Новости

Глянец вместо мата

Глянец вместо мата

Министерство культуры намерено поддержать законопроект о запрете ненормативной лексики на широком экране. Фильмам, содержащим языковую крамолу, не будут выдавать разрешительные удостоверения для проката. 

Но все не так страшно. Тем малосознательным членам общества, которые не могут жить без мата, придется прорываться на кинофестивальные показы: только на них, на этих эксклюзивных бдениях, можно будет увидеть, а главное, услышать фильмы, герои которых изъясняются как в реальной жизни.

В YouTube недавно вбросили телефонный разговор двух российских послов в двух африканских странах. МИД РФ уже дезавуировал его как фальшивку, но мы сейчас отвлекаемся от темы подлинности текста и рассматриваем его как художественный артефакт. Дипломатические мужи обсуждают серьезные вопросы: почему одна из этих стран проголосовала на Ассамблее ООН против резолюции, осуждающей действия России в Крыму, а другая подло воздержалась от правильной оценки. Не боги горшки обжигают; судя по лексикону, пересыпаемому беззлобным матерком, понятно, что они, хоть и называются послами великой державы, на самом же деле простые дворовые ребята, истинно русские и душевные. С такой же милой матерной непосредственностью говорят о возможной аннексии Болгарии, Румынии, "говнистой" Прибалтики, Аляски, далее везде. Такой диалог нарочно не придумаешь, так что трудно согласиться с МИДом, утверждающим, что фальшивка состряпана на скорую руку. А если бы кто и мог подобное придумать, то только человек незаурядного таланта. Скажем, Леонид Гайдай, пускай и писавший диалоги между Бывалым и Балбесом в условиях советской цензуры. А она, не говоря уже о политических вольностях, не позволяла употребления не только любимого африканскими послами эвфемизма "бляха муха", но даже безобидного и бесполого "блин".

Хочу подчеркнуть: я не люблю, когда матерятся в общественных местах. Ненормативная лексика требует интимной обстановки. Но именно кинозал способен создать абсолютно личный контакт с экраном. Такой возник у меня, когда я смотрел в свое время фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова: можно ли представить эту картину без виртуозного матерного монолога доведенного до ручки мента? А недавно появился фильм Натальи Мещаниновой "Комбинат "Надежда"" о молодых жителях Норильска и их родителях. Кино, в сущности, напоминающее советское оттепельное — про несовершенных людей, которым сопереживаешь и которых потом помнишь. С одной только разницей: эти люди говорят на неотцензурированном языке. Продюсеры этой картины, где пенисы и вагины называют не медицинскими терминами, а словами, которых, ясное дело, никогда не слышали в коридорах Минкульта, ни копейкой не одалживались у государства. Фильм успешно показывался на фестивалях — в Роттердаме, в Вильнюсе, где получил главный приз. Но русская (или русскоязычная) публика уже успела предъявить создателям претензии: мол, не надо нам показывать правду, какие мы есть, а надо вести нас к свету. Так что сегодня прокатная судьба картины под вопросом. И уже на полном серьезе ведутся разговоры о том, чтобы снимать фильмы в двух версиях — матовой и глянцевой, для народа и для фестивальной элиты. Что это, как не насаждение шизофрении в мозгах?

Двойная мораль глубоко укоренена в России, прожившей рекордный срок в авторитарном режиме. Мат всегда служил и средством подавления, и отдушиной для несвободных людей. Русский мат играл особенную, можно сказать, интернациональную роль. Посмотрите первый попавшийся современный фильм из Сербии (наших "братушек") или из Польши (наших "заклятых друзей"). Услышите много знакомых слов. Русский мат объединяет русский мир поверх политических, религиозных и прочих барьеров, и объединяет посильнее остальных скреп.

Зато все персонажи новых российских фильмов, включая гопников, скоро, похоже, будут изъясняться как в анекдоте, где сантехник роняет радиатор напарнику на ногу, а тот: "Серега, ты не прав". Даже странно, что, выдвигая программную парадигму "Россия не Европа", наши культурные вожди так легко сдают столь значимый национальный бренд, как русский (он же российский) мат. В конце концов, он имеет помимо эстетического и столь ценимое сегодня военно-стратегическое значение. Ведь без него не факт что была бы выиграна Вторая мировая, да и по сей день не без его помощи мы продолжаем воевать с переменным масштабом и успехом.

Еще один старый анекдот. Бабушка, укладывая спать любимого внука, говорит: "Давай, Ванечка, повторим слова, которые ты никогда не должен произносить". Примерно такое впечатление производит деятельность по запрету мата на экране. Один из руководителей Минкульта сказал на брифинге, что понятие "нецензурная брань" пока юридически не закреплено, и еще предстоит поработать филологам, которые могут провести соответствующие экспертизы и во всеуслышание назвать запретные перлы великого и могучего русского языка. Так что матерные дебаты продолжаются. Если законопроект будет принят, как обещают, 1 июня (аккурат в Международный день защиты детей), то кинематографисты превратятся в несмышленышей и станут повторять роковые слова, чтобы ненароком не ввернуть куда не надо одно из них — к ужасу любимой бабушки.

Андрей Плахов, "Коммерсант"
Advertology.Ru

08.04.2014

на печать


Комментарии

Вика
05.05.2014 15:33 | сообщение #1
 

Что поделать, если в современном кино мало талантов, пусть хоть поматерятся со злости, только таланта от этого не прибавится.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 13:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация