Статьи

Региональная пресса: плюсы и минусы кризиса

Региональная пресса: плюсы и минусы кризиса

В 2009 году состояние и динамика рынка региональной периодики менялись соответственно кризисным явлениям. Чуда не случилось, для большинства издателей год завершается так же, как и начинался, - тяжело: с сокращенными тиражами и объемами рекламы.

Но не надо забывать главного - печатное пространство в регионах не опустело и развивается, несмотря на негативные процессы.

Изменения-2009 были как отрицательными:

  • СМИ закрывались, перепрофилировались, уменьшали объем, тиражи, периодичность выхода 
  • урезалась поддержка изданий из местных бюджетов, сокращалось или сводилось к нулю финансирование частными инвесторами 
  • пресса оказалась заложником обвала рекламного рынка 
  • с приостановкой федеральных и местных исследовательских проектов в области региональной прессы ее рынок стал еще менее «прозрачным» и изученным

так и положительными: 

  • несмотря на кризис, в регионах регистрировались и выходили новые СМИ 
  • рынок сохранил свою структуру. Его ключевыми сегментами по-прежнему остаются издания общего интереса (городские и региональные информационные газеты), рекламно-информационные газеты (в том числе бесплатного распространения), развлекательная (в первую очередь телегиды) и специализированная пресса. В городах, как и раньше, представлены локальные и сетевые издания 
  • региональные рейтинговые газеты и журналы не закрылись, основные рекламные и информационные площадки продолжают работу, лидеры получили шансы к еще большему укреплению своих позиций 
  • СМИ, вынужденные быстро адаптироваться к новым экономическим условиям, совершенствовали содержание, распространение, рекламную политику 
  • исчез один из факторов докризисной перенасыщенности рынка - издания-«однодневки» 
  • региональные органы госрегистрации (территориальные управления Роскомнадзора) активизировали деятельность по выявлению и закрытию СМИ, не выходящих в свет более года. В результате, статистика прессы в регионах стала более адекватной реальности

Ситуация в отдельных сегментах

1. Издания общего интереса (информационные региональные и городские газеты)

Возросшая актуальность экономических и социальных тем объективно усилила читательский интерес к местным изданиям данной категории. Однако для выживаемости целого ряда СМИ этого оказалось недостаточно.

С конца 2008 г. началась волна закрытия (приостановки выпуска) частных и государственных газет: «Красноярский комсомолец», «Тюменские ведомости», «Самарский советникъ», «Восточный экспресс» (Казань), «Русский Север» (Вологда), «Вести» (Петропавловск-Камчатский), «На смену» (Екатеринбург), «Полярная правда» (Мурманск), «Новости Пскова» и др.

Примеры закрывшихся газет показывают, что в зону риска попали: ежедневные издания (число которых сокращалось и до кризиса), нерентабельные частные, дотационные проекты, газеты, созданные под политические цели, оппозиционная пресса, редакции с нестабильным кадровым (в первую очередь руководящим) составом.

Вместе с тем год характеризовался и обратным процессом - запуском новых изданий. Газеты были зарегистрированы как в крупных, так и в малых городах - в Бийске, Благовещенске, Нефтеюганске, Новокузнецке, Перми, Казани, Владимире, Йошкар-Оле, Калининграде, Первоуральске, Саратове и др.

Ведущие СМИ общественно-политической тематики продолжают оставаться лидерами общественного мнения и активными участниками жизни регионов. Традиционно высокий уровень доверия читателей сохраняют газеты, издающиеся в муниципальных образованиях (районные и городские). Хотя именно муниципальная (дотационная) пресса почувствовала и еще почувствует последствия сокращения расходов городских бюджетов (урезание финансирования СМИ, изменение организационно-правовых форм редакций, закрытие издательств - муниципальных предприятий и т.д.).

2. Деловые журналы

В начале года резкое уменьшение рекламных доходов привело к временному урезанию объема изданий, периодичности выхода, выпуску сдвоенных номеров и т.п. С другой стороны, образовались дополнительные площади для редакционных материалов, участились экспертные публикации, появились новые рубрики и темы (антикризисные стратегии компаний, оперативные обзоры меняющихся рынков и т.п.). Отдельные журналы помимо содержания обновили дизайн.

Исследование региональных деловых журналов, проведенное Expedition Media в апреле 2009 г., подтвердило, что сегмент менялся качественно: в редакциях, нацеленных на преодоление экономических трудностей, актуализировали контент, внедряли новые формы работы с рекламодателями и аудиторией.

Что происходило количественно (при отсутствии статистики в масштабах страны), с точностью сказать сложно. Но ясно, что тенденция закрытия журналов, несмотря на серьезное «проседание» рекламного рынка, не стала единственной. С второго-третьего квартала стали чаще появляться (либо регистрироваться) новые деловые СМИ, возобновился выход некоторых из приостановленных изданий: «Советник» - Красноярск, «Инновации+паблисити» - Саратов, «Город бизнеса» - Барнаул, Inside - Воронеж, The Chief - Иркутск, «Покупай отечественное!» - Челябинск, «Бизнес-ТАЙМ» - Самара, «Наш бизнес - National Business» - Чита и др.

В целом сегмент сократился, но его костяк остался: в городах продолжают работать локальные и сетевые журналы, лидировавшие в своей группе и до 2009-го.

3. Городской глянец

До кризиса журнальная среда в регионах была самой динамичной - предложение росло, подчас без учета спроса. В итоге, к концу 2008 г. в крупных городах образовался излишек продукции, среди которой было много молодых, неокрепших и не продуманных на долгосрочную перспективу проектов.

В 2009-м «модные» иллюзии развеялись, и журнальный строй поредел. Например, в Челябинске, по данным мониторинга Издательской группы «Парамон», во II квартале 2008 г. фигурировало 54 журнала (без учета телегидов). В аналогичном периоде 2009-го - 32 издания. То есть, в течение 12 месяцев рынок покинули 22 журнала, причем, как отмечают в ИГ «Парамон», закрытие 18 проектов напрямую связано с кризисной коррекцией рынка.

В рамках этой тенденции среди региональных издателей прошла мода и на запуск «глянца». В начале года снижение рекламных доходов и трансформирующееся поведение потребителей заставили спорить о глянце как о жанре. Эксперты отмечали, что глянец терпит «коммерческий и эстетический крах», с другой стороны, этим же СМИ ставилась в плюс их узкая, но устойчивая в привычках аудитория.

На практике в 2009-м сегмент пережил как сокращение (причем сами издатели видят причины закрытия журналов не в падении читательского спроса, а в обвале продаж рекламы), так и содержательное обновление. Сохранившиеся журналы скорректировали формат, дизайн, контент. Некоторые издания с учетом изменения читательских приоритетов переформатировались в более практичные источники информации - стали не только lifestyle- и шопинг-гидами, но и советчиками в эффективном выборе товаров и услуг. В ряде городов глянцевое пространство обновилось за счет новых местных и сетевых журналов: «Собака.ru» - Екатеринбург, First Key - Казань, «Жадность», Home Magazine, «Собака.ru» - Ростов-на-Дону, «The Крем» - Чита «Дорогое удовольствие» - Самара и др.

4. Межрегиональные (сетевые) журналы

Основной итог года - сохранение всех крупных сетей региональных издателей. К концу 2009-го по-прежнему работают более 10 (не считая московских проектов) основных региональных «сетевиков» - журналы «Выбирай», «Я покупаю», «Стольник», «Деловой квартал», «Собака.ru», The Chief , «Дорогое удовольствие», «Интерьер без границ», «Современный дом и офис», National Business, «Банзай».

Изменения коснулись темпов развития и географического охвата сетей. Рост сетей приостановился, выпуски в отдельных городах были «заморожены», о присоединении новых городов объявлялось достаточно редко (в частности - «Собака», «Дорогое удовольствие», The Chief, National Business).

Отдельные издатели оптимизировали пакет своих продуктов, прекратив выпуск СМИ, находящихся на инвестиционном этапе (ИД «Абак-Пресс» - журналы «BLIZKO Недвижимость», «9 Линий», прекращение выпусков журнала «Бизнес и Жизнь в Ростове-на-Дону и Казани).

Ведущие игроки сосредоточились на качественной составляющей проектов (например, Издательская группа «Парамон» в рамках запланированной программы рестайлинга перевела на премиум-формат журнал «Выбирай» в Челябинске и Екатеринбурге, ИД «Абак-Пресс» обновил дизайн и контент-модель журнала «Деловой квартал»).

Основные тенденции рынка региональной прессы в 2009 году

1. Изменение структуры рекламодателей и объемов рекламы

По данным отраслевого мониторинга Гильдии издателей периодической печати, «самое большое снижение объемов рекламы в прессе произошло в сегментах дорогих авто, недвижимости, банковских и страховых услуг (до 40-70%) - падение классифайда и имиджевой рекламы. Серьезно сократились сегменты туризма, дорогой техники, одежды. Устойчивое положение демонстрировали рекламные сегменты здравоохранения и медицины, эзотерики, дистанционной торговли, sms-услуг, товаров потребительского спроса, прежде всего, питания и др.».

Общая ситуация (сокращение рекламы в прессе в денежном выражении) на протяжении года была предметом многочисленных экспертных оценок и прогнозов. По подсчетам АКАР, в январе-сентябре 2009 г. рынок прессы в России просел на 44% (газеты - минус 37%, журналы - 41%, рекламные издания - 55%). Падение на региональных рынках, по данным Альянса Независимых Региональных Издателей (АНРИ), составило 35-40%.

2. Изменение рекламной политики СМИ и их адаптация к новой экономической реальности

В этих условиях издатели пересмотрели ценовую политику СМИ и условия работы с рекламодателями. Основные направления: 

  • увеличение скидок и разработка бонусной системы 
  • введение антикризисных (пониженных) цен либо увеличение цен с одновременной разработкой рекламных предложений, адаптированных под низкий спрос и ценовые ожидания клиентов 
  • акцент на комплексные пакеты предложений, в том числе с использованием своих интернет-площадок и потенциала родственных СМИ (для изданий медиагрупп)

В качестве мер по адаптации прессы к новым экономическим условиям также можно отметить: 

  • изменение/расширение формата изданий 
  • обновление графической и редакционной моделей 
  • более четкое позиционирование 
  • развитие интернет-версий 
  • совершенствование системы распространения, больший контроль за реализацией тиража

3. Закрытие и открытие СМИ

Оба процесса, имея разную динамику, в 2009 году оставались актуальными.

Закрытие не обошло стороной практически ни одну печатную «нишу». Уходили и без того немногочисленные молодежные и детские издания, проекты, «завязанные» на рекламных бюджетах еще недавно активных рынков (строительство, финансы, ипотека, автомобили), универсальные рекламные газеты, газеты общего интереса, lifestyle-журналы.

Число СМИ, снятых с учета территориальными управлениями Роскомнадзора, росло с первых месяцев года. К примеру, в первом квартале 2009 г. в Управление Роскомнадзора по Новосибирской области поступило 86 заявлений учредителей о прекращении и 11 заявлений о приостановлении деятельности СМИ. По информации на апрель, Управление Роскомнадзора по Томской области сняло с учета 50 СМИ. В Челябинской области, по данным на середину сентября, закрыто 144 СМИ. В Мурманской области с июня 2008 по август 2009 гг. признаны недействительными свидетельства о регистрации 100 СМИ, в Сахалинской области - 45 СМИ. Работа 45 СМИ в январе-августе 2009 г. прекращена в Орловской области, 87-ти - в Якутии. В Башкортостане в 2009 г. прекратили деятельность более 160 СМИ.

Впрочем, оперируя этой статистикой, нужно учитывать, что масштабы цифр - это не только, а по большей части и не столько масштабы кризиса. Регистрирующие органы активно выявляли и снимали с учета так называемые «мертвые души» - СМИ, не выходящие в свет более года. Так, в Карелии только за третий квартал 2009 г. их было обнаружено 64, в Алтайском крае за 10 месяцев 2009 г. - более 200.

Регистрация и появление новых СМИ также не прекращались в течение года. В крупных региональных центрах в месяц регистрировалось в среднем 5-10 новых СМИ - печатных и электронных.

Примеры отдельных территорий (по данным с официальных сайтов региональных управлений Роскомнадзора):

Алтайский край. За первые шесть месяцев 2009 г. зарегистрировано 32 СМИ, что всего на 6 % меньше, чем в аналогичный период 2008 года

Пермский край. С мая по октябрь зарегистрировано около 30 СМИ

Краснодарский край. За три квартала зарегистрировано (перерегистрировано) около 100 СМИ

Республика Татарстан. 33 новых СМИ (из них 29 печатных) в третьем квартале

Орловская область. По данным на начало сентября на учете состоит 180 СМИ, из них 36 зарегистрировано в этом году

Омская область. 15 СМИ за три летних месяца

Красноярский край. С января по сентябрь - 76 СМИ (из них 58 печатных). В регионе зарегистрировано больше СМИ, чем закрыто

Издания открывались и в «миллионных», и в малых городах: Санкт-Петербурге, Перми, Барнауле, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Ростове-на-Дону, Самаре, Иркутске, Грозном, Калининграде, Владивостоке, Краснодаре, Ярославле, Чите, Благовещенске, Бийске, Выборге, Нефтеюганске, Северодвинске, Первоуральске и др.

Новые газеты и журналы имеют разную тематику. Начинали выходить (либо регистрировались) деловые журналы, информационные и рекламные газеты, СМИ о спорте, туризме, здоровье, издания для родителей. Проекты стартовали даже в сегментах, наиболее пострадавших от обвала рекламы: специализированной прессы (авто, недвижимость, финансы) и рекламно-информационных газет. Так, 12 из 13-ти печатных СМИ, зарегистрированных на территории Омской области в июне-августе, - это журналы специального интереса: банки, недвижимость, строительство, ремонт, трудоустройство, автомобили, туризм и проч. А появившаяся в Омске в ноябре 2009 года рекламно-информационная газета «Новый Городовой» стала пятым местным бесплатным изданием с большим тиражом (250 тыс. экз.).

Региональная пресса. Прогноз - 2010 

  • Менее активный, чем до кризиса, но продолжающийся процесс запуска новых СМИ. Основная волна закрытия изданий пришлась на конец 2008 г. - первый-второй кварталы 2009 года. Последующая динамика зависит от развития ситуации в стране. 
  • Продолжение инновационных процессов в СМИ: внимание издателей к возможностям новых медийных ресурсов, в первую очередь - Интернета как дополнительной площадки для продвижения, привлечения рекламы и расширения аудитории печатного издания.
  • Дальнейшая адаптация изданий (содержания, дистрибуции, политики продаж рекламы) к изменившимся экономическим условиям.
  • Перспектива для нишевых продуктов с четко очерченной аудиторией.
  • Упрочение позиций изданий-лидеров. Развитие новых конкурентоспособных проектов, запущенных в освободившихся сегментах.
  • Говорить о возвращении в 2010 году к докризисным показателям рынка прессы не приходится. Эксперты прогнозируют, что это произойдет не раньше 2011 года. Впрочем, прогноз достаточно условный, тем более для регионов с разной социально-экономической ситуацией и темпам преодоления кризиса.
Светлана Салтанова, exp-edition.ru
Advertology.Ru

29.11.2009

на печать


Комментарии

Елена
30.11.2009 14:31 | сообщение #1
 

Спасибо, статья очень полезная

Мари
03.12.2009 13:05 | сообщение #2
 

Очень здорово!Спасибо!Завтра пойду в университете рассказывать на паре Очень счастлив

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.10.2024 - 07:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация