Новости

Правительство обсудит новые правила для малых форматов торговли

Правительство обсудит новые правила для малых форматов торговли

Правительство готовится рассмотреть законопроект Минпромторга о стандартах нестационарной и мобильной торговли. Поправки должны положить конец «хаосу в регулировании» этого рынка. Министерство прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано.

Торговый хаос

Правительство России в понедельник, 22 мая, обсудит поправки в законодательство, направленные на улучшение условий для работы нестационарной и мобильной торговли. Как сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга, который является разработчиком законопроекта, на этапе согласования его рассмотрели 49 субъектов РФ, большинство из них поддержали документ без замечаний.

Одна из главных идей Минпромторга — ​передать полномочия по регулированию альтернативных форматов торговли на уровень субъектов Федерации и, таким образом, создать единые правила ведения бизнеса хотя бы на уровне отдельных регионов. Сейчас «практически все полномочия сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос в регулировании малых форматов торговли», заявил РБК статс-секретарь, замминистра Виктор Евтухов.

Чтобы дать гарантии бизнесу, Минпромторг предлагает заключать договоры аренды на нестационарные торговые объекты (НТО, к ним относятся павильоны и киоски) на срок не менее семи лет. Если возникнет потребность переместить точку (например, участок потребуется для госнужд), власти обязаны предоставить предпринимателю сопоставимое место.

Кроме того, законопроект отделяет понятия «мобильный торговый объект» (автомагазины, автолавки) от НТО. Сейчас мобильная торговля практически приравнена к нестационарной, то есть место под автолавку надо включать в схему размещения, заключать договор аренды земельного участка и т.д. Законопроект предполагает значительно упростить данную процедуру.

Минпромторг прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано (все это, по оценкам министерства, потребует 400 млрд руб. частных инвестиций). Отказ от малых форм торговли приводит к падению спроса и потребления товаров. Напротив, «увеличение числа торговых объектов шаговой доступности способствует увеличению объемов реализации и потребления продовольствия», подчеркивает Евтухов. По прогнозам Минпромторга, в итоге принятия поправок объемы реализации сельхозпродукции в России могут вырасти на 4,5 млн т.

Пример Москвы

Одной из причин обращения Минпромторга к теме нестационарной торговли является падение объемов розничной торговли в России в целом. Как напоминают в пресс-службе министерства, за два года розничный оборот в России сократился на 15%, в Москве падение составило еще больше — 25%. Данный показатель учитывает все виды потребительских товаров. По мнению председателя правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, продажи продуктов питания в Москве за 2016 год снизились на 5%, однако цифра за два года «значительнее».

Собеседники РБК вспоминают ситуацию в Москве как яркий негативный пример взаимоотношений властей и мелких и средних торговцев. «Решением местных властей была практически уничтожена вся уличная торговля», — отмечает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Озвученные министерством данные по инвестициям в НТО могут быть и выше, но «при определенных гарантиях соблюдения прав собственности и безопасности инвестиций», отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр ​Оськин. Московский эксперимент с ликвидацией самостроя показал эфемерность договоренностей, констатирует он. По данным АРПП, еще пять лет в Москве было около 30 тыс. объектов мелкой розницы, сейчас — не более 7 тыс.

При этом все о​прошенные РБК участники рынка и эксперты поддерживают предложения Минпромторга. «Это очень благоприятные изменения для предпринимателей, так как они направлены на ясность «правил игры», чего так не хватает российскому бизнесу. Местные власти склонны менять нормативную базу в сфере торговли слишком часто и непрогнозируемо, что ставит предпринимателей в незащищенное положение», — рассуждает адвокат Олег Сухов. Когда «в одном городе сносят все киоски, а в другом они спокойно функционируют — это нарушает права предпринимателей, создавая слишком разные условия для торговли на местах», соглашается Денис Фролов.

Принцип «меняется место — сохраняется бизнес», по которому предпринимателю гарантируют право размещения, является «глубоко правильным», заявил РБК президент Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «Люди не готовы ничего вкладывать, пока они на птичьих правах», — подчеркнул он, добавив, что сейчас эти вопросы решаются на основании личных договоренностей.

Сейчас сроки аренды устанавливаются «в зависимости от настроения чиновников», а норма о минимальном размещении НТО на семь лет будет способствовать «уверенности в завтрашнем дне», считает Оськин.
Продажи ставят на ГАЗ

В Минпромторге также рассчитывают, что законопроект даст толчок для развития автопроизводителей. В случае его принятия к 2019 году предприятия российского автопрома могут реализовать 50 тыс. грузовиков (на сумму 80 млрд руб.) в качестве автомагазинов, автокафе и фуд-траков, говорится в материалах министерства. Еще около 60 млрд руб. получат производители специализированного торгового оборудования для автолавок и фуд-траков, считают в Минпромторге.

Основным автомобилем для развития мобильной торговли рассматривается «ГАЗель NEXT», в разработку которой группа ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) вложила 9 млрд руб. ​Она имеет четыре базовые комплектации для мобильной торговли, на их базе может быть создано более 1 тыс. модификаций. В частности, перечисляется ряд успешно реализованных в крупных городах проектов фуд-траков и мобильных лавок на базе «ГАЗель NEXT»: «Сюда еда» (франшиза ресторанов быстрого питания), «Рыба здесь» (киоски по продаже рыбной продукции), Eat & Go (продажа гамбургеров и бутербродов в Петербурге, в том числе в аэропорту Пулково).

«Сегодня развитие мобильной торговли тормозится из-за проблем юридического регулирования: существующий закон о торговле не содержит понятия «мобильный торговый объект». Соответственно, все согласования для мобильной торговой точки происходят так же, как и для стационарной. На каждое уходит очень много времени, теряется сама идея «мобильности», — рассуждает директор по реализации и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков. 

Как уточнила РБК представитель группы ГАЗ, завод готов удовлетворить потребность рынка в полном объеме. «На фоне того, что рынок начал падать с 2014 года и до сих не восстановился до докризисного уровня, эти объемы позволят компенсировать снижение продаж», — объяснила она.​ По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году группа ГАЗ продала 69,4 тыс. автомобилей, в 2015 году — 51,2 тыс., то есть на 26% меньше. В 2016 году продажи выросли на 9%, до 55,8 тыс. За первые четыре месяца 2017 года продажи выросли всего на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

«ГАЗель Next» — не единственный вариант для организации мобильной торговли, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, хотя в плане обеспеченности необходимыми мощностями ГАЗ имеет преимущество. В качестве альтернативных вариантов Беспалов называет УАЗ и Ford Tranzit, производство которого локализовано в России. Также небольшие фургоны производит ЗИЛ.

Представитель ЗИЛа сообщила РБК, что компания не рассматривает участие в проекте. Получить оперативные комментарии представителей УАЗа и Ford не удалось.​

Затянувшееся рассмотрение

Минпромторг начал разрабатывать поправки еще в 2014 году и рассчитывал, что Госдума примет их еще в 2016 году. Андрей Карпов из Ассоциации экспертов рынка ретейла предполагает, что согласование законопроекта может затягиваться из-за неуверенности властей в добросовестности владельцев НТО как налогоплательщиков.

В свою очередь, Владлен Максимов из Коалиции киоскеров отмечает, что реализация законопроекта во многом будет зависеть от региональных властей. «Можно принять любой прекрасный закон, но регионы на месте сформулируют такие рамочные требования, что никто рад не будет», — предостерегает эксперт.

19.05.2017

на печать


Комментарии

Александр
22.05.2017 15:22 | сообщение #1
 

Летает одна мысль: За что и кого бы ещё содрать денег!

Гость
22.05.2017 16:50 | сообщение #2
 

Александр писал(а):
Летает одна мысль: За что и кого бы ещё содрать денег!


Со всех участников.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Украинские юристы оставят владельцев Рокфеллер-центра с "голой...Украинские юристы оставят владельцев Рокфеллер-центра с "голой...
Украинцев массово поразила недавняя новость в сфере искусства. Джефф Кунс, американский художник и любитель китча установил огромную статую балерины. И вроде бы все красиво и необычно, если бы не несколько «но». Во-первых, балерина надувная. И, во-вторых, эта балерина является огромной копией статуэтки «Балерина Леночка» времен СССР.
Почему рекламодатели объявили войну Facebook и GoogleПочему рекламодатели объявили войну Facebook и Google
Причина недовольства рекламодателей — непонятные метрики, которые мешают брендам и медиаагентствам эффективно продавать. Мы выбрали главное из огромного материала Adweek о ситуации на рынке.
Как построить образцовое сообщество в соцсетях: критерии и правилаКак построить образцовое сообщество в соцсетях: критерии и правила
Многие компании, особенно имеющие дело с высокотехнологичными товарами, создали страницы и группы в социальных сетях – это факт. Но еще более неоспоримый факт заключается в том, что без построения настоящего сообщества эти группы остаются всего лишь новостными лентами, дублирующими раздел новостей сайта компании. Особую касту составляют страницы компаний, работающих в сфере hi-tech, IT и telecom. Для эффективной работы в социальных сетях на страницах этих компаний осталось выяснить, что такое «настоящее сообществ» и почему эти компании можно смело выделить в отдельную касту.
Рекламный провокатор России оценил резонансные беларуские кампанииРекламный провокатор России оценил резонансные беларуские кампании (4)
Комментарии Юния Давыдова, президента международной рекламной группы RCG, нескольких беларуских кейсов, которые последние пару лет активно обсуждались в соцсетях и привлекли внимание эпатажностью, нехарактерной в целом для беларуской рекламы. 
Ученые назвали самую депрессивную социальную сетьУченые назвали самую депрессивную социальную сеть
Instagram оказывает «самое пагубное воздействие на здоровье молодых людей», — констатируют сотрудники Британского Королевского общества здравоохранения по итогам своего нового исследования.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.05.2017 - 15:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация