Статьи

Бренд дороже денег

Бренд дороже денег

Реальные доходы россиян растут, но потребительская активность пока отстает от других стран. Такую тенденцию отметили эксперты GfK Rus в ходе конференции "Потребительские рынки России. Будущее начинается сегодня". 

По словам генерального директора GfK Rus Александра Демидова, рост реальных ежемесячных доходов населения России, очищенных от инфляции, с 2001 года составил 253%. За это время изменилась и структура расходов. Если в 2001 году наши сограждане тратили на продукты питания более половины своих доходов, то в этом году "только" 42%. Достижение небольшое: в развитых странах доля расходов на продукты питания составляет от 13 до 18%.

Аналитики описали и портрет российского потребителя. Оказывается, для нас как для потребителей на первом месте имидж и престиж. "Люди покупают те или иные модные товары, чтобы показать или утвердить свой статус, - отметил Александр Демидов. - По нашим наблюдениям, с 2012 года люди стали спокойнее относиться к фирменным товарам. Брендовые товары больше покупает молодежь, чем люди старшего возраста. Большинство потребителей пытаются рационально подходить к покупкам, но при этом 43% могут в магазине совершить спонтанную покупку".

Региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер согласен с тем, что отличительной чертой российского потребителя является ориентированность на качество и бренд: "Подавляющее большинство россиян (81%) находит качество товара одним из главных критериев при выборе и покупке. При этом российский потребитель испытывает больше доверия к брендам: 60% респондентов выбирают бренд, который они приобретут, до похода в магазин, а 47% опрошенных любят покупать товары знаменитых брендов и готовы заплатить за них большие деньги".

А вот Михаил Бурмистров, гендиректор "INFOLine-Аналитика", объясняет эту тенденцию так: "Доля международных компаний растет и, соответственно, происходит укрепление международных брендов, в то время как большинство российских компаний в условиях усиления конкуренции на рынках потребительских товаров и ограниченного бюджета вынужденно сокращают долю рекламных расходов в связи с увеличением расходов на трейд-маркетинг".

Тенденцией последних лет стал интерес россиян к экологически чистым продуктам и продуктам, полезным для здоровья. По данным Nielsen, 60% потребителей в России утверждают, что предпочитают покупать экологически чистые продукты, даже если они дороже. В Европе лишь 37% потребителей придерживаются этой позиции. Самыми яростными приверженцами здорового питания оказались латиноамериканцы (82%).

Аналитики GfK Rus, проводя исследование, поделили все товары повседневного спроса (FMCG) на три ценовых сегмента: премиум, средний и низкий. Оказалось, что из всех продуктов категории FMCG в России 25% составляют товары премиум. В Германии эта категория занимает всего 10%. Там больше товаров среднего ценового сегмента, в то время как в России большинство товаров относится к премиальному и низкоценовому сегментам, а товаров средней категории меньше всего. То есть отечественные потребители покупают или бренды, или дешевые товары.

"В первом полугодии 2013 года товары повседневного спроса FMCG продемонстрировали рост оборота на 9%. Но этот рост обусловлен только инфляцией. Продуктовые компоненты выросли на 7,5%, непродуктовые - на 14,7%, - рассказала руководитель Consumer Panel Services GfK Елена Самодурова. - Средняя российская семья тратит на товары повседневного спроса около 112 тыс. рублей в год, или 9300 рублей в месяц. Большая часть затрат приходится на мясо, овощи. Самые высокие темпы роста демонстрируют сегменты безрецептурных лекарственных препаратов, свежие фрукты и овощи, средства по уходу за собой. Сейчас появляется больше возможностей для развития таких категорий, как нишевые продовольственные товары, растет доля частных марок. Они растут в тех торговых сетях, где нет сильной конкуренции со стороны брендовой продукции".

"Несмотря на то что потребители в России готовы переплачивать за бренды и экологически чистые продукты, они остаются чувствительными к цене. Для 57% россиян цена имеет значение и остается значимым фактором при совершении покупок. Практически каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, которые предлагают магазины. При этом 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене", - добавил Пол Уокер.

Елена Самодурова отметила, что в некоторых категориях товаров очень велико влияние промоактивности: "Высокая доля промоакций может играть и негативную роль: потребитель, привыкая покупать товар во время проведения таких акций, не хочет платить за него больше в период, когда промоакции не проводятся". Самая высокая доля промоакций, по данным Самодуровой, сейчас проводится в категориях шоколадных изделий, алкоголя, кофе, соков, молочной продукции, консервированных овощей и фруктов.

Говоря о ценах на потребительских рынках России, эксперты отметили, что сейчас цены на товары повседневного спроса стабилизируются. Как сообщил руководитель центра инноваций и развития GfK Асхат Кутлалиев, рынок в среднем растет за год на 2%. Ощутимо выросли цены на хлеб, алкоголь (за счет роста акцизов), овощную продукцию, фрукты и ягоды (за счет роста интереса к здоровому образу жизни).

Еще одна интересная тенденция. Хотя, по словам Кутлалиева, потребительская корзина россиян намного скромнее, чем, например, в США или Франции, где в нее входит более 500 товаров и услуг, мы можем себе позволить больше, чем жители многих других стран.

"Если сравнивать покупательскую способность россиян и жителей других стран, то на первом месте находится Польша, затем Германия и на третьем месте Россия. В крупных экономиках Западной Европы (Франции, Испании, Великобритании) происходит деградация покупательской способности. К примеру, уровень покупательской способности Великобритании опустился на 20% после кризиса", - отметил Асхат Кутлалиев.

Но даже из скромной потребительской корзины нужно выбирать, целиком же ее не купишь. Что же влияет на выбор товаров? Здесь мнения экспертов разделились. В GfK сделали вывод, что большинство россиян негативно относится к рекламе и утверждают, что стараются ее не смотреть и не покупать рекламируемые товары. А вот недавнее исследование Nielsen показывает, что реклама на телевидении и в газетах и журналах по-прежнему находится в списке источников информации, пользующихся наибольшим доверием среди потребителей в мире, в том числе и в России. По сравнению с 2011 годом доверие к рекламе на телевидении среди мировых респондентов выросло на 14% - до 62% в 2013-м, рекламе в журналах и газетах доверяют 60% и 61% соответственно. В России в два раза выросло количество тех респондентов, которые доверяют рекламе на телевидении с 20% в 2011-м до 40% в 2013-м. Самым высоким показателем среди остальных форм рекламы, согласно исследованию Nielsen, стали советы друзей, то есть "сарафанное радио". 84% потребителей в мире говорят, что при выборе товаров или услуг доверяют рекомендациям друзей и родных.

По словам Александра Демидова, основные тренды, которые влияют на потребительский рынок России, - старение населения, урбанизация и миграция, изменения в домохозяйствах, смещение гендерных ролей. Хождение по магазинам входит в моду среди российских мужчин. По наблюдениям аналитиков Nielsen, мужчины становятся активными, независимыми покупателями. Из них заранее планируют поход в магазин 71%, заранее собирают информацию и отзывы о товарах 60% и склонны делать выбор перед совершением покупки 63%.

"Мы наблюдаем переориентацию потребителей на качественный сервис. Сервис в свою очередь начинает влиять на бренд. Еще один заметный тренд - возврат к товарам отечественного производства. Пока эта тенденция затронула не все рынки, но многие", - добавил Демидов.

Готовы ли вы переплатить за брендовую продукцию?

Юлия Воронина, rg.ru
Advertology.Ru

15.10.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.
Почему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днищеПочему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днище
В оригинальной версии рекламная кампания называется Be more human, то есть будь человечнее. Она не про пол, она про человека. И про равенство людей, гендер здесь вообще не важен.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

24.05.2019 - 13:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация