Статьи

Бренд дороже денег

Бренд дороже денег

Реальные доходы россиян растут, но потребительская активность пока отстает от других стран. Такую тенденцию отметили эксперты GfK Rus в ходе конференции "Потребительские рынки России. Будущее начинается сегодня". 

По словам генерального директора GfK Rus Александра Демидова, рост реальных ежемесячных доходов населения России, очищенных от инфляции, с 2001 года составил 253%. За это время изменилась и структура расходов. Если в 2001 году наши сограждане тратили на продукты питания более половины своих доходов, то в этом году "только" 42%. Достижение небольшое: в развитых странах доля расходов на продукты питания составляет от 13 до 18%.

Аналитики описали и портрет российского потребителя. Оказывается, для нас как для потребителей на первом месте имидж и престиж. "Люди покупают те или иные модные товары, чтобы показать или утвердить свой статус, - отметил Александр Демидов. - По нашим наблюдениям, с 2012 года люди стали спокойнее относиться к фирменным товарам. Брендовые товары больше покупает молодежь, чем люди старшего возраста. Большинство потребителей пытаются рационально подходить к покупкам, но при этом 43% могут в магазине совершить спонтанную покупку".

Региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер согласен с тем, что отличительной чертой российского потребителя является ориентированность на качество и бренд: "Подавляющее большинство россиян (81%) находит качество товара одним из главных критериев при выборе и покупке. При этом российский потребитель испытывает больше доверия к брендам: 60% респондентов выбирают бренд, который они приобретут, до похода в магазин, а 47% опрошенных любят покупать товары знаменитых брендов и готовы заплатить за них большие деньги".

А вот Михаил Бурмистров, гендиректор "INFOLine-Аналитика", объясняет эту тенденцию так: "Доля международных компаний растет и, соответственно, происходит укрепление международных брендов, в то время как большинство российских компаний в условиях усиления конкуренции на рынках потребительских товаров и ограниченного бюджета вынужденно сокращают долю рекламных расходов в связи с увеличением расходов на трейд-маркетинг".

Тенденцией последних лет стал интерес россиян к экологически чистым продуктам и продуктам, полезным для здоровья. По данным Nielsen, 60% потребителей в России утверждают, что предпочитают покупать экологически чистые продукты, даже если они дороже. В Европе лишь 37% потребителей придерживаются этой позиции. Самыми яростными приверженцами здорового питания оказались латиноамериканцы (82%).

Аналитики GfK Rus, проводя исследование, поделили все товары повседневного спроса (FMCG) на три ценовых сегмента: премиум, средний и низкий. Оказалось, что из всех продуктов категории FMCG в России 25% составляют товары премиум. В Германии эта категория занимает всего 10%. Там больше товаров среднего ценового сегмента, в то время как в России большинство товаров относится к премиальному и низкоценовому сегментам, а товаров средней категории меньше всего. То есть отечественные потребители покупают или бренды, или дешевые товары.

"В первом полугодии 2013 года товары повседневного спроса FMCG продемонстрировали рост оборота на 9%. Но этот рост обусловлен только инфляцией. Продуктовые компоненты выросли на 7,5%, непродуктовые - на 14,7%, - рассказала руководитель Consumer Panel Services GfK Елена Самодурова. - Средняя российская семья тратит на товары повседневного спроса около 112 тыс. рублей в год, или 9300 рублей в месяц. Большая часть затрат приходится на мясо, овощи. Самые высокие темпы роста демонстрируют сегменты безрецептурных лекарственных препаратов, свежие фрукты и овощи, средства по уходу за собой. Сейчас появляется больше возможностей для развития таких категорий, как нишевые продовольственные товары, растет доля частных марок. Они растут в тех торговых сетях, где нет сильной конкуренции со стороны брендовой продукции".

"Несмотря на то что потребители в России готовы переплачивать за бренды и экологически чистые продукты, они остаются чувствительными к цене. Для 57% россиян цена имеет значение и остается значимым фактором при совершении покупок. Практически каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, которые предлагают магазины. При этом 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене", - добавил Пол Уокер.

Елена Самодурова отметила, что в некоторых категориях товаров очень велико влияние промоактивности: "Высокая доля промоакций может играть и негативную роль: потребитель, привыкая покупать товар во время проведения таких акций, не хочет платить за него больше в период, когда промоакции не проводятся". Самая высокая доля промоакций, по данным Самодуровой, сейчас проводится в категориях шоколадных изделий, алкоголя, кофе, соков, молочной продукции, консервированных овощей и фруктов.

Говоря о ценах на потребительских рынках России, эксперты отметили, что сейчас цены на товары повседневного спроса стабилизируются. Как сообщил руководитель центра инноваций и развития GfK Асхат Кутлалиев, рынок в среднем растет за год на 2%. Ощутимо выросли цены на хлеб, алкоголь (за счет роста акцизов), овощную продукцию, фрукты и ягоды (за счет роста интереса к здоровому образу жизни).

Еще одна интересная тенденция. Хотя, по словам Кутлалиева, потребительская корзина россиян намного скромнее, чем, например, в США или Франции, где в нее входит более 500 товаров и услуг, мы можем себе позволить больше, чем жители многих других стран.

"Если сравнивать покупательскую способность россиян и жителей других стран, то на первом месте находится Польша, затем Германия и на третьем месте Россия. В крупных экономиках Западной Европы (Франции, Испании, Великобритании) происходит деградация покупательской способности. К примеру, уровень покупательской способности Великобритании опустился на 20% после кризиса", - отметил Асхат Кутлалиев.

Но даже из скромной потребительской корзины нужно выбирать, целиком же ее не купишь. Что же влияет на выбор товаров? Здесь мнения экспертов разделились. В GfK сделали вывод, что большинство россиян негативно относится к рекламе и утверждают, что стараются ее не смотреть и не покупать рекламируемые товары. А вот недавнее исследование Nielsen показывает, что реклама на телевидении и в газетах и журналах по-прежнему находится в списке источников информации, пользующихся наибольшим доверием среди потребителей в мире, в том числе и в России. По сравнению с 2011 годом доверие к рекламе на телевидении среди мировых респондентов выросло на 14% - до 62% в 2013-м, рекламе в журналах и газетах доверяют 60% и 61% соответственно. В России в два раза выросло количество тех респондентов, которые доверяют рекламе на телевидении с 20% в 2011-м до 40% в 2013-м. Самым высоким показателем среди остальных форм рекламы, согласно исследованию Nielsen, стали советы друзей, то есть "сарафанное радио". 84% потребителей в мире говорят, что при выборе товаров или услуг доверяют рекомендациям друзей и родных.

По словам Александра Демидова, основные тренды, которые влияют на потребительский рынок России, - старение населения, урбанизация и миграция, изменения в домохозяйствах, смещение гендерных ролей. Хождение по магазинам входит в моду среди российских мужчин. По наблюдениям аналитиков Nielsen, мужчины становятся активными, независимыми покупателями. Из них заранее планируют поход в магазин 71%, заранее собирают информацию и отзывы о товарах 60% и склонны делать выбор перед совершением покупки 63%.

"Мы наблюдаем переориентацию потребителей на качественный сервис. Сервис в свою очередь начинает влиять на бренд. Еще один заметный тренд - возврат к товарам отечественного производства. Пока эта тенденция затронула не все рынки, но многие", - добавил Демидов.

Готовы ли вы переплатить за брендовую продукцию?

Юлия Воронина, rg.ru
Advertology.Ru

15.10.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

27.12.2025 - 19:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация