Новости

Как маркировка рекламы отразилась на бизнесе?

Как маркировка рекламы отразилась на бизнесе?

Внесение в 2022 году поправок в закон “О рекламе” стало логичным этапом развития рунета и регулирования публикаций на коммерческой основе. Однако для многих представителей коммуникационного сообщества нововведения оказались неприятной неожиданностью. 

Бизнес отнесся к требованию маркировки рекламы в интернете осторожно. Пугала в первую очередь вероятность финансовых потерь и штрафы, которые ввели с сентября 2023 года. Сегодня профильное сообщество уже понемногу свыклось с новой реальностью, но недопонимания все еще встречаются. 

По результатам исследования диджитал-агентства TexTerra, проведенного среди почти 3500 предпринимателей в сентябре 2023 года, 58% опрошенных не понимали, как и какую рекламу надо маркировать в интернете. 

Среди самых волнующих вопросов: как будет проверяться исполнение закона? Автоматически или выборочно? Какие на самом деле будут штрафы? Кто именно рискует под них попасть - тот, кто разместил рекламу или ее заказчик? И являются ли репосты рекламой и что теперь делать с контентом, размещенным в Instagram, Facebook и X – бывшим Twitter (запрещенные на территории РФ соцсети)?

Стоит отметить, что несмотря на кажущуюся сложность, компании уже адаптировались к новой реальности и довольно быстро перестроили свою рекламную деятельность, в частности, стали активно регистрироваться у операторов рекламных данных (ОРД) и передавать данные в Единый реестр интернет-рекламы, представляющий собой хранилище информации обо всей рекламе в рунете, в том числе о ее заказчиках, контрагентах, потраченных денежных средствах.

В связи с тем, что в некоторых случаях PR-материалы могут восприниматься как рекламные, новый закон не мог не затронуть PR-индустрию. 

“За год нам удалось достичь понимания и прийти к единой отраслевой позиции. АКОС как профессиональное объединение и дискуссионная площадка изнутри наблюдает за сложившейся в отрасли ситуацией, за реакциями участников рынка и может говорить от лица профессионального сообщества. Нам важно, чтобы PR-материалы были разделены с рекламными материалами”, - рассказала председатель АКОС и CEO PR News Лилия Глазова. 

В сентябре 2023 года ФАС России выпустил ряд разъяснительных карточек, помогающих отличить рекламу от другой информации в интернете. Но этих разъяснений бывает недостаточно, может возникать субъективность оценки на разных уровнях. Кроме того, данные карточки не могут считаться документом, на который в случае судебного прецедента можно будет ссылаться и опираться. 

Безусловно, сложной остается и техническая сторона вопроса: от особенностей работы с ОРД и ЕРИР до алгоритма принятия решений в отношении штрафов и санкций. 

“На сегодняшний день есть четкое определение, что такое "реклама", но нет четкого определения, что такое - "информирование", - делится вице-президент КРОС Кирилл Лубнин. - для специалистов, которые работают не с прямыми рекламными сообщениями, а с информацией и новостями, отсутствие общепринятого стандарта в понимании информирования приводит к разной интерпретации сообщений - рекламное оно или все же нет”. 

От этого понимания очень часто зависит, будет ли материал размещен с пометкой “Реклама” или статья будет носить информативный характер. И возникает опасение, что вообще любая информация от ньюсмейкера должна маркироваться. Не стоит забывать и о том, что от этого зависит стоимость размещения, что приходится учитывать в работе с Заказчиком. 

Мысль продолжает и генеральный директор КГ «Орта» Николай Обрезков: “Периодически мы сталкиваемся с тем, что издания и юристы могут классифицировать информационный материал как рекламный. Например, если мы рассказываем о бесплатном продукте или активности, наличие ссылки на этот продукт или активность уже может быть воспринято как реклама”. 

Согласно статье 3 закона “О рекламе”, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц.
В ноябре 2023 года ФАС России утвердило Руководство «Понятие реклама» под номером 821/23. В нем подробно расписано, что есть что и как отличить рекламу от информации.

Вкратце реклама - это избыточно окрашенный, эмоциональный текст, который привлекает внимание потребителя к рекламируемым товарам / услугам, призывает их купить и рассказывает, как это сделать. 

Информация же всегда систематизирована, нейтрально окрашена, сообщает сведения о хозяйственной деятельности и ассортименте компании и органично интегрирована в контент площадки. 

Информационные материалы рекламой не являются и в маркировке не нуждаются. 

Еще один вопрос, который заботит сферу коммуникаций: могут ли сведения, касающиеся собственной компании, быть признаны рекламой? Термина «самореклама» в законе не существует. Его ввели операторы рекламных данных, чтобы вынести в отдельную категорию рекламу своих товаров и услуг на своих же платформах. Такая реклама не требует договора и акта. Тем не менее, рекламодатели все равно обязаны поставить на самом материале пометку «Реклама» и токен.

Позиция ФАС в части саморекламы остается неизменной: единообразная информация о своих продуктах в своих соцсетях, на сайте и в приложении — рекламой не является, маркировать ее не нужно. Также не попадает под маркировку и информация о проводимых акциях, скидках и распродажах на свои товары.

Но ФАС регулярно обращает внимание, что если информация привлекает внимание к конкретному товару и выделяет его среди других однородных товаров — это реклама. Однозначной трактовки, что такое «привлечение внимания» или «выделение среди однородных» по-прежнему нет.

Также нераскрытым остался вопрос о закрепленных постах в социальных сетях. Ранее ФАС уже признавали закрепленный пост с розыгрышем в тату-студии рекламой, аргументируя это тем, что есть визуальное выделение поста в группе. Однозначного ответа про все закрепленные посты с описанием компании или ее продуктов нет.

В феврале 2023 года Роскомнадзор сообщал, что около 5,7 миллиона рекламодателей и рекламораспространителей направляют информацию в ЕРИР. Таким образом, можно сделать вывод, что условия Закона о рекламе не являются трудновыполнимыми. 

20.03.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

06.12.2025 - 16:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация