Новости

Правительство обсудит новые правила для малых форматов торговли

Правительство обсудит новые правила для малых форматов торговли

Правительство готовится рассмотреть законопроект Минпромторга о стандартах нестационарной и мобильной торговли. Поправки должны положить конец «хаосу в регулировании» этого рынка. Министерство прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано.

Торговый хаос

Правительство России в понедельник, 22 мая, обсудит поправки в законодательство, направленные на улучшение условий для работы нестационарной и мобильной торговли. Как сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга, который является разработчиком законопроекта, на этапе согласования его рассмотрели 49 субъектов РФ, большинство из них поддержали документ без замечаний.

Одна из главных идей Минпромторга — ​передать полномочия по регулированию альтернативных форматов торговли на уровень субъектов Федерации и, таким образом, создать единые правила ведения бизнеса хотя бы на уровне отдельных регионов. Сейчас «практически все полномочия сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос в регулировании малых форматов торговли», заявил РБК статс-секретарь, замминистра Виктор Евтухов.

Чтобы дать гарантии бизнесу, Минпромторг предлагает заключать договоры аренды на нестационарные торговые объекты (НТО, к ним относятся павильоны и киоски) на срок не менее семи лет. Если возникнет потребность переместить точку (например, участок потребуется для госнужд), власти обязаны предоставить предпринимателю сопоставимое место.

Кроме того, законопроект отделяет понятия «мобильный торговый объект» (автомагазины, автолавки) от НТО. Сейчас мобильная торговля практически приравнена к нестационарной, то есть место под автолавку надо включать в схему размещения, заключать договор аренды земельного участка и т.д. Законопроект предполагает значительно упростить данную процедуру.

Минпромторг прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано (все это, по оценкам министерства, потребует 400 млрд руб. частных инвестиций). Отказ от малых форм торговли приводит к падению спроса и потребления товаров. Напротив, «увеличение числа торговых объектов шаговой доступности способствует увеличению объемов реализации и потребления продовольствия», подчеркивает Евтухов. По прогнозам Минпромторга, в итоге принятия поправок объемы реализации сельхозпродукции в России могут вырасти на 4,5 млн т.

Пример Москвы

Одной из причин обращения Минпромторга к теме нестационарной торговли является падение объемов розничной торговли в России в целом. Как напоминают в пресс-службе министерства, за два года розничный оборот в России сократился на 15%, в Москве падение составило еще больше — 25%. Данный показатель учитывает все виды потребительских товаров. По мнению председателя правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, продажи продуктов питания в Москве за 2016 год снизились на 5%, однако цифра за два года «значительнее».

Собеседники РБК вспоминают ситуацию в Москве как яркий негативный пример взаимоотношений властей и мелких и средних торговцев. «Решением местных властей была практически уничтожена вся уличная торговля», — отмечает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Озвученные министерством данные по инвестициям в НТО могут быть и выше, но «при определенных гарантиях соблюдения прав собственности и безопасности инвестиций», отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр ​Оськин. Московский эксперимент с ликвидацией самостроя показал эфемерность договоренностей, констатирует он. По данным АРПП, еще пять лет в Москве было около 30 тыс. объектов мелкой розницы, сейчас — не более 7 тыс.

При этом все о​прошенные РБК участники рынка и эксперты поддерживают предложения Минпромторга. «Это очень благоприятные изменения для предпринимателей, так как они направлены на ясность «правил игры», чего так не хватает российскому бизнесу. Местные власти склонны менять нормативную базу в сфере торговли слишком часто и непрогнозируемо, что ставит предпринимателей в незащищенное положение», — рассуждает адвокат Олег Сухов. Когда «в одном городе сносят все киоски, а в другом они спокойно функционируют — это нарушает права предпринимателей, создавая слишком разные условия для торговли на местах», соглашается Денис Фролов.

Принцип «меняется место — сохраняется бизнес», по которому предпринимателю гарантируют право размещения, является «глубоко правильным», заявил РБК президент Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «Люди не готовы ничего вкладывать, пока они на птичьих правах», — подчеркнул он, добавив, что сейчас эти вопросы решаются на основании личных договоренностей.

Сейчас сроки аренды устанавливаются «в зависимости от настроения чиновников», а норма о минимальном размещении НТО на семь лет будет способствовать «уверенности в завтрашнем дне», считает Оськин.
Продажи ставят на ГАЗ

В Минпромторге также рассчитывают, что законопроект даст толчок для развития автопроизводителей. В случае его принятия к 2019 году предприятия российского автопрома могут реализовать 50 тыс. грузовиков (на сумму 80 млрд руб.) в качестве автомагазинов, автокафе и фуд-траков, говорится в материалах министерства. Еще около 60 млрд руб. получат производители специализированного торгового оборудования для автолавок и фуд-траков, считают в Минпромторге.

Основным автомобилем для развития мобильной торговли рассматривается «ГАЗель NEXT», в разработку которой группа ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) вложила 9 млрд руб. ​Она имеет четыре базовые комплектации для мобильной торговли, на их базе может быть создано более 1 тыс. модификаций. В частности, перечисляется ряд успешно реализованных в крупных городах проектов фуд-траков и мобильных лавок на базе «ГАЗель NEXT»: «Сюда еда» (франшиза ресторанов быстрого питания), «Рыба здесь» (киоски по продаже рыбной продукции), Eat & Go (продажа гамбургеров и бутербродов в Петербурге, в том числе в аэропорту Пулково).

«Сегодня развитие мобильной торговли тормозится из-за проблем юридического регулирования: существующий закон о торговле не содержит понятия «мобильный торговый объект». Соответственно, все согласования для мобильной торговой точки происходят так же, как и для стационарной. На каждое уходит очень много времени, теряется сама идея «мобильности», — рассуждает директор по реализации и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков. 

Как уточнила РБК представитель группы ГАЗ, завод готов удовлетворить потребность рынка в полном объеме. «На фоне того, что рынок начал падать с 2014 года и до сих не восстановился до докризисного уровня, эти объемы позволят компенсировать снижение продаж», — объяснила она.​ По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году группа ГАЗ продала 69,4 тыс. автомобилей, в 2015 году — 51,2 тыс., то есть на 26% меньше. В 2016 году продажи выросли на 9%, до 55,8 тыс. За первые четыре месяца 2017 года продажи выросли всего на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

«ГАЗель Next» — не единственный вариант для организации мобильной торговли, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, хотя в плане обеспеченности необходимыми мощностями ГАЗ имеет преимущество. В качестве альтернативных вариантов Беспалов называет УАЗ и Ford Tranzit, производство которого локализовано в России. Также небольшие фургоны производит ЗИЛ.

Представитель ЗИЛа сообщила РБК, что компания не рассматривает участие в проекте. Получить оперативные комментарии представителей УАЗа и Ford не удалось.​

Затянувшееся рассмотрение

Минпромторг начал разрабатывать поправки еще в 2014 году и рассчитывал, что Госдума примет их еще в 2016 году. Андрей Карпов из Ассоциации экспертов рынка ретейла предполагает, что согласование законопроекта может затягиваться из-за неуверенности властей в добросовестности владельцев НТО как налогоплательщиков.

В свою очередь, Владлен Максимов из Коалиции киоскеров отмечает, что реализация законопроекта во многом будет зависеть от региональных властей. «Можно принять любой прекрасный закон, но регионы на месте сформулируют такие рамочные требования, что никто рад не будет», — предостерегает эксперт.

19.05.2017

на печать


Комментарии

Александр
22.05.2017 15:22 | сообщение #1
 

Летает одна мысль: За что и кого бы ещё содрать денег!

Гость
22.05.2017 16:50 | сообщение #2
 

Александр писал(а):
Летает одна мысль: За что и кого бы ещё содрать денег!


Со всех участников.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

25.05.2020 - 07:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация