Новости

Как маркировка рекламы отразилась на бизнесе?

Как маркировка рекламы отразилась на бизнесе?

Внесение в 2022 году поправок в закон “О рекламе” стало логичным этапом развития рунета и регулирования публикаций на коммерческой основе. Однако для многих представителей коммуникационного сообщества нововведения оказались неприятной неожиданностью. 

Бизнес отнесся к требованию маркировки рекламы в интернете осторожно. Пугала в первую очередь вероятность финансовых потерь и штрафы, которые ввели с сентября 2023 года. Сегодня профильное сообщество уже понемногу свыклось с новой реальностью, но недопонимания все еще встречаются. 

По результатам исследования диджитал-агентства TexTerra, проведенного среди почти 3500 предпринимателей в сентябре 2023 года, 58% опрошенных не понимали, как и какую рекламу надо маркировать в интернете. 

Среди самых волнующих вопросов: как будет проверяться исполнение закона? Автоматически или выборочно? Какие на самом деле будут штрафы? Кто именно рискует под них попасть - тот, кто разместил рекламу или ее заказчик? И являются ли репосты рекламой и что теперь делать с контентом, размещенным в Instagram, Facebook и X – бывшим Twitter (запрещенные на территории РФ соцсети)?

Стоит отметить, что несмотря на кажущуюся сложность, компании уже адаптировались к новой реальности и довольно быстро перестроили свою рекламную деятельность, в частности, стали активно регистрироваться у операторов рекламных данных (ОРД) и передавать данные в Единый реестр интернет-рекламы, представляющий собой хранилище информации обо всей рекламе в рунете, в том числе о ее заказчиках, контрагентах, потраченных денежных средствах.

В связи с тем, что в некоторых случаях PR-материалы могут восприниматься как рекламные, новый закон не мог не затронуть PR-индустрию. 

“За год нам удалось достичь понимания и прийти к единой отраслевой позиции. АКОС как профессиональное объединение и дискуссионная площадка изнутри наблюдает за сложившейся в отрасли ситуацией, за реакциями участников рынка и может говорить от лица профессионального сообщества. Нам важно, чтобы PR-материалы были разделены с рекламными материалами”, - рассказала председатель АКОС и CEO PR News Лилия Глазова. 

В сентябре 2023 года ФАС России выпустил ряд разъяснительных карточек, помогающих отличить рекламу от другой информации в интернете. Но этих разъяснений бывает недостаточно, может возникать субъективность оценки на разных уровнях. Кроме того, данные карточки не могут считаться документом, на который в случае судебного прецедента можно будет ссылаться и опираться. 

Безусловно, сложной остается и техническая сторона вопроса: от особенностей работы с ОРД и ЕРИР до алгоритма принятия решений в отношении штрафов и санкций. 

“На сегодняшний день есть четкое определение, что такое "реклама", но нет четкого определения, что такое - "информирование", - делится вице-президент КРОС Кирилл Лубнин. - для специалистов, которые работают не с прямыми рекламными сообщениями, а с информацией и новостями, отсутствие общепринятого стандарта в понимании информирования приводит к разной интерпретации сообщений - рекламное оно или все же нет”. 

От этого понимания очень часто зависит, будет ли материал размещен с пометкой “Реклама” или статья будет носить информативный характер. И возникает опасение, что вообще любая информация от ньюсмейкера должна маркироваться. Не стоит забывать и о том, что от этого зависит стоимость размещения, что приходится учитывать в работе с Заказчиком. 

Мысль продолжает и генеральный директор КГ «Орта» Николай Обрезков: “Периодически мы сталкиваемся с тем, что издания и юристы могут классифицировать информационный материал как рекламный. Например, если мы рассказываем о бесплатном продукте или активности, наличие ссылки на этот продукт или активность уже может быть воспринято как реклама”. 

Согласно статье 3 закона “О рекламе”, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц.
В ноябре 2023 года ФАС России утвердило Руководство «Понятие реклама» под номером 821/23. В нем подробно расписано, что есть что и как отличить рекламу от информации.

Вкратце реклама - это избыточно окрашенный, эмоциональный текст, который привлекает внимание потребителя к рекламируемым товарам / услугам, призывает их купить и рассказывает, как это сделать. 

Информация же всегда систематизирована, нейтрально окрашена, сообщает сведения о хозяйственной деятельности и ассортименте компании и органично интегрирована в контент площадки. 

Информационные материалы рекламой не являются и в маркировке не нуждаются. 

Еще один вопрос, который заботит сферу коммуникаций: могут ли сведения, касающиеся собственной компании, быть признаны рекламой? Термина «самореклама» в законе не существует. Его ввели операторы рекламных данных, чтобы вынести в отдельную категорию рекламу своих товаров и услуг на своих же платформах. Такая реклама не требует договора и акта. Тем не менее, рекламодатели все равно обязаны поставить на самом материале пометку «Реклама» и токен.

Позиция ФАС в части саморекламы остается неизменной: единообразная информация о своих продуктах в своих соцсетях, на сайте и в приложении — рекламой не является, маркировать ее не нужно. Также не попадает под маркировку и информация о проводимых акциях, скидках и распродажах на свои товары.

Но ФАС регулярно обращает внимание, что если информация привлекает внимание к конкретному товару и выделяет его среди других однородных товаров — это реклама. Однозначной трактовки, что такое «привлечение внимания» или «выделение среди однородных» по-прежнему нет.

Также нераскрытым остался вопрос о закрепленных постах в социальных сетях. Ранее ФАС уже признавали закрепленный пост с розыгрышем в тату-студии рекламой, аргументируя это тем, что есть визуальное выделение поста в группе. Однозначного ответа про все закрепленные посты с описанием компании или ее продуктов нет.

В феврале 2023 года Роскомнадзор сообщал, что около 5,7 миллиона рекламодателей и рекламораспространителей направляют информацию в ЕРИР. Таким образом, можно сделать вывод, что условия Закона о рекламе не являются трудновыполнимыми. 

20.03.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.09.2024 - 04:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация