Статьи

Секреты и технологии провокационной рекламы

Секреты и технологии провокационной рекламы

Гуру провокационной рекламы никому ничего не навязывают. Они работают на грани фола, не пугаясь провала всей кампании: только ноу-хау в рамках официально не запрещенного. Их девиз: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского!».

Человек субъективен в восприятии мира, с этим ничего не поделаешь. Приняв за данность этот факт, можно попытаться поделить весь поток информации на отдельные сегменты. На каких носителях видит рекламу российский пользователь и потенциальный покупатель? Перечисление не займет много времени: билборды (щиты и растяжки - весьма эффективно, но дорого), телевизионная реклама (видеоролики, прерывающие просмотр кинофильма), СМИ - объявления (часто маленькие вставки на странице), спам - «мусорная» реклама самого разного рода (интернет-площадки, доски объявлений, СМСки), постеры (их раздают бесплатно в рамках промоакции).

Реклама в равных долях делится на хорошую и плохую. Главный аргумент хорошей рекламы: она цепляет, побуждает к покупке и убеждает в правильности сделанного выбора. Плохую рекламу потребитель просто не воспринимает по разным причинам:

  • не слишком бодро отреагирует покупатель старшего поколения на рекламу молодежного напитка;
  • социальная структура общества разделила покупателей на группы имеющих возможность приобрести и имеющих желание попробовать;
  • старые методы предложения вызывают часто раздражение вместо интереса.

Проблема подачи материала давно волнует мастеров рекламы и PR, и не только в России. Рекламщики придумали механизм, работающий на грани фола. Можно действовать в рамках хорошо изученных схем (СМИ, Интернет, наружная реклама), но продукт подается таким образом, что не обратить внимания на рекламный трюк у зрителя просто не получается. Кто-то, возможно, разгневается, а кого-то тот же ролик или акция заворожит.

Каждая группа покупателей реагирует на провокации соответственно возрасту и статусу. Дерзкие проекты рассчитаны на молодежную аудиторию. Для старшего поколения покупателей провокация, скорее всего, допустима в форме подвоха, может быть иронии, способной вызвать улыбку и неподдельный интерес.

В возрасте далеко за 80 Сальвадор Дали заказывал огромных омаров в фешенебельных ресторанах и прогуливался под ручку с юным красавцем. К омарам он в ту пору не притрагивался, а юноша служил мастеру эпатажа чем-то вроде дополнительной опоры. Но слухи о богемных привычках и невоздержанности во всем Дали умело поддерживал до последней минуты жизни. Именно ему принадлежит фраза: «Я отличаюсь от сумасшедшего только тем, что я - не сумасшедший». Используя этот завет великого маэстро импровизированного эпатажа, работают сегодняшние мастера рекламы.

У провокационной рекламы есть свои принципы:

  • никто не призывает покупателей приобретать конфеты, пиво или мороженое открытым способом. Рекламщики изначально не ставят перед собой задачу предложить. Они провоцируют покупателя попробовать что-либо, играя на его страстях и слабостях;
  • механизм рекламы устроен так, что зритель, если и смотрит ролик, то не очень помнит, что он прервал процесс просмотра фильма. Он может не с первого раза даже догадается о том, что его так сильно отвлекло. Не имеет значения, в какой форме и на каком носителе предлагается данный вид рекламы. Основная цель: предложить потенциальному покупателю разгадать интеллектуальную шараду. В любом возрасте люди любят головоломки;
  • эффект внезапности - немаловажный фактор успеха. Ситуация смоделирована по сценарию: человек - интересующий объект - идет по улице целенаправленно по своим делам и вдруг внезапно становится вовлеченным в промоакцию, являющую случайным зрителям спектакль под открытым небом. Его никто не задерживает, но отчего-то, выбравшись на ровный тротуар, он понимает, что успел попробовать какую-то новую пищу (сыр, пастилу, конфету и т.д.), а в руках у него осталась упаковка, на которой он обнаруживает название съеденного и где это можно купить, если понравилось;
  • неожиданный формат носителя рекламы. Им может быть что угодно, что вызовет любопытство, интерес, негодование. Водосточная труба и стена фасада здания, странная форма скамейки или щита для рекламы. Главное условие провокационной рекламы, работающей на грани «вероятно-недопустимо», что весь процесс стоит малых вложений; интрига, шоу длятся не дольше двух месяцев, вслед за этим наступает разоблачение.

Идеально данный вид маркетинга принимается молодой аудиторией, которая, созвучно рекламе, эпатирует всех и вся, бросает вызов старшему поколению, ищет новые формы самовыражения. Но, как бы это ни было странно, представители всех слоев и групп населения могут с интересом смотреть необычную рекламу, если она сделана тонко и хорошо сбалансирована.

Удачные провокационные ролики:

  1. бренд масла Lurpak ежегодно заказывает рекламу, при просмотре которой у зрителей начинают усиленно работать вкусовые рецепторы. Ничего особенного клипмейкеры не делают. Если не считать особенным детальный показ красивых планов приготовления простой и здоровой пищи;
  2. именитый и очень известный фотограф из Англии Карл Варнер (Carl Warner) - маэстро фотошопа, который делает потрясающие натюрморты из фруктов и любой другой еды, - создал пособие по экстравагантной рекламе. Для польского бренда овощей и фруктов быстрой заморозки Hortex он сделал просто сказочные видеоролики: домики - тыквы, «Цари Горохи» - сказочное королевство, которое обескураживает, но вызывает только положительные эмоции, как у детей так и у взрослых;
  3. потрясающий рекламный ролик от новозеландского агентства Colenso BBDO. По сути, он и красив в своей агрессии. Человеку всегда страшно находиться под стрелами башенных кранов, к которым подвешен груз, раскачивающийся с огромной амплитудой, плюс достаточно жесткий трэшевый музыкальный ряд. Полторы минуты кажутся вечностью. Развязка: ядра (красное и белое на фоне голубого неба) на огромной скорости ударяются друг о друга и получается... йогурт Fresh ‘n Fruity от новозеландской компании Fonterra. Назвали ролик «Ядра»: в красном ядре были фруктово-ягодные составляющие, а в белом - кисломолочные;
  4. в этом году российский зритель имеет удовольствие смотреть рекламу десертов «Бонжур», где красивые молодые парни с обнаженными торсами создают лакомство для дам. Ролик был создан два года назад агентством Euro RSCG Kiev специально для женской аудитории;
  5. Krusher - молочный коктейль сети фастфуда KFC. Реклама на грани нервно-эротического срыва. Томный женский голос призывает кусать его и т.п., в итоге интрига стоит ровно столько, сколько стоит молочный коктейль.

Что может служить носителем для провокационной рекламы:

  • в США есть сеть закусочных Weber. Именно для нее молодые мастера рекламы из Miami Ad School превратили огромное количество различных городских решеток-заборов в имитацию грилевых решеток для жарки мяса; остановки города Миннеаполиса были «превращены» агентством Colle+mcvoy в микроволновые печки, чтобы разрекламировать сменившийся ассортимент утренних кофеен Caribou Coffee. Автобусные остановки и в России - отличный объект для нестандартной подачи рекламного предложения;
  • развертка любого журнала может служить отличным полигоном для рекламы. Издание может быть на автомобильную тематику, а оригинальная развертка (эффект оригами) в процессе складывания рекламирует быстрые завтраки, или бульонные кубики;
  • в Санкт-Петербурге много лет работал бар, а заодно и арткафе с названием «ЦЫНИК», которое было написано на потолке горевшими спичками. Буквы складывались в рисунок, изображающий писающую в пивную кружку собаку. Атмосфера заведения была настолько любима завсегдатаями, что половина артПетербурга искренне переживала, когда бар закрыли из-за его нерентабельности. Доходы не покрывали расходов (не всякая провокация приносит прибыль, это не самоцель). В дневное время это был очень стильный бар с замечательной европейской кухней.

Носитель для провокационной рекламы отличается только тем, что, по сложившемуся мнению, он не может являться рекламным носителем. Причины простые: нет официального разрешения (но и табу никто не налагал), обыватель заинтригован и обескуражен неформальностью подхода к давно известным объектам (скамейкам, поребрикам, газонам), иногда из-за кажущегося покушения на общепринятые моральные нормы.

Кто развивает и закрепляет эффект от рекламы:

  • интернет-форумы являются отличной площадкой для обмена впечатлениями. «Засланные казачки» часто вывешивают фото на стенки и доски объявлений в виртуальной сети, что имело место быть мероприятие, посвященное дегустации продукта «такого-то» и ненавязчиво рекламируют продукт. Это - часть промоакции;
  • неожиданное письмо в электронном ящике, которое замаскировано под «неправильную работу почтового сервиса». Якобы письмо адресовано некоему приятелю и в нем рассказывается о впечатлении от участия в событии;
  • любой человек, идущий по своим делам, может получить в подарок пакетик с маленькой порцией рекламируемого продукта и координатами фирмы на упаковке.

«Тонкие» места провокационной рекламы:

  1. первое и главное можно сформулировать так: «НЕ пересолить бы!». Если реклама, которая принципиально смоделирована на грани фола, хоть на миллиметр перейдет законодательные нормы, то рекламодатель может понести серьезные убытки, выплачивая штраф, согласно Закону «О рекламе»;
  2. на такой вид рекламы можно потратить несколько тысяч евро или три рубля, а предсказать эффект никто не возьмется. Слишком много факторов, чтобы с высокой долей точности учесть каждый из них;
  3. только уникальность идеи провокационного маркетинга позволяет надеяться на успех. Если это дежавю, то данная реклама ничего кроме отторжения не даст. В этом случае постулат постмодерна «все уже было» не работает совершенно. Задача именно в том, чтобы не было никаких ассоциаций с чем-либо виденным или слышанным ранее.

Кто и как выдумывает провокацию?

Те же рекламные агентства, которые обычно трудятся над созданием слоганов и обычных роликов. В случае провокационного маркетинга мастерам рекламы приходится проводить такие мозговые штурмы, что начинает раскаляться воздух. Они понимают, что:

  • старые инструменты нужно просто забыть - они не будут работать;
  • свежие находки появляются экспромтом из самых невероятных ассоциаций;
  • процесс создания провокационной рекламы должен напоминать «цирк», «палату психиатрической клиники», «пир во время чумы». Только полная расслабленность разума, его готовность для восприятия ярких ассоциаций и внезапных озарений, только балансирование на лезвии ножа в плане этики и стиля дадут нужный результат. 
Марина Овчинникова, журнал "Продвижение Продовольствия"
Advertology.Ru

27.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Фаворский

Фаворский
Фаворский. Книга - «Путеводитель по Фаворскому», введение в  художественный мир этого глубокого мастера. В издании не только описаны основные этапы и обстоятельства его жизни и творчества, показаны наиболее интересные работы, но и обозначена их роль в общем развитии искусства. Прослежены связи с  явлениями культуры и общественной жизни (современными в ту пору, или уже историческими). Имя Владимира Андреевича Фаворского — одно из ключевых в русском изобразительном искусстве двадцатого века. Для новых поколений имя, безусловно, классическое и наделенное особым, двойным обаянием, не только художническим, но и человеческим. Оно несет на себе отблеск личности, соединяющей сильную творческую волю с душевной открытостью и редкой ясностью духа. Сила, которая ощущается в Фаворском, это определенно добрая сила. Впрочем, представлять и хвалить художника нет необходимости. Его и знают, и любят. Работы Фаворского, в первую очередь книжные, популярны и лучшие из его гравюр воспроизводились в печати бесконечно. Книга — целостный творческий портрет выдающегося художника. Она сосредоточена на нескольких, еще не получивших, исчерпывающего разрешения вопросах, принципиальных для понимания содержания и характера его работы в искусстве. Главный из них — это проблема единства художественного творчества выдающегося мастера, реформатора искусства книги и деревянной гравюры и разрабатывавшейся им фундаментальной художественной теории. Автор работы Юрий Яковлевич Герчук — известный искусствовед, художественный критик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Ю.Я. Герчук был лично знаком с Фаворским. Работа «ФАВОРСКИЙ» является последним научным трудом Юрия Яковлевича. В ней рассмотрено творчество Фаворского в таких областях как: Графика. Искусство книги. Иллюстрация. Ксилография. Рисунок. Шрифт. Композиция. Изобразительное пространство. Художественная цельность. Синтез искусств. Стиль. Символ.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.06.2025 - 15:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация