Статьи

Стратегический брендинг без иллюзий: когда он работает на продажи, а когда - пустая трата

Стратегический брендинг без иллюзий: когда он работает на продажи, а когда - пустая трата

Представим ситуацию: компания вложила солидные деньги в брендинг с ожиданиями, что это «решит» проблему продаж, выстроит лояльность, увеличит долю рынка. Но результат не удовлетворяет. В итоге — разочарование, усталость, сомнения. Виноват ли брендинг? За 30 лет практики я встречал разные ситуации и могу сказать, что отсутствие ожидаемого результата часто встречается там, где брендинг «декоративный» и не внедрен в бизнес-модель компании. Иногда лучше совсем не делать брендинг, чем делать его формально. Поговорим о том, как предпринимателю понять: бренд — это его актив или просто красивая вывеска.

Брендинг как система и брендинг как фрагмент

Стратегический брендинг работает, когда он основан на широком анализе с погружением, отзывается на актуальные «боли» аудитории и на то, что сейчас людям «надо». Он превращается в систему, философию, религию, которой подчинено все: продукт, упаковка, коммуникация. Он развивается и адаптируется к меняющейся реальности, но при этом не теряет своего ядра, целостности, самости, эмоциональной связи со своим потребителем.

Соответственно, если что-то из этого перечня не выполняется, не может выполняться физически, например, заявленное качество, или выполняется формально, то стратегический брендинг становится непредсказуемым, похожим на рулетку «угадал — не угадал». При таком подходе не стоит вкладываться в построение бренда, потому что это пустая трата денег и ресурсов. Лучше уж попробовать сыграть на интуиции — иногда это срабатывает. Примеры —Тиньков и ВК.

Наиболее распространенные ошибки предпринимателей в брендинге: формальная стратегия, переоценка эстетики, отсутствие операционной поддержки. Большая ошибка — когда компания не внедрила брендинг. У нее все «по правилам»: есть брендбук, платформа, «тональность», но команда их не разделяет, визуал живет сам по себе, а продукты сами по себе. Дизайн без опоры на продуктовую ценность не может обеспечить продажи. Потому что люди покупают не «легкость», «уникальность» или «современность», а решение своей задачи. Если бренд заявляет премиальность, а по факту потребитель видит логистические сбои, нехватку товаров на полке, сервис как в 2005-м, то брендинг «ломается» в точках контакта.

Бренду сегодня недостаточно опираться только на ценности и смыслы, потому что современный потребитель находится в фокусе выживания, а не вдохновения. Это значит, что люди стали больше покупать то, что решает их конкретные задачи и что важно — делает это «по-человечески». В выигрыше оказались компании, которые использовали возможности импортозамещения для создания собственной идеологии и настройки своего бренда на актуальную эмоциональную волну потребителей. Например, когда пиво «Corona» ушло с российского рынка, то освободило прогретую территорию с большим потенциалом. Разработанный «с нуля» российский пивной бренд успешно занял нишу, поставив на стратегический брендинг, основанный на аутентичности.

Посмотрим на бренд-стратегии «китов» рынка. Например, успешный опыт «Пятерочки» и PREMISSIMO. В 2021–2023 гг. Х5 провел трансформацию: исследовал поведенческие сценарии, переработал свои ценности и сделал редизайн магазинов. Суть изменений была не столько в улучшении визуала, сколько в том, чтобы дать потребителю удобство, навигацию и запрашиваемый ассортимент. «Пятерочка» запустила «с нуля» — от платформы до брендбука — новую масспремиум марку «PREMISSIMO», которая на фоне недоступности дорогих брендов стала ответом на потребность в «доступной радости», без претензии на элитарность, но с посылом на право «побаловать себя».

Отмечу удачный пример продуманного работающего стратегического брендинга «Коровки из Кореновки» от 2019 года. Он усилил доверие к бренду, смог добавить себе современности и остаться «деревенским». Компания была последовательна в изменениях визуала, хорошо поработала с привычками потребителей, расширила ассортимент без потери узнаваемости, открыла премиальное направление после ухода «Нестле».

У «Магнита» другая история: в 2021 году компания решила премиализировать бренд: темные цвета, евро-стиль, фермерские продукты… Потребители отреагировали снижением лояльности. Это произошло потому, что без продуктовой трансформации брендинг не работает. Возник диссонанс между внедряемой евро-эстетикой и реальным ассортиментом, ценником и выкладкой. В итоге в 2023-м компания вернулась к функциональному брендингу «простой, удобный, родной».

Самодиагностика бренда

Чтобы понять, соответствует ли бренд актуальному запросу рынка, предпринимателю полезно ответить на следующие вопросы:

  1. Я понимаю, чем живет мой потребитель сейчас?
  1. Мой бренд решает реальную потребительскую задачу?
  2. У нас есть четкая идея, зачем мы делаем свой бизнес?
  3. Бренд встроен в каждый этап взаимодействия с нашим потребителем — от продукта до сервиса?
  4. Команда вовлечена в ценности бренда?

Если хотя бы на один вопрос ответ отрицательный — бренд в зоне риска. Предлагаю также свериться с развернутым перечнем условий жизнеспособности бренда:

  1. Контекст и данные. Эффективный брендинг начинается с анализа рынка, культуры, поведения аудитории. Это не только демография, а и инсайты. Например, как человек принимает решение о покупке, какие у него страхи, ритуалы, компромиссы. Используйте для оценки JTBD (Jobs To Be Done), customer journey map, эмпатическое картирование.
  2. Ядро бренда. По модели Симона Синека ядром бренда является ответ на вопрос «Зачем?». Люди не покупают то, что делает компания, потому что они покупают, зачем она это делает. Без идеологического основания бренд может не выдержать кризис или изменения на рынке.
  3. Интеграция в продукт. Бренд должен быть «сшит» с продуктом, а не наклеен на него, то есть упаковка, функциональность, доступность, коммуникация должны говорить об одном.
  4. Поведенческая последовательность. По Байрону Шарпу бренд работает, когда он легко узнается, доступен в мыслях и на полке. Даже самый сильный смысл проиграет, если продукт не найти.
  5. Бренд-команда. Сотрудники, вовлеченные в бренд, — это носители его ДНК. Без команды, которая верит, транслирует и защищает ценности, бренд становится набором слоганов. Потребитель это видит. Хорошая бренд-команда должна быть чем-то вроде секты, глубоко и фанатично вовлеченной в философию бренда, «глаза должны гореть». Тогда это распространяется «заражает» коллег, бизнес-партнеров, подрядчиков, потребителей и т.д.

Метрики оценки эффективности бренда

Любая инвестиция в бренд должна быть встроена в юнит-экономику и обоснована, например, через lifetime value клиента, стоимость привлечения (CAC), удержание (retention rate), дифференциацию от конкурентов, выход на новые рынки или ЦА. Бренд работает тогда, когда влияет на поведение, предпочтение, стоимость клиента и повторные продажи. Если этого нет, то либо он «не доведен до ума», либо не встроен в продукт и бизнес. Чтобы понять, работает ли бренд, предпринимателю нужно измерять не «ощущения» и охваты, а конкретные показатели:

  1. Анализ до/после: сравнивайте метрики до и после запуска бренда с учетом сезонности, внешних факторов и т.д.
  2. А/Б-тестирование: запускайте новые брендовые элементы на части аудитории, чтобы через сравнение увидеть разницу.
  3. Когортный анализ: сегментируйте пользователей по дате первого касания с новым брендом и отслеживайте поведение.
  4. Атрибуция: используйте модели multi-touch или data-driven, чтобы понять, какую роль бренд сыграл в цепочке принятия решения клиента.

Следующую таблицу можно использовать для оценки эффективности брендинга и как шаблон для маркетинговых дашбордов:

Категория

 

Метрика

Что измеряет

Финансовые метрики

LTV (Lifetime Value)

Долгосрочная ценность клиента для бизнеса, как долго покупатели остаются с брендом после ребрендинга или запуска нового бренда

AOV (Average Order Value)

Растет ли средний чек после внедрения бренда, например, премиальная подача может стимулировать рост цены покупки

CAC (Customer Acquisition Cost)

Снизилась ли стоимость привлечения клиента благодаря узнаваемости и эффекту бренда

Конверсия из интереса в покупку

Какова эффективность воронки от узнавания до покупки — увеличилась ли доля тех, кто увидел и купил

Поведенческие метрики

Churn Rate

Какова динамика оттока клиентов после запуска бренда

Retention Rate

Сколько клиентов совершают повторную покупку, например, через 30, 60, 90 дней

NPS (Net Promoter Score)

Показывает эмоциональную привязанность — насколько клиенты готовы рекомендовать бренд

Метрики узнаваемости

и предпочтения

Brand Awareness

Спонтанная и подсказанная узнаваемость — узнают ли люди бренд без подсказки, сколько узнают при предъявлении

Brand Consideration

Частота включения бренда в «корзину выбора»

Brand Preference

Доля потребителей, выбравших бренд при равных условиях

Digital-показатели

CTR / ER

Эффективность рекламных сообщений — кликабельность и вовлеченность рекламы с брендовыми сообщениями

Время на сайте / глубина просмотра

Помогает ли бренд задерживать внимание

Частотность брендовых запросов

Рост интереса к бренду в поисковых системах — увеличилось ли количество поисков по названию бренда

Внутренние метрики

Применение брендбука

Оперативность и точность применения брендбука в новых материалах, сотрудниками и подрядчиками

Вовлеченность команды

Насколько сотрудники разделяют и транслируют ценности бренда — выяснение через опросы, инициативность, уровень понимания ценностей бренда

Брендинг — это не упаковка смысла, а сам смысл. Он должен быть прагматичным, встроенным в продукт, поведение, ценностное предложение. Важно, чтобы он экономил когнитивные усилия потребителя: не заставлял вспоминать, додумывать, адаптироваться. Его упаковка сама должна объяснять, для кого и зачем продукт. Продавец в рознице должен продолжать ту же «историю», которую начал баннер, а ценностное обещание должно быть понятно из первого опыта взаимодействия. Такая забота о пользователе дает и стратегическую экономию бюджета. Потому что когда бренд понятен, то снижаются затраты на объяснение, вовлечение, борьбу за внимание. Тогда бренд не нужно «дожимать» агрессивным маркетингом, ведь он сам работает как фильтр, магнит и инструкция вместе взятые.

Александр Орлов, креативный директор брендингового агентства UPRISE

05.06.2025

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством
Алгоритм против автора. Как отличить искусственный интеллект от...Алгоритм против автора. Как отличить искусственный интеллект от...
Сегодня в отрасли только и разговоров о том, можно ли понять, что текст написал ИИ, а не человек. Можно. И довольно легко — если вы ежедневно работаете с контентом, видите сотни текстов, постов и коммерческих предложений. Хотя стоит признать — нейросети уже научились писать очень прилично. Иногда даже чересчур. Их стремительное развитие заставляет нас быть внимательнее и смотреть уже не на поверхностные огрехи, а на глубинные, структурные маркеры.
Тренды цифрового маркетинга в 2025 годуТренды цифрового маркетинга в 2025 году
Цифровая реклама быстро развивается под влиянием технологических инноваций и изменений в поведении потребителей. Чтобы оставаться конкурентоспособными в 2025 году, компаниям крайне важно идти в ногу с новыми тенденциями. В этой статье мы рассмотрим текущие тренды в цифровой рекламе, которые уже приносят результаты.
PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

12.11.2025 - 14:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация