Выжать все соки

Дата публикации: 09.03.2006
Раздел: Статьи

В последнее время российский рынок соков постоянно живет слухами о грядущих сделках по слияниям и поглощениям. Сразу после того, как весной 2005 года закончилась эпопея двухлетнего сватовства Coca-Cola к "Мултону" и питерская компания была куплена мировым гигантом за $501 млн., поползли слухи о приобретении непримиримым конкурентом бело-красных - PepsiCo - четвертого игрока сокового рынка - новосибирской компании "Нидан".

Когда "Нидан" в марте 2005-го обратился в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством о реструктуризации имущественной схемы и выделении всех соковых активов компании в новую структуру - "Нидан-соки", никто не поверил утверждениям новосибирцев, что таким образом они всего лишь готовятся к выходу на IPO в 2007 году. Все были уверены в другом: конечная цель реструктуризации - продажа компании PepsiCo. Pepsi на мощностях подмосковного завода "Нидана" разливает свой сок "Тропикана", и продолжение "романа" выглядело вполне логичным. Тем более что сразу после обращения в ФАС Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков "Нидана" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Лидер рынка - ОАО "Лебедянский" - в том же марте неожиданно провел IPO (которое планировалось вообще-то на 2006 год), разместив на ММВБ и РТС 19,9% акций за $151 млн. Спрос на акции оказался огромным, и капитализация компании растет как на дрожжах. Если сразу после размещения она составляла $760 млн., то в начале нынешнего года достигла $1,3 млрд. Возник естественный вопрос: на что акционеры собираются потратить вырученные деньги? 

Председатель совета директоров "Лебедянского" Юрий Борцов (он и его отец, депутат Госдумы Николай Борцов, владеют 25,13% и 30% акций ОАО соответственно. - "Профиль") не отрицал, что из-за усиливающейся на рынке конкуренции компания присматривается к активам, которые можно купить. И "новости" не заставили себя долго ждать. В декабре 2005 года рынок всколыхнуло известие о том, что в январе 2006-го будет подписано соглашение о покупке "Лебедянским" "Нидана". На дворе - март. И "Лебедянский", и "Нидан" отрицают факт переговоров. Но рынок упорно продолжает строить версии дальнейших консолидаций: якобы продаются "Нидан" и соковый бизнес "Вимм-Билль-Данна", потенциальные покупатели - "Лебедянский" и Pepsi. 

Аналитик "УралСиба" Марат Ибрагимов полагает, что гипотетически Pepsi интересны оба этих актива. Какой из них предпочтут американцы - вопрос цены. "При текущих котировках общая стоимость ВБД составляет чуть более $900 млн. На соки приходится 25-30% от выручки, то есть соковый актив может стоить около $225-270 млн.", - полагает аналитик банка "Зенит" Мария Сулима. "Нидан" - компания непубличная, оценить ее стоимость сложно. Аналитики называют разные цифры - от $550 млн. до $730 млн. В любом случае цена выше, чем та, за которую был продан "Мултон". При том что "Мултон", по данным компании "Бизнес Аналитика", имеет на рынке вторую позицию с долей в 23,3%, "Нидан" - на четвертом месте с 15,4% доли рынка. Виктория Гранкина, аналитик "Тройки Диалог", так объясняет разницу в цене "Мултона" и "Нидана": "Мултон" продавался год назад, сделка была непубличная, а в таких случаях стоимость компании несколько ниже ее рыночной цены. Пример "Лебедянского", который был высоко оценен рынком, позволяет "Нидану" надеяться, что его рыночная стоимость выше, чем у "Мултона". Скорее всего, если переговоры о сделке имели место, именно завышенные ожидания "Нидана" - тот самый камень, о который споткнулись планы по расширению бизнеса и Pepsi, и "Лебедянского". Гранкина предполагает, что Pepsi, возможно, до сих пор не купила "Нидан" потому, что в силу сложившихся между компаниями партнерских отношений хорошо знает ситуацию изнутри и лучше, чем кто-либо другой, представляет, сколько компания стоит в реальности. 

С точки зрения затрат дешевле купить ВБД. Помимо цены у ВБД есть два преимущества: сильный бренд с длительной историей и высоким уровнем лояльности - "J-7", а также недавно установленная линия по разливу соков в ПЭТ-упаковку. Мария Сулима прогнозирует рост порционного потребления соков в России. Сегодня на долю ПЭТ-упаковки приходится всего 3% российского рынка сока, тогда как в Европе доля ПЭТ-бутылки составляет 30% рынка. Но, пожалуй, главный плюс для Pepsi в покупке ВБД - приобретение большей, чем при сделке с "Ниданом", доли российского сокового рынка. Тогда разрыв с извечным конкурентом - Coca-Cola - составит всего пару процентов. "Соковое подразделение ВБД - более крупное и, наверное, более интересное для Pepsi", - соглашается и Марат Ибрагимов.

Из минусов ВБД - сложная структура компании и вытекающие отсюда проблемы с выделением сокового бизнеса. 

Несмотря на высокую цену "Нидана", "Лебедянскому" интереснее новосибирская компания. У "Нидана" сильные позиции в Сибири и производственные мощности в восточной части страны. Это как раз то, чего так не хватает "Лебедянскому": по данным "Бизнес Аналитики", в 2005 году доля "Нидана" в Сибири составила 43,2%, "Лебедянского" - 22,5%. Так как московский и питерский рынки практически насыщены, прирост в ближайшие годы будет идти, по мнению Марии Сулимы, только за счет регионов. Прирастать соковый рынок будет в первую очередь благодаря как раз востоку страны. А при том, что себестоимость пакета сока при транспортировке из Москвы в Сибирь вырастает почти на 10%, наличие производственных мощностей в этом регионе становится важным конкурентным преимуществом. 

Однако при обсуждении плюсов и минусов от покупки "Лебедянским" "Нидана", а тем более - сокового направления ВБД почему-то все упускают из виду, что "ФАС может и не пропустить такого рода сделку", обращает внимание генеральный директор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин. Если доля компании на рынке превышает 35%, она автоматически попадает в поле пристального внимания ФАС. При покупке "Нидана" доля рынка "Лебедянского" составит 43%, при приобретении сокового бизнеса ВБД - 49,3%. Вполне возможно, что ФАС просто не допустит создания на рынке доминирующего положения отдельной компании. Поэтому наиболее вероятным представляется строительство завода с нуля или - более быстрый вариант - покупка какого-нибудь не столь крупного, как "Нидан", игрока из Сибири. "Скорее всего, так и будет. "Лебедянский" укрепит свои позиции на интересующем его рынке при незначительных затратах", - полагает Виктория Гранкина.

ЕЛЕНА КОСТЮК
Профиль

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article25471.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100