Статьи

Дети и реклама

Внезапно за своей спиной я услышала нежный голосок: "Забудьте о перхоти – пусть ваши волосы будут красивыми"! Ангельского вида малыш, едва ли старше трех лет, показывал пальчиком на расставленные на полках магазина товары и радостно комментировал: "Чистота – чисто тайд!", "Галина Бланка – буль-буль!". Кроха едва ли умел читать, но косноязычные рекламные слоганы уже накрепко засели в его головке.
Мне стало страшно. Я поняла, что растет поколение детей, уже с самого младенчества, "зомбированное" теми,кто, не разбирая дороги и не думая о последствиях, из "общества победившего социализма" бездумно повел нас стройными рядами в "общество потребления".

Возможно, в рекламе как таковой и нет ничего плохого. Нормальный инструмент рынка. И многие рекламные ролики вполне достойно выполняют свою роль: красиво показывают товар и дают о нем необходимую информацию. Более того, рекламный ролик может стать настоящим мини-шедевром киноискусства. Но в целом ситуация с рекламой на нашем телевидении абсолютно неприемлема.

Пожалуй, в мире нет ни одной цивилизованной страны, где реклама занимает столько эфирного времени, сколько в России. Любые программы, в том числе и детские, бесцеремонно прерываются едва ли не каждые пять минут. Но свойство детской психики таково, что ребенок прежде всего будет запоминать именно эти многократно повторяющиеся, яркие и лаконичные сюжеты. И сколь бы искренне не говорили авторы детской передачи, что надо быть скромным и честным, что надо любить и уважать родителей, хорошо учиться, все их слова во время рекламной паузы утонут в пене очередного шампуня и пузырях жевательной резинки.

Моя знакомая тринадцатилетняя барышня, девица, в общем-то, неплохая и не глупая, отвечая на вопрос девчоночьей анкеты: "О чем ты мечтаешь?" ответила крайне показательно: "Чтобы у меня все было". "Что – все? – спросят наивные взрослые – Ум, талант, здоровье?". Да нет же! Автомобиль "Рено", машина для этой жизни, стиральная машина "Индезит", прослужит долго, йогурт "Данон", волшебный вкус здоровья …

Реклама не просто рассказывает о преимуществах тех или иных товаров. Она формирует потребительский стереотип, агрессивно навязывая нам определенный, и прямо скажем, противоестественный, стиль жизни. Рекламодатели, взывают к нашим самым низменным инстинктам, повторяя с упорством гипнотизеров: "Вы заслужили эту роскошь!", "Вы этого достойны!", "Побалуйте себя!"… А дети доверчиво принимают эти призывы за чистую монету. И чем разительнее отличается этот аляповатый, похожий на розово-белый домик куклы Барби, мир жвачек, губной помады и шикарных автомобилей от их небогатого родного дома, тем сильнее обида: где же вся та роскошь, которую, по словам этих восхитительных красавиц и прекрасных силачей, они заслужили?

Возможно, разумные дети и задумаются: а где же взять денег на такую жизнь? Добрые дяди и тети заботливо подсказывают с экрана "верный" способ: вырежьте этикетку или фантик, изображение девушки с упаковки или звездочку, и вам обязательно повезет: в течение десяти лет вас будет содержать наша компания,вы выиграете кругосветное путешествие или, на худой конец, ящик маргарина. Только почему-то почти никогда не говорится о том, что деньги надо зарабатывать: "проза жизни" грубо нарушила бы законы жанра. Если герои рекламы (как правило, клерки таинственных офисов) и ходят на службу, то, кажется, лишь за тем, чтобы спокойно выпить вдалеке от семьи чашечку растворимого кофе или бутылку минеральной воды.

Маленький ребенок не знает условности, буквально понимая все, что видит и слышит. Герои рекламы для него – реальные люди,и их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера речи становятся для него эталоном. Внимательно следя за жизнью героев рекламных роликов, малыш должен составить себе абсолютно превратное представление о мире взрослых. Портрет получается малосимпатичный.

Наш герой много лет страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка. Что, впрочем, неудивительно, ведь основу его рациона составляют чипсы, супы из пакетиков, бутерброды с маргарином, газированные напитки и пиво. Ест он крайне неаккуратно и без конца сажает на одежду пятна, которые под силу только самым дорогим стиральным порошкам. В руках или в доме этого господина вы не увидите ни одной книги, зато машины самых дорогих марок он меняет, похоже, ежегодно.

Дети в этой семье, судя по всему, заняты исключительно тем, что проливают варенье на пол, разбрасывают игрушки и пачкают одежду. Но угостить конфеткой замотанных бытом родителей им почему-то совершенно не приходит в голову. "Милки вей – он только для детей!" – радостно повторяют эти очаровательные карапузы. Милашки без конца пьют кока-колу и растворимое какао и лопают шоколадные батончики. Поэтому их главные враги – страшные кариозные монстры.

Холеная домохозяйка, мать семейства, озабочена, главным образом, покупкой новой бытовой техники, моющих средств, косметики и колготок. Семью она кормит в основном бульонными кубиками, а лечит жаропонижающими и обезболивающими таблетками. Проблема надежности средств от пота и гигиенических прокладок беспокоит ее настолько, что впору задуматься о психическом здоровье этой дамы.

Кстати, о прокладках. Сегодня бедные дети чуть не с колыбели осведомлены обо всех особенностях женского организма. Гуляя с дочкой, (ей тогда было лет пять), я рассказывала ей, как семена клена, могут перелетать на большие расстояния с помощью специальных крылышек. "А еще крылышки бывают у прокладок "Олвейз" – прервала мой естественнонаучный монолог малышка. В другой раз девочка спросила меня, что это за безопасный секс, который все время рекламируют по телевизору, и где его можно купить. А совсем недавно я видела, как две крохи лет четырех вырезали из листка бумаги прокладки для куклы Барби и со знанием дела вставлялией в трусики.

В любой традиционной культуре искони было строго табуировано все, что связано с телесным низом. Тем более, о подобных вещах искони запрещалось говорить при маленьких детях. Очевидно, такие запреты были далеко не случайны: любой практикующий детский психиатр подтвердит, что их грубое нарушение приводит к тяжелейшим нервно-психическим расстройствам у детей.

Независимо от того, какие товары нас призывают купить, добрая половина рекламных роликов содержит недвусмысленный сексуальный подтекст: пожуйте нашу жевательную резинку – и вы станете неотразимым мужчиной, выпейте наш кофе – в постели вам не будет равных, купите колготки нашей фирмы – и все мужчины будут у ваших ног … Дети, особенно совсем маленькие, очень чувственны. Не понимая сути намеков, они улавливают их эротический дух. Возбуждение, не получая разрядки, трансформируется в агрессивность, или может, наоборот, привести к подавленности, беспричинным страхам, энурезу, заиканию.

Подростки составляют значительную часть телеаудитории, причем очень активную, в силу возраста постоянно стремящуюся к новизне. Рекламодатели всеми силами стремятся понравиться тинейджерам. Речь юных героев роликов перенасыщена подростковым сленгом: расхваливается "клевая" жвачка, "классное" молоко, "крутая" газировка. А не хотите ли, милые родители, вместе с чадом "оттянуться со вкусом" или "сникерснуть по-черному"?

Я никоим образом не выступаю против подростковой культуры. Проработав несколько лет со старшеклассниками, я прекрасно понимаю, что эпатаж и демонстративное отрицание эстетических и этических норм взрослого мира – естественная и вполне безвредная болезнь роста. Но есть одно "но". Как бы ни были вызывающи и дики выходки тинейджера, ему абсолютно необходима уверенность, что где-то рядом есть те самые "противные" взрослые, которые знают, как на самом деле надо себя вести и всегда готовы поддержать и придти на помощь. Разрушая границы дозволенного, взрослые лишают подростков чувства безопасности, вселяют в них тревожность и неуверенность в себе. Ну, а чем грозя подростковые неврозы, я полагаю, объяснять не стоит: это и плохая учеба, и подростковая преступность, и наркотики, и самоубийства. Подыгрывая вкусам тинейджеров, авторы рекламных роликов отнимают у детей возможность выражать свой протест против старшего поколения безопасными способами: если взрослые допускают такое, то что же еще нужно вытворить, чтобы не быть похожим на них?

Реклама в самые драматические моменты грубо врывается в фильмы. Героиня узнает, что вся ее семья погибла в концлагере. На пике трагического напряжения блестяще выстроенная сцена обрывается, - и вот уже по экрану запрыгали длинноногие веселые красотки, рассказывая о преимуществах новых жевательных резинок и прокладок. Что же мы потом возмущаемся, что дети эмоционально глухи, не сопереживают чужому горю? А экранные красавицы и супермены продолжают настойчиво внушать нашим малышам: "Пусть весь мир подождет!", "Жизнь хороша, когда пьешь не спеша!" давая настоящую установку на равнодушие и эгоцентризм.

Благодаря рекламе вообще снижаются многие этические категории. Мечта, любовь, счастье – все то, что требует огромных душевных и нравственных усилий, оказывается доступным и легко достижимым с помощью "волшебной палочки". Выстирайте белье с нашим кондиционером - и близкие будут поражены вашей любовью. Вымойте голову нашим шампунем от перхоти – и вы готовы ко встрече с мечтой. А чего стоит милая девчушка, радостно заверяющая, что в мальчиках ей важны и зубы, и душа! Душа и зубы оказываются равновеликими звеньями одной логической цепи. И уверяю вас, что после ежедневного многократного повторения малыш запомнит слово "душа" именно в этом контексте. Способен ли будет он потом понять великие строки Заболоцкого "Душа обязана трудиться …"?

На сегодняшний день есть только одно надежное средство спастись от рекламы: пореже включать телевизор или хотя бы иногда его выключать. Выходом, конечно, мог бы стать видеомагнитофон, тогда можно было бы просто показывать детям мультики и фильмы на кассетах, а интересные передачи вроде "Клуба кинопутешествий" или "Диалогов о животных" записывать, пропуская рекламные паузы. Ну, а если у вас нет возможности его купить, не давайте детям, особенно маленьким, бесконтрольно смотреть телевизор, старайтесь выключать его на время рекламы. Да и вообще, не стоит забывать старую, как мир, прописную истину: детям нечего делать у телевизора больше получаса в день, а тем, кому еще не исполнилось трех, вообще незачем его смотреть.

Пройдет пара десятилетий, и наш "дикий" рынок, возможно, оправится, наконец, от болезненных процедур "шоковой терапии", Тогда реклама займет то место, которое она занимает в остальном цивилизованном мире, а тогдашние родители не будут сетовать на ее назойливость и агрессивность. Только … наши дети к этому времени успеют вырасти. Какими?..

Ася Штейн

01.08.2005

на печать


Комментарии

Алла Радченко
01.08.2005 9:58 | сообщение #1
 

Как бы мы не возмущались подобной ситуацией, решать будем не мы, озабоченные проблемами воспитания собственных детей (уже целое поколение выросло на рекламе!), а ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ и еще раз ДЕНЬГИ!!!

animal
01.08.2005 17:46 | сообщение #2
 

Тогда - сказки про емелю, волшебную палочку джина, который исполняет желания, конька-горбунка .... мировое зло и их надо запретить :)

А по поводу секса, прокладок ...Неужели вам неизвестно что SX считался запретным в тоталитарных культурах, и табу это внесено в религию в основном людьми, которые хотели установит жесткий контроль над людьми (моисей, осман, св.петр, сталин...)
Известно ли вам, что вышеперечисленные подростковые психозы возникают именно из сексуальной неудовлетворенности? и для нее не нужна реклдама - гормон прет и так
Известно ли вам, что в старанах, где прокатилась сексуальная революция, резко, в те же годы сократилась степень детской жестокости(синдром"чучела", драки район на район, школа на школу) и количество актов детского вандализма
Презервативом надо научить пользоваться и гигиене . и как знакомится.

А дети, которые хотят отличаться от взрослых и делают все запретное - жертвы "строгого" традиционного воспитания, так распространенного в россии с немотиированными правилами вроде секса, "сиди ровно", "говори тихо" и нежеланием что либо обьяснять ("нельзя - значит нельзя") и патриархальной субординацией ( по домострою)

animal
02.08.2005 13:06 | сообщение #3
 

ЗЫ: кстати, вспомнил, о чем я мечтал в детстве, при глубоком совке, когда о рекламе еще никто не слышал:
о самолете, о суперскоростной машине, о летаюшей тарелке, о конфетном дереве, о лазере, о том, чобы на нашей даче был домик с лифтом и вертолетом......... чтото не помню, чтобы там были такие категории, как ум, таллант, здоровье.... .

многодетная мать
03.08.2005 10:37 | сообщение #4
 

Я выросла в ханжеской обстановке, в семье, где прятали нижнее белье (бюстгальтеры, трусы!!!) от детей. Увидела случайно презервативы в шкафу, когда мне было лет 10, мама закатилась в истерике. Я по опыту знаю КАК СТРАШНО ЖИТЬ, НЕ ЗНАЯ ОСНОВ ГИГИЕНЫ И КАК СТРАШНО ЖИТЬ С ХАНЖАМИ В ОДНОЙ СЕМЬЕ. Многих ошибок можно избежать, если предупредить ребенка о будущем, о том, что бывает в нашей, взрослой жизни. Прекрасно, что маленькие девочки пихают в трусы Бабри прокладки. Когда с ними случится то, что происходит со всеми женщинами, они НЕ ИСПУГАЮТСЯ И НЕ БРОСЯТСЯ С ПЯТОГО ЭТАЖА, а просто купят прокладки. И спасибо этой низкой рекламе, мы можем не думать, как начать сложный разговор о взаимоотношениях полов, наши дети сами спрашивают. И слава богу, есть родители, которые не падают в обморок и не наказывают своих детей за вопросы. Они отвечают. Отвечать на вопросы тоже надо уметь.
Подростковые психозы - не только от качества картинки в ТВ, в основном, они - от КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ. И нечего на телевизор пенять, если "рожа крива". Сколько бы мы ни пучились от гордости за Заболоцкого и Достоевского, зубы важны. Очень важны. Не менее важны, чем забота о душе. Каждый наверняка знает несколько историй про запах изо рта и про любовь. Да и ролик рассчитан не на девочек, а на мальчиков. Если он не дурак, он поймет, о чем речь.
Автор статьи, уважаемая Ася, в своей статье Вы слишком прямолинейны, слишком оскорблены рекламой вещей, которые Вам недоступны, слишком боитесь разговоров "об этом". Задумайтесь, кто или что держит Вас во власти предрассудков?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2024 - 23:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация