — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия». — Теперь потребители идут за сигаретами в крупные магазины и все чаще покупают впрок, несколько пачек вместо одной».

Мнение табачных компаний о том, что из-за принятия антитабачного закона серьезно пострадали малые торговые предприятия, не подтвердил президент Российской коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «За исключением нескольких регионов, везде тем, кто хотел работать с табачными изделиями, дали возможность переделать киоски в павильоны», — поясняет он. Тех же, кто не смог перестроиться или перепрофилироваться, полагает Максимов, меньше 10%.

30.06.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 08:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация