Статьи

Выжать все соки

В последнее время российский рынок соков постоянно живет слухами о грядущих сделках по слияниям и поглощениям. Сразу после того, как весной 2005 года закончилась эпопея двухлетнего сватовства Coca-Cola к "Мултону" и питерская компания была куплена мировым гигантом за $501 млн., поползли слухи о приобретении непримиримым конкурентом бело-красных - PepsiCo - четвертого игрока сокового рынка - новосибирской компании "Нидан".

Когда "Нидан" в марте 2005-го обратился в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством о реструктуризации имущественной схемы и выделении всех соковых активов компании в новую структуру - "Нидан-соки", никто не поверил утверждениям новосибирцев, что таким образом они всего лишь готовятся к выходу на IPO в 2007 году. Все были уверены в другом: конечная цель реструктуризации - продажа компании PepsiCo. Pepsi на мощностях подмосковного завода "Нидана" разливает свой сок "Тропикана", и продолжение "романа" выглядело вполне логичным. Тем более что сразу после обращения в ФАС Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков "Нидана" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Лидер рынка - ОАО "Лебедянский" - в том же марте неожиданно провел IPO (которое планировалось вообще-то на 2006 год), разместив на ММВБ и РТС 19,9% акций за $151 млн. Спрос на акции оказался огромным, и капитализация компании растет как на дрожжах. Если сразу после размещения она составляла $760 млн., то в начале нынешнего года достигла $1,3 млрд. Возник естественный вопрос: на что акционеры собираются потратить вырученные деньги? 

Председатель совета директоров "Лебедянского" Юрий Борцов (он и его отец, депутат Госдумы Николай Борцов, владеют 25,13% и 30% акций ОАО соответственно. - "Профиль") не отрицал, что из-за усиливающейся на рынке конкуренции компания присматривается к активам, которые можно купить. И "новости" не заставили себя долго ждать. В декабре 2005 года рынок всколыхнуло известие о том, что в январе 2006-го будет подписано соглашение о покупке "Лебедянским" "Нидана". На дворе - март. И "Лебедянский", и "Нидан" отрицают факт переговоров. Но рынок упорно продолжает строить версии дальнейших консолидаций: якобы продаются "Нидан" и соковый бизнес "Вимм-Билль-Данна", потенциальные покупатели - "Лебедянский" и Pepsi. 

Аналитик "УралСиба" Марат Ибрагимов полагает, что гипотетически Pepsi интересны оба этих актива. Какой из них предпочтут американцы - вопрос цены. "При текущих котировках общая стоимость ВБД составляет чуть более $900 млн. На соки приходится 25-30% от выручки, то есть соковый актив может стоить около $225-270 млн.", - полагает аналитик банка "Зенит" Мария Сулима. "Нидан" - компания непубличная, оценить ее стоимость сложно. Аналитики называют разные цифры - от $550 млн. до $730 млн. В любом случае цена выше, чем та, за которую был продан "Мултон". При том что "Мултон", по данным компании "Бизнес Аналитика", имеет на рынке вторую позицию с долей в 23,3%, "Нидан" - на четвертом месте с 15,4% доли рынка. Виктория Гранкина, аналитик "Тройки Диалог", так объясняет разницу в цене "Мултона" и "Нидана": "Мултон" продавался год назад, сделка была непубличная, а в таких случаях стоимость компании несколько ниже ее рыночной цены. Пример "Лебедянского", который был высоко оценен рынком, позволяет "Нидану" надеяться, что его рыночная стоимость выше, чем у "Мултона". Скорее всего, если переговоры о сделке имели место, именно завышенные ожидания "Нидана" - тот самый камень, о который споткнулись планы по расширению бизнеса и Pepsi, и "Лебедянского". Гранкина предполагает, что Pepsi, возможно, до сих пор не купила "Нидан" потому, что в силу сложившихся между компаниями партнерских отношений хорошо знает ситуацию изнутри и лучше, чем кто-либо другой, представляет, сколько компания стоит в реальности. 

С точки зрения затрат дешевле купить ВБД. Помимо цены у ВБД есть два преимущества: сильный бренд с длительной историей и высоким уровнем лояльности - "J-7", а также недавно установленная линия по разливу соков в ПЭТ-упаковку. Мария Сулима прогнозирует рост порционного потребления соков в России. Сегодня на долю ПЭТ-упаковки приходится всего 3% российского рынка сока, тогда как в Европе доля ПЭТ-бутылки составляет 30% рынка. Но, пожалуй, главный плюс для Pepsi в покупке ВБД - приобретение большей, чем при сделке с "Ниданом", доли российского сокового рынка. Тогда разрыв с извечным конкурентом - Coca-Cola - составит всего пару процентов. "Соковое подразделение ВБД - более крупное и, наверное, более интересное для Pepsi", - соглашается и Марат Ибрагимов.

Из минусов ВБД - сложная структура компании и вытекающие отсюда проблемы с выделением сокового бизнеса. 

Несмотря на высокую цену "Нидана", "Лебедянскому" интереснее новосибирская компания. У "Нидана" сильные позиции в Сибири и производственные мощности в восточной части страны. Это как раз то, чего так не хватает "Лебедянскому": по данным "Бизнес Аналитики", в 2005 году доля "Нидана" в Сибири составила 43,2%, "Лебедянского" - 22,5%. Так как московский и питерский рынки практически насыщены, прирост в ближайшие годы будет идти, по мнению Марии Сулимы, только за счет регионов. Прирастать соковый рынок будет в первую очередь благодаря как раз востоку страны. А при том, что себестоимость пакета сока при транспортировке из Москвы в Сибирь вырастает почти на 10%, наличие производственных мощностей в этом регионе становится важным конкурентным преимуществом. 

Однако при обсуждении плюсов и минусов от покупки "Лебедянским" "Нидана", а тем более - сокового направления ВБД почему-то все упускают из виду, что "ФАС может и не пропустить такого рода сделку", обращает внимание генеральный директор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин. Если доля компании на рынке превышает 35%, она автоматически попадает в поле пристального внимания ФАС. При покупке "Нидана" доля рынка "Лебедянского" составит 43%, при приобретении сокового бизнеса ВБД - 49,3%. Вполне возможно, что ФАС просто не допустит создания на рынке доминирующего положения отдельной компании. Поэтому наиболее вероятным представляется строительство завода с нуля или - более быстрый вариант - покупка какого-нибудь не столь крупного, как "Нидан", игрока из Сибири. "Скорее всего, так и будет. "Лебедянский" укрепит свои позиции на интересующем его рынке при незначительных затратах", - полагает Виктория Гранкина.

ЕЛЕНА КОСТЮК
Профиль

09.03.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.05.2024 - 08:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация