Интервью

"Нам удалось остаться на плаву". Глава группы "Рики" Юлия Немчина об адаптации в анимации

"Нам удалось остаться на плаву". Глава группы "Рики" Юлия Немчина об адаптации в анимации

Производители анимации, как и другие участники медиарынка, в последний год активно развивали отношения с Ближним Востоком, Азией и Латинской Америкой. При этом сотрудничество со странами Запада тоже не разорвано полностью. За счет чего удается восстанавливать резко просевшую выручку, как идут переговоры с европейскими партнерами, кто занимается импортозамещением программного обеспечения (ПО) для мультипликаторов и стоит ли им опасаться иностранных конкурентов, “Ъ” рассказала управляющий директор ГК «Рики» (бренды «Смешарики», «Фиксики», «Тима и Тома») Юлия Немчина.

— Что сейчас происходит с рынком детской анимации в России?

— Сегодня в индустрии работает около 80 компаний. Если говорить в людях — это примерно 5 тыс. человек. На самом деле, не такой большой кластер, однако он динамично развивается.

По моему мнению, он выступает драйвером роста креативных индустрий. Как показывают статистические исследования, рынок прирастает примерно на 15% в год. По прогнозам аналитиков, к 2030 году он должен составить 38–39 млрд руб.

За последние пять лет производство анимации в России выросло в три раза. Если измерять в часовом эквиваленте, ежегодно студии совместно выпускают 150 часов анимации в год. В минутах ГК «Рики» выпустила за прошлый год 1720 минут, что эквивалентно почти 30 часам анимации.

— Каковы финансовые итоги работы ГК «Рики» в 2023 году и планы на 2024 год?

— Несмотря на то что у нас было небольшое снижение по международной выручке, а также несущественное — по YouTube-направлению, план на 2023 год компания выполнила на 100%. Полностью компенсировали себе падение по международной выручке и даже вышли немного в плюс.

— Но, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Продюсерский центр "Рики"» в 2023 году составила 549 млн руб. при чистой прибыли 86,6 млн руб. Годом ранее показатели составляли 769 млн и 60,8 млн руб. соответственно. Чем обусловлено падение?

— ГК «Рики» — это не только продюсерский центр. Компания объединяет несколько юридических лиц, в том числе студию «Аэроплан», СКА «Петербург» и другие. Зато в 2023 году нам удалось оптимизировать производственные расходы и затраты на маркетинг и рекламу.

— Какие проекты группы принесли вам максимальную прибыль в 2023 году? Какая доля выручки на них приходится?

— Номер один по выручке 2023 года — «Смешарики». Второе место заняли «Фиксики», замыкают топ-3 «Малышарики». На долю этих брендов приходится больше 50% выручки ГК «Рики».

— Насколько подорожало производство анимационных проектов?

— У нас в компании существует ежегодная индексация. Понятно, что по разным профессиям прирост будет разный. Но если обобщить, то удорожание составляет примерно 10–15%. Стоимость одной минуты 3D-анимации может доходить до 1 млн руб., а 2D-проекта — до 600 тыс. руб.

— Как решили проблему с лицензиями на отраслевой зарубежный софт? Или она сохраняется? Появился ли на рынке отечественный производитель ПО, который может предложить вам замену? Как сейчас в принципе обстоит ситуация с разработкой отечественного софта для мультипликаций?

— Анимационная отрасль находится в равной позиции с другими индустриальными компаниями. Мы принимаем участие в разработке отечественного программного обеспечения.

Занимается этим при поддержке государства анимационная студия «Воронеж» (бывшая Wizart Animation; в 2023 году с Российским фондом развития информационных технологий вложила 132,3 млн руб. в разработку собственного графического редактора для производства мультфильмов.— “Ъ”).

Мы продолжаем сотрудничество с «Воронежем», конечно, планируем использовать этот софт в своей работе.

— То есть ситуация с софтом по итогам 2023 года улучшилась?

— Мне кажется, что у всех анимационных студий выработана одна и та же позиция и все работают с «Воронежем».

— Несмотря на санкции и добровольные ограничения, в Россию все еще попадают иностранные релизы, к примеру «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы». Мультфильм две недели был лидером кинопроката. Вы не опасаетесь, что в то время как международная продажа контента ограничивается, ряд производителей, например французские (по данным Unifrance, Россия стала ведущим экспортным рынком для Франции по итогам прошлого года), усилят конкуренцию на российском рынке?

— И тем не менее мы с вами знаем немало примеров рекордных сборов отечественных проектов. Если говорить конкретно о упомянутом вами проекте, то он действительно очень популярен среди подростков. Но бояться такой конкуренции не стоит. Напротив, она помогает российским производителям посмотреть, что делают коллеги по индустрии и как на это реагирует публика. Я верю в большое будущее российской анимации.

— При этом доступ российских мультипликаторов на внешние рынки ограничен. В прошлом году вы говорили, что доля международных сделок в портфеле компании сократилась до 25–30%. На каком уровне она находится сейчас?

— Могу с уверенностью сказать, что мы устойчиво стоим на ногах, а те вызовы, которые возникли, открыли новые возможности для быстрой перестройки стратегии, в том числе на международных рынках. Действительно, в 2023 году мы отмечали снижение доли международных сделок примерно на 25–30%.

Сейчас в сравнении с прошлым годом эти показатели также претерпели незначительное сокращение — примерно на 15%. Но нам удалось остаться на плаву по международной выручке. Сегодня у нас большие планы в этом направлении. Мы значительно расширили взаимодействие с партнерами из Китая, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.

— Какую выручку вы получили от продажи анимационного контента за рубеж в 2023 году? Какие это проекты? Сколько они заработали в прокате?

— Есть статистические данные экспертов о том, что российские фильмы в прошлом году собрали в зарубежном прокате более $17 млн. Если смотреть на эту динамику, мы собрали по кинотеатральным релизам 10% от этой суммы. В 2023 году у нас состоялось 16 релизов. В частности, это «Смешарики. Дежавю» в Сербии, «Плюшевый Бум!» в Испании, «Финник» в Румынии, Болгарии, Турции, Бразилии, Монголии, Вьетнаме, Южной Корее и ряде стран на Ближнем Востоке.

— Есть ли предварительные договоренности по выпуску проектов в зарубежный прокат в 2024 году? Какие рынки вы рассматриваете для проката?

— Мы вели переговоры с разными компаниями, которые нас поддерживают и заинтересованы в наших брендах. К примеру, ведущая медиакомпания Ближнего Востока и Северной Америки — MBC Group — приобрела эксклюзивные права на показ сериала «Фиксики» для последующей трансляции на их детском общедоступном канале и на крупнейшей арабской платформе.

Новый сезон «Фиксиков» также заручился поддержкой китайского инвестиционного партнера и дистрибутора Jetsen Huashi. Выход локализованного контента на ТВ ожидается уже в этом году. В этом году в Китае уже вышел еще один наш проект «ДиноСити», и в планах выход сериала «Бодо Бородо». Кроме того, у «Бодо Бородо» также появился дистрибутор в Корее.

Сериал «Тима и Тома» стал доступен уже более чем на 40 платформах. За прошедший год проект стартовал в США, Пуэрто-Рико, Доминиканской Республике и Центральной Америке, расширил присутствие в Корее, добрался до четвертого места в рейтинге итальянского детского телеканала DeAJunior.

В 2024 году продолжится кинотеатральный прокат «Финника» — на сегодня известны даты релизов в Великобритании, Испании и Чехии, а также начнутся продажи продолжения фильма.

— Кто будет выступать дистрибутором «Финника» в этих странах?

— Пока мы не хотели бы раскрывать эту информацию.

— Как долго происходит в текущих условиях процесс переговоров по дистрибуции проекта за рубежом?

— Обсуждение идет не один месяц. В среднем это занимает около полугода. Мы инициировали переговоры с партнерами в начале 2023 года, чтобы к концу года заключить дистрибутивные контракты и стартовать в 2024 году. Иногда процесс обсуждения с партнерами кинопроката за рубежом наших проектов может продлится до года. Так было с «Финником» в том числе.

— Какую выручку от их проката вы ожидаете?

— Все будет зависеть от кинотеатральных релизов, от сборов. Вилку сейчас озвучить не могу. Я озвучила уже цифры 2023 года, по 2024 году сказать пока не могу. Очень надеюсь, что показатели будут сопоставимы с прошлым годом.

— Какие контракты ГК «Рики» с иностранными партнерами были расторгнуты в 2023 году? Какие сохранились? С какими новыми партнерами начали работать или планируете работать?

— Поскольку мы более 20 лет присутствуем на рынке и проекты широко известны, удается сохранять выстроенные партнерские отношения. Расторжение контрактов происходило, однако оно составляет не более 1%.

— Можно ли тогда утверждать, что рынок адаптировался к изменениям, произошедшим в 2022 году?

— Могу сказать только по нашей компании. У нас произошла адаптация к текущим реалиям.

— В 2023 году ГК «Рики» запустила линейки детской и взрослой одежды в партнерстве с российскими производителями. Насколько проект оказался коммерчески успешным? С какими трудностями вы столкнулись в процессе реализации идеи? Какие проекты по франшизам планируете еще запустить в 2024 году?

— В 2023 году мы запустили сразу несколько совместных проектов с известными российскими брендами. Первыми стартовали кеды «Два мяча». Затем вышла коллекция с Игорем Чапуриным и «Смешариками» для промокампании с Lamoda. В феврале бренд Befree представил капсульную коллекцию со «Смешариками». За первые три недели продаж коллекция была реализована почти на 80%.

Это и можно назвать одной из основных трудностей. Спрос нашей аудитории превысил предложение. Логистические решения и производство требуют времени, поэтому сложился дефицит.

Естественно, мы продолжим коллаборации. 2025 год будет юбилейным для «Фиксиков». К этому событию мы готовим модные коллаборации (обувь, одежда.— “Ъ”). Ведем активные переговоры в сегменте HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес.— “Ъ”). Большие планы по развитию спортивного направления, идут переговоры с российскими футбольными клубами.

В 2023 году в ЦДМ на Лубянке на 2 тыс. кв. м открылся первый в России «ФиксиПарк». В дальнейшем планируем развивать эту историю, чтобы «ФиксиПарки» появлялись и в других городах. В 2026 году собираемся выпустить третий полнометражный фильм «Фиксики».

— У Danone в 2023 году была коллаборация со «Смешариками». Планируется что-то аналогичное с «Фиксиками»?

— Конечно, хотелось бы сделать что-то подобное. Пока не готова говорить об этом, однако направление нам очень интересно.

Если разбирать на примере с Danone, то, например, сами партнеры поделились с нами, что довольны результатами и получили отличный отклик от аудитории мам и детей, а план был перевыполнен на 15%. Увеличение объема продаж произошло за счет высокой популярности наших брендов и доверия к ним. И конечно, это взаимовыгодная история.

— Планируете ли вы строительство масштабного парка аттракционов?

— Очень хотелось бы. Однако мы все понимаем, что такие проекты возможны только на условиях государственно-частного партнерства. Отвечу так: мы открыты к диалогу.

— Думаете ли о совместном производстве оригинальных проектов с онлайн-кинотеатрами?

— Обсуждения велись, но до контрактной логики мы не дошли. У нас есть четкое понимание, что наш контент сильный и востребованный. Сейчас делаем все, чтобы производить большее количество часов качественной анимации, в том числе и для представленности на онлайн-площадках.

— В прошлом году вы также объявили о запуске собственного музыкального лейбла. Какова ситуация в этом направлении? Каких артистов планируете подписать в 2024 году?

— Запуск лейбла могу назвать экономически успешным. О наших коллаборациях, на мой взгляд, в прошлом году слышали все. Мы подписали 15 новых артистов.

Общее количество прослушиваний превысило 400 млн. Это в два раза больше, чем в 2022 году.

ГК «Рики» выпускала музыку из своих сериалов и ранее, но лейбл стартовал только в 2023 году, что позволило работать и с внешними артистами, их музыкальными каталогами. Информацию по поводу новых артистов пока не могу разглашать.

— Вы не опасаетесь, что рынок сейчас перенасыщен лейблами? Как планируете с ними конкурировать?

— Наши флагманские проекты уже заслужили признание аудитории. «Смешарикам» 20 лет, «Фиксикам» будет 15 лет. Поэтому нет, конкуренции не боимся.

— Количество судебных дел, связанных с лицензионными вопросами, быстро растет. Вы наблюдаете рост контрафакта по своим брендам?

— В 2023 году увеличение составило примерно 20%, для нас это не резкий рост.

— Президент РФ в августе 2023 года распорядился внести в законодательство поправки о полном государственном финансировании производства и проката мультфильмов для детей. В частности, предусматривалось установление налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 3% для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной продукции. Поручение президента исполнено? ГК «Рики» получила льготы?

— Этим вопросом активно занимается Ассоциация анимационного кино (ААК; входят «Союзмультфильм», «Анимаккорд», студии «Воронеж», «Паровоз» и другие). Поручение сейчас в процессе исполнения. Подготовлен соответствующий законопроект, который вся индустрия очень ждет.

Новая льгота даст хороший импульс для развития в том числе и нашей компании. В 2018 году для анимационных компаний были установлены пониженные тарифы страховых взносов и льготы по налогу на добавленную стоимость в части предоставления лицензий, и тогда эти меры дали существенный толчок развитию анимационной индустрии.

— Когда можно ожидать внесения законопроекта?

— Ожидаем, что в этом году.

— Принимает ли ААК участие в его разработке?

— Да, поскольку ассоциация разговаривает со всеми участниками рынка. Это предложение и было инициировано участниками ААК. А государство, в свою очередь, видит, что анимация — это точка роста для будущего развития креативных индустрий.

17.04.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.05.2024 - 02:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация