Интервью

"Нам удалось остаться на плаву". Глава группы "Рики" Юлия Немчина об адаптации в анимации

"Нам удалось остаться на плаву". Глава группы "Рики" Юлия Немчина об адаптации в анимации

Производители анимации, как и другие участники медиарынка, в последний год активно развивали отношения с Ближним Востоком, Азией и Латинской Америкой. При этом сотрудничество со странами Запада тоже не разорвано полностью. За счет чего удается восстанавливать резко просевшую выручку, как идут переговоры с европейскими партнерами, кто занимается импортозамещением программного обеспечения (ПО) для мультипликаторов и стоит ли им опасаться иностранных конкурентов, “Ъ” рассказала управляющий директор ГК «Рики» (бренды «Смешарики», «Фиксики», «Тима и Тома») Юлия Немчина.

— Что сейчас происходит с рынком детской анимации в России?

— Сегодня в индустрии работает около 80 компаний. Если говорить в людях — это примерно 5 тыс. человек. На самом деле, не такой большой кластер, однако он динамично развивается.

По моему мнению, он выступает драйвером роста креативных индустрий. Как показывают статистические исследования, рынок прирастает примерно на 15% в год. По прогнозам аналитиков, к 2030 году он должен составить 38–39 млрд руб.

За последние пять лет производство анимации в России выросло в три раза. Если измерять в часовом эквиваленте, ежегодно студии совместно выпускают 150 часов анимации в год. В минутах ГК «Рики» выпустила за прошлый год 1720 минут, что эквивалентно почти 30 часам анимации.

— Каковы финансовые итоги работы ГК «Рики» в 2023 году и планы на 2024 год?

— Несмотря на то что у нас было небольшое снижение по международной выручке, а также несущественное — по YouTube-направлению, план на 2023 год компания выполнила на 100%. Полностью компенсировали себе падение по международной выручке и даже вышли немного в плюс.

— Но, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Продюсерский центр "Рики"» в 2023 году составила 549 млн руб. при чистой прибыли 86,6 млн руб. Годом ранее показатели составляли 769 млн и 60,8 млн руб. соответственно. Чем обусловлено падение?

— ГК «Рики» — это не только продюсерский центр. Компания объединяет несколько юридических лиц, в том числе студию «Аэроплан», СКА «Петербург» и другие. Зато в 2023 году нам удалось оптимизировать производственные расходы и затраты на маркетинг и рекламу.

— Какие проекты группы принесли вам максимальную прибыль в 2023 году? Какая доля выручки на них приходится?

— Номер один по выручке 2023 года — «Смешарики». Второе место заняли «Фиксики», замыкают топ-3 «Малышарики». На долю этих брендов приходится больше 50% выручки ГК «Рики».

— Насколько подорожало производство анимационных проектов?

— У нас в компании существует ежегодная индексация. Понятно, что по разным профессиям прирост будет разный. Но если обобщить, то удорожание составляет примерно 10–15%. Стоимость одной минуты 3D-анимации может доходить до 1 млн руб., а 2D-проекта — до 600 тыс. руб.

— Как решили проблему с лицензиями на отраслевой зарубежный софт? Или она сохраняется? Появился ли на рынке отечественный производитель ПО, который может предложить вам замену? Как сейчас в принципе обстоит ситуация с разработкой отечественного софта для мультипликаций?

— Анимационная отрасль находится в равной позиции с другими индустриальными компаниями. Мы принимаем участие в разработке отечественного программного обеспечения.

Занимается этим при поддержке государства анимационная студия «Воронеж» (бывшая Wizart Animation; в 2023 году с Российским фондом развития информационных технологий вложила 132,3 млн руб. в разработку собственного графического редактора для производства мультфильмов.— “Ъ”).

Мы продолжаем сотрудничество с «Воронежем», конечно, планируем использовать этот софт в своей работе.

— То есть ситуация с софтом по итогам 2023 года улучшилась?

— Мне кажется, что у всех анимационных студий выработана одна и та же позиция и все работают с «Воронежем».

— Несмотря на санкции и добровольные ограничения, в Россию все еще попадают иностранные релизы, к примеру «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы». Мультфильм две недели был лидером кинопроката. Вы не опасаетесь, что в то время как международная продажа контента ограничивается, ряд производителей, например французские (по данным Unifrance, Россия стала ведущим экспортным рынком для Франции по итогам прошлого года), усилят конкуренцию на российском рынке?

— И тем не менее мы с вами знаем немало примеров рекордных сборов отечественных проектов. Если говорить конкретно о упомянутом вами проекте, то он действительно очень популярен среди подростков. Но бояться такой конкуренции не стоит. Напротив, она помогает российским производителям посмотреть, что делают коллеги по индустрии и как на это реагирует публика. Я верю в большое будущее российской анимации.

— При этом доступ российских мультипликаторов на внешние рынки ограничен. В прошлом году вы говорили, что доля международных сделок в портфеле компании сократилась до 25–30%. На каком уровне она находится сейчас?

— Могу с уверенностью сказать, что мы устойчиво стоим на ногах, а те вызовы, которые возникли, открыли новые возможности для быстрой перестройки стратегии, в том числе на международных рынках. Действительно, в 2023 году мы отмечали снижение доли международных сделок примерно на 25–30%.

Сейчас в сравнении с прошлым годом эти показатели также претерпели незначительное сокращение — примерно на 15%. Но нам удалось остаться на плаву по международной выручке. Сегодня у нас большие планы в этом направлении. Мы значительно расширили взаимодействие с партнерами из Китая, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.

— Какую выручку вы получили от продажи анимационного контента за рубеж в 2023 году? Какие это проекты? Сколько они заработали в прокате?

— Есть статистические данные экспертов о том, что российские фильмы в прошлом году собрали в зарубежном прокате более $17 млн. Если смотреть на эту динамику, мы собрали по кинотеатральным релизам 10% от этой суммы. В 2023 году у нас состоялось 16 релизов. В частности, это «Смешарики. Дежавю» в Сербии, «Плюшевый Бум!» в Испании, «Финник» в Румынии, Болгарии, Турции, Бразилии, Монголии, Вьетнаме, Южной Корее и ряде стран на Ближнем Востоке.

— Есть ли предварительные договоренности по выпуску проектов в зарубежный прокат в 2024 году? Какие рынки вы рассматриваете для проката?

— Мы вели переговоры с разными компаниями, которые нас поддерживают и заинтересованы в наших брендах. К примеру, ведущая медиакомпания Ближнего Востока и Северной Америки — MBC Group — приобрела эксклюзивные права на показ сериала «Фиксики» для последующей трансляции на их детском общедоступном канале и на крупнейшей арабской платформе.

Новый сезон «Фиксиков» также заручился поддержкой китайского инвестиционного партнера и дистрибутора Jetsen Huashi. Выход локализованного контента на ТВ ожидается уже в этом году. В этом году в Китае уже вышел еще один наш проект «ДиноСити», и в планах выход сериала «Бодо Бородо». Кроме того, у «Бодо Бородо» также появился дистрибутор в Корее.

Сериал «Тима и Тома» стал доступен уже более чем на 40 платформах. За прошедший год проект стартовал в США, Пуэрто-Рико, Доминиканской Республике и Центральной Америке, расширил присутствие в Корее, добрался до четвертого места в рейтинге итальянского детского телеканала DeAJunior.

В 2024 году продолжится кинотеатральный прокат «Финника» — на сегодня известны даты релизов в Великобритании, Испании и Чехии, а также начнутся продажи продолжения фильма.

— Кто будет выступать дистрибутором «Финника» в этих странах?

— Пока мы не хотели бы раскрывать эту информацию.

— Как долго происходит в текущих условиях процесс переговоров по дистрибуции проекта за рубежом?

— Обсуждение идет не один месяц. В среднем это занимает около полугода. Мы инициировали переговоры с партнерами в начале 2023 года, чтобы к концу года заключить дистрибутивные контракты и стартовать в 2024 году. Иногда процесс обсуждения с партнерами кинопроката за рубежом наших проектов может продлится до года. Так было с «Финником» в том числе.

— Какую выручку от их проката вы ожидаете?

— Все будет зависеть от кинотеатральных релизов, от сборов. Вилку сейчас озвучить не могу. Я озвучила уже цифры 2023 года, по 2024 году сказать пока не могу. Очень надеюсь, что показатели будут сопоставимы с прошлым годом.

— Какие контракты ГК «Рики» с иностранными партнерами были расторгнуты в 2023 году? Какие сохранились? С какими новыми партнерами начали работать или планируете работать?

— Поскольку мы более 20 лет присутствуем на рынке и проекты широко известны, удается сохранять выстроенные партнерские отношения. Расторжение контрактов происходило, однако оно составляет не более 1%.

— Можно ли тогда утверждать, что рынок адаптировался к изменениям, произошедшим в 2022 году?

— Могу сказать только по нашей компании. У нас произошла адаптация к текущим реалиям.

— В 2023 году ГК «Рики» запустила линейки детской и взрослой одежды в партнерстве с российскими производителями. Насколько проект оказался коммерчески успешным? С какими трудностями вы столкнулись в процессе реализации идеи? Какие проекты по франшизам планируете еще запустить в 2024 году?

— В 2023 году мы запустили сразу несколько совместных проектов с известными российскими брендами. Первыми стартовали кеды «Два мяча». Затем вышла коллекция с Игорем Чапуриным и «Смешариками» для промокампании с Lamoda. В феврале бренд Befree представил капсульную коллекцию со «Смешариками». За первые три недели продаж коллекция была реализована почти на 80%.

Это и можно назвать одной из основных трудностей. Спрос нашей аудитории превысил предложение. Логистические решения и производство требуют времени, поэтому сложился дефицит.

Естественно, мы продолжим коллаборации. 2025 год будет юбилейным для «Фиксиков». К этому событию мы готовим модные коллаборации (обувь, одежда.— “Ъ”). Ведем активные переговоры в сегменте HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес.— “Ъ”). Большие планы по развитию спортивного направления, идут переговоры с российскими футбольными клубами.

В 2023 году в ЦДМ на Лубянке на 2 тыс. кв. м открылся первый в России «ФиксиПарк». В дальнейшем планируем развивать эту историю, чтобы «ФиксиПарки» появлялись и в других городах. В 2026 году собираемся выпустить третий полнометражный фильм «Фиксики».

— У Danone в 2023 году была коллаборация со «Смешариками». Планируется что-то аналогичное с «Фиксиками»?

— Конечно, хотелось бы сделать что-то подобное. Пока не готова говорить об этом, однако направление нам очень интересно.

Если разбирать на примере с Danone, то, например, сами партнеры поделились с нами, что довольны результатами и получили отличный отклик от аудитории мам и детей, а план был перевыполнен на 15%. Увеличение объема продаж произошло за счет высокой популярности наших брендов и доверия к ним. И конечно, это взаимовыгодная история.

— Планируете ли вы строительство масштабного парка аттракционов?

— Очень хотелось бы. Однако мы все понимаем, что такие проекты возможны только на условиях государственно-частного партнерства. Отвечу так: мы открыты к диалогу.

— Думаете ли о совместном производстве оригинальных проектов с онлайн-кинотеатрами?

— Обсуждения велись, но до контрактной логики мы не дошли. У нас есть четкое понимание, что наш контент сильный и востребованный. Сейчас делаем все, чтобы производить большее количество часов качественной анимации, в том числе и для представленности на онлайн-площадках.

— В прошлом году вы также объявили о запуске собственного музыкального лейбла. Какова ситуация в этом направлении? Каких артистов планируете подписать в 2024 году?

— Запуск лейбла могу назвать экономически успешным. О наших коллаборациях, на мой взгляд, в прошлом году слышали все. Мы подписали 15 новых артистов.

Общее количество прослушиваний превысило 400 млн. Это в два раза больше, чем в 2022 году.

ГК «Рики» выпускала музыку из своих сериалов и ранее, но лейбл стартовал только в 2023 году, что позволило работать и с внешними артистами, их музыкальными каталогами. Информацию по поводу новых артистов пока не могу разглашать.

— Вы не опасаетесь, что рынок сейчас перенасыщен лейблами? Как планируете с ними конкурировать?

— Наши флагманские проекты уже заслужили признание аудитории. «Смешарикам» 20 лет, «Фиксикам» будет 15 лет. Поэтому нет, конкуренции не боимся.

— Количество судебных дел, связанных с лицензионными вопросами, быстро растет. Вы наблюдаете рост контрафакта по своим брендам?

— В 2023 году увеличение составило примерно 20%, для нас это не резкий рост.

— Президент РФ в августе 2023 года распорядился внести в законодательство поправки о полном государственном финансировании производства и проката мультфильмов для детей. В частности, предусматривалось установление налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 3% для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной продукции. Поручение президента исполнено? ГК «Рики» получила льготы?

— Этим вопросом активно занимается Ассоциация анимационного кино (ААК; входят «Союзмультфильм», «Анимаккорд», студии «Воронеж», «Паровоз» и другие). Поручение сейчас в процессе исполнения. Подготовлен соответствующий законопроект, который вся индустрия очень ждет.

Новая льгота даст хороший импульс для развития в том числе и нашей компании. В 2018 году для анимационных компаний были установлены пониженные тарифы страховых взносов и льготы по налогу на добавленную стоимость в части предоставления лицензий, и тогда эти меры дали существенный толчок развитию анимационной индустрии.

— Когда можно ожидать внесения законопроекта?

— Ожидаем, что в этом году.

— Принимает ли ААК участие в его разработке?

— Да, поскольку ассоциация разговаривает со всеми участниками рынка. Это предложение и было инициировано участниками ААК. А государство, в свою очередь, видит, что анимация — это точка роста для будущего развития креативных индустрий.

17.04.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

08.09.2024 - 15:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация