Статьи

Google как имя нарицательное

Сегодня сотни однажды запущенных и снабженных надежной правовой защитой широко известных бренднеймов, своим существованием обязанных разовым многомиллионным бюджетам, используются, фактически, в качестве имен нарицательных. Таким образом, за счет сверхвысокой популярности они теряют защищенность торговой марки. Почему же использование названий известных марок в качестве обиходных слов так пугает юристов, призванных защищать эти марки? Самое время разобраться в этом.

Для примера представьте себе, что вы открываете холодильник, и достаете оттуда аспирин, потом моете руки и вытираете их клинексом, потом видите, как ваши дети в спортивной одежде из спандекса идут кататься на роллерблейдах, и продолжаете заниматься своими делами - ксерокопировать необходимые по работе документы, или включаете компьютер, чтобы немного погуглить в сети. Сколько уже слов используют в качестве имен нарицательных, несмотря на их респектабельных владельцев, пытающихся любой ценой сохранить уникальность своего товарного знака и подкрепляющих его графическими логотипами.

На сегодняшний день в Оксфордском словаре английского языка слово "to google" указано с прописной буквы "g". Это очевидный показатель, свидетельствующий о проникновении нового глагола в английский язык в качестве обычного слова, что делает монополию на товарный знак крайне затруднительной для компании Google. Сегодня любой желающий может начать производить и продавать ксероксы, клинекс или роллерблейды, так не значит ли это, что любой производитель софта имеет полное право предложить рынку "гуглирующие устройства", или "гуглирующее программное обеспечение"?

А гигант поисковой индустрии, тем временем, активно уговаривает медиасообщество прекратить использовать его название в качестве глагола. Один лишь этот факт заслуживает самого пристального внимания.

Корни ситуации следует искать, прежде всего, в культурном контексте, а именно, в нашей сегодняшней неконтролируемой и неостановимой мании, цель которой - достичь максимального симбиоза человеческого тела с устройствами, позволяющими находить любую информацию о самых далеких и темных уголках нашего мира. Эта культурная революция в сочетании с развивающейся киберзависимостью использует Google в качестве главной движущей силы. Популярность Google необычайна, и в будущем историки получат все основания называть наш век Эрой помешанных на поиске. Отлично сделано, Google Team, да здравствует поиск!

Подобно Netsurfing, E-Mail или сотне других бренднеймов, ставших нарицательными именами, Google уже плавает в том же супе, и если вы "гуглите" или говорите с кем-то о гуглировании, тем самым, вы серьезно расстраиваете поискового монстра. Это может звучать невероятно, но представьте себе следующий корпоративный кошмар. Звучит сигнал тревоги, и спецподразделение немедленно выезжает на защиту всемирно известного бренда, чтобы наказать употребляющих высокое имя всуе. Или другой вариант. При использовании в переписке словосочетания вроде "сегодня я столько гуглил, что даже устал", на экране вашего компьютера появляется всплывающее окно, предупреждающее о грядущем отлучении от поисковой службы за нарушение правил пользования бренднеймом, или же система просто выключается и не включается снова, пока компания не получит от вас факс с дважды заверенными нотариусом официальными извинениями.

Пока все, что могут сделать юристы - это напечатать на красивом бланке очередную памятку, которая должна будет убедить людей всегда при использовании бренднейма упоминать, что он принадлежит такой-то компании. В их компетенцию также входит составление инструкций для маркетинговых и брендинговых агентств о том, что следует избегать склонений и различного творческого использования бренднейма в рекламе. Если бренднейм хорошо склоняется и обыгрывается, он с большей легкостью входит в язык и перестает быть безраздельной собственностью компании.

Прямо сейчас на сайте Google, набрав любой поисковый запрос, мы получаем количество страниц со ссылками, отображаемое как количество букв "о" в слове "Gooooooooooogle" - одно это уже способствует склонению названия, а еженедельное вывешивание новых рисунков на главной странице и вовсе скоро станет частью фольклора. Как бы то ни было, но ассимиляция языком новых терминов может быть долгим и болезненным процессом, и окончательное решение всегда остается за носителями языка, определяющими когда, какое имя и каким образом станет нарицательным.

К счастью, эта беда касается далеко не всех обладателей известных бренднеймов. Многие примеры вроде Yahoo!, Netscape, Microsoft, Apple, Nintendo, Sony, Rolex полностью избежали склонения и ассимиляции своих названий, и продолжают наслаждаться статусом, который дает известный бренднейм.

Вследствие всех перипетий процесс подбора уникального названия окончательно перестает быть домашним упражнением на креативность, теперь нет никаких сомнений, что это наукоемкое занятие. Для большинства корпораций нейминг представляется минутной процедурой, находящейся в компетенции большого рекламного агентства, решающего такие проблемы походя. Постепенно эти представления вытесняются пониманием того, что название бренда должно быть всесторонне испытано на устойчивость к внешним воздействиям. Дни подбора названий вслепую окончились.

Google предстоит большая битва, и войну предстоит вести на два фронта. С одной стороны, компании по-прежнему принадлежит лучшая на сегодняшний день поисковая машина, привлекающая все больше внимания по всему миру, из-за чего ее название с каждым днем все глубже проникает в разные языки. С другой стороны, как следует из математического раздела английского словаря, слово "google" имеет альфа-структуру, отлично подходящую для ассимиляции слова разговорным языком. Говоря иными словами, у него есть все предпосылки для превращения в имя нарицательное.

Насим Джавед
computerra.ru

24.08.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

10.12.2025 - 05:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация