Новости

РАЭК: экономика Рунета выросла на 29% в 2022 году

РАЭК: экономика Рунета выросла на 29% в 2022 году

РАЭК представила итоги ежегодного исследования «Экономика Рунета». Главный вывод: Рунет вырос в 2022 году на 29% по отношению к 2021 году. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2022 году составил 12,2 трлн рублей.

Экономика Рунета складывается из четырех сегментов, которые образуют «цифровой контур» экономики России: маркетинга и онлайн-рекламы, инфраструктуры, электронной коммерции и цифрового контента.

«Год назад мы прогнозировали, что в 2022 году экономика Рунета вырастет всего лишь на 11%, но наш прогноз не сбылся: рост составил 29%. Это, конечно, меньше, чем рост в 2020-2021 годах, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40% в год. Но тем не менее, мы преодолели планку в 12 трлн и показали двузначный рост в условиях, когда это, казалось, было невозможно сделать. Рост экономики Рунета был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры. Вместе с тем, сегменты маркетинга и рекламы и цифрового контента не смогли избежать падения, причём последний существенно потерял в объемах. На данные сегменты в значительной степени повлиял уход зарубежных игроков, а также регуляторный фактор. Для сегмента маркетинга и рекламы это новые требования о маркировке, а для сегмента цифрового контента — инициативы, направленные на регулирование контента», — отметил Сергей Гребенников, директор РАЭК, член Общественной палаты РФ.

Реклама и маркетинг

Объём сегмента интернет-рекламы и маркетинга в 2022 году составил 389,2 млрд руб. и сократился на 10% относительно 2021 года.

В составе сегмента рекламы и маркетинга анализируются 5 рынков:

  • performance-реклама (поисковая реклама, CPx, таргетированная реклама в соцсетях, лидогенерация, выручка агентств-площадок)— 272,5 млрд руб. (0%);
  • web-разработка и мобильная реклама (услуги в области разработки интернет-сайтов и мобильных приложений, включая дизайн и стиль, тестирование и проектирование их «юзабилити» и т.д.) — 40,4 млрд руб. (-5%);
  • медийная реклама (услуги по размещению рекламы внутри медиаконтента (рекламные сети, RTB, прямое размещение, спецпроекты), за исключением видео) — 33,6 млрд руб. (0%);
  • видеореклама (услуги по размещению видеорекламы внутри размещаемого видеоконтента: на хостингах видео, в онлайн-кинотеатрах и т.д., instream, outstream, видеореклама в приложениях) — 11,5 млрд руб. (-61%);
  • контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях (услуги по продвижению товаров и услуг, связям с общественностью в социальных медиа, а также услуги аналитических сервисов, услуги в области улучшения «видимости» сайтов в результатах поиска через поисковые системы и магазины приложений (не включая таргетированную рекламу) — 31,2 млрд руб. (-42%).

Основные тренды:

  • доходы агентств снизились, но экосистемные игроки (прежде всего - Яндекс и VK) смогли нарастить рекламную выручку;
  • привлечение клиентов стало сложнее и дороже
  • новые рекламные форматы завоевывают популярность у рекламодателей
  • рекламные размещения в соцсетях сконцентрировались во ВКонтакте и мессенджерах
  • значительное влияние на сегмент закона о маркировке рекламы и существенное изменение ландшафта рекламного рынка.

Финансы и торговля

11 421,2 млрд руб. — объём сегмента электронной коммерции в 2022 году. Рост сегмента составил 32% относительно 2021 года.

В составе сегмента электронной коммерции анализируются 5 рынков:

  • онлайн-ритейл (без учета рынка доставки готовой еды и продуктов питания, а также трансграничной торговли) — 3 949,5 млрд руб. (+32%);
  • рынок электронных платёжных услуг (эквайринг, агрегаторы платежей, ОФД и т.д.) — 3 031,5 млрд руб. (+19%);
  • онлайн-трэвел (интернет-продажа туристических услуг) — 415,7 млрд руб. (+18%);
  • рынок услуг в интернете — 1 701,5 млрд руб. (+35%);
  • C2C-торговля — 2 323 млрд руб. (+55%).

 Основные тренды:

  • сегмент электронной коммерции растёт за счет переориентации покупателей на онлайн;
  • маркетплейсы стали основной точкой притяжения покупателей и продавцов;
  • снижение темпов роста сегмента eGrocery;
  • продолжение снижения среднего чека.

Инфраструктура и связь

Объём инфраструктурного сегмента равнялся 300,3 млрд руб. Сегмент вырос на 47% относительно 2021 года.

В составе сегмента инфраструктуры анализируются 4 рынка:

  • рынок SaaS (модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет)— 27,2 млрд руб. (+26%);
  • рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS) — 258;9 млрд руб. (+52%);
  • рынок доменов — 3,5 млрд руб. (-5%);
  • рынок хостинга (кроме облачного, услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации на серверах, постоянно находящихся в интернете) — 10,6 млрд руб. (+22%).

Основные тренды:

  • стоимость доступа в интернет в России остаётся одной из самых низких в мире, несмотря на рост тарифов;
  • скорость доступа в интернет продолжает расти, но разрыв со странами-лидерами увеличивается;
  • рынок облачных сервисов растёт под влиянием увеличения спроса на облачные услуги, миграции пользователей в российские сервисы и развития государственных проектов;
  • количество доменов в зоне .RU несколько снизилось, а в зоне .РФ подросло.

Медиа и развлечения

Объём сегмента цифрового контента в 2022 году — 73,6 млрд руб. Падение составило –52% относительно 2021 года.

В составе сегмента цифрового контента анализируются 4 рынка:

  • онлайн-игры (доставка игр через интернет, включая игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений) — 21,8 млрд руб. (-78%);
  • онлайн-видео (продажа, прокат и подписка на доступ к потоковому вещанию легального видеоконтента через интернет, за исключением модели AVOD, которая учитывается в составе рынка видеорекламы сегмента маркетинг и реклама) — 33,3 млрд руб. (+7%);
  • онлайн-музыка (продажа, прокат и подписка на доступ к потоковому вещанию легального аудиоконтента через интернет) — 7,1 млрд руб. (-40%);
  • цифровые книги (продажа и подписка на цифровые книги (электронные книги и аудиокниги) — 11,3 млрд (0%).

Основные тренды:

  • сегмент цифрового контента — самый «пострадавший» по итогам 2022 года;
  • государственная поддержка производства цифрового контента;
  • экосистемные сервисы продолжают завоёвывать рынок;
  • платежи пользователей за контент перешли в «серую» зону.

Кибербезопасность

«Ростелеком-Солар» оценивает рынок кибербезопасности в 103,6 млрд руб (+5% к 2021 году). По данным Positive Technologies, рынок кибербезопасности в России в 2022 году вырос на 10-20% (в 2021 году объём рынка оценивался в 120-150 млрд руб.).

Факторы, влияющие на рынок:

  • уход с рынка зарубежных поставщиков;
  • рост количества кибератак;
  • нехватка кадров;
  • изменения в законодательстве (с 31 марта 2022 госструктурам запрещено приобретать иностранное ПО для объектов КИИ; с 1 января 2025 использование госструктурами зарубежного ПО на объектах КИИ запрещено).

Образование и кадры

Кадровый рынок в ИТ испытал временный спад, но затем спрос восстановился. По данным HeadHunter, количество вакансий в ИТ в январе 2023 выросло на 63% по отношению к январю 2022 года. 57% ИТ-компаний планируют увеличить штат в 2023 году.

По данным SmartRanking, суммарная выручка ТОП-100 крупнейших EdTech-компаний России по итогам 2022 года выросла на 18% год к году и составила 87 млрд руб. Темпы роста существенно снизились, но рынок показал рост, несмотря на падение продаж онлайн-курсов весной 2022 года.

О «кадровом голоде» в ИТ-отрасли говорят уже не первый год, и потребность в ИТ-специалистах только растет. В 2021 году российской экономике не хватало порядка 1 млн ИТ-специалистов. В 2022 году ситуация еще больше обострилась за счет релокации кадров за рубеж. Также большое количество ИТ-специалистов требуется для реализации программы импортозамещения и импортонезависимости. По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, наиболее востребованные специалисты сегодня: программисты, разработчики, «белые хакеры», специалисты по работе с генеративными нейросетями, разработчики приложений для российских мобильных ОС. Наиболее острый дефицит — порядка 30-50 тыс.специалистов не хватает рынку информационной безопасности.

Сергей Плуготаренко также отметил важность диалога между отраслью и государством и актуализации мер поддержки как для бизнеса, так и для каждого специалиста — как эффективные инструменты для достижения глобальных целей.

«Российские ИТ-специалисты верят в перспективы ИТ-отрасли, но беспокоятся за собственное будущее. В то же время, государство уделяет особое внимание ИТ-кадрам, что подчеркивается включением в “третий пакет” мер поддержки ИТ-отрасли отдельного комплекса мер, направленных на поддержку “айтишников”. Очень важно, что эти меры трансформируются, отвечая реальным потребностям отрасли. Также отмечу, что государство, понимая важность развития кадрового потенциала отрасли, ведет активную работу в этом направлении.  Для преодоления дефицита ИТ-кадров в 2021-2023 гг. реализуются мероприятия федеральных проектов: “Кадры для цифровой экономики” и “Развитие кадрового потенциала в ИТ-отрасли”. Трансформируются программы обучения в высших учебных заведениях и школах, появляются новые программы дополнительного образования. Мы, в АНО “Цифровая экономика” также ведем активную работу по этому направлению — например проект “Урок цифры” служит эффективным инструментом для ранней профориентации школьников, раскрывая весь потенциал и многообразие цифровых профессий», — комментирует глава АНО «Цифровая экономика».

Прогнозы экономики Рунета в 2023 году

По прогнозам аналитиков РАЭК, в 2023 году экономика Рунета вырастет до 15,8 трлн рублей (+29%).

Рост сегмента рекламы и маркетинга в 2023 году составит 5%. На динамику сегмента в 2023 году будут оказывать влияние такие факторы, как рост расходов на продвижение локальных брендов, расширение использования новых рекламных каналов, регуляторное давление и т.д.

Прогнозируемый рост e-com-сегмента в 2023 году — 30%. Среди факторов влияния: сохранение динамики маркетплейсов, «режим экономии» населения, рост C2C-торговли.

Рост инфраструктурного сегмента, по прогнозам, составит 40%. Здесь ключевыми факторами являются продолжение миграции пользователей в российские сервисы, рост востребованности облачных решений в сфере кибербезопасности, дефицит кадров в ИТ и сложности с поставками оборудования.

Сегмент цифрового контента вырастет на 7%. Среди факторов влияния: рост интереса к российскому контенту, увеличение количества пользователей экосистем, государственная поддержка производителей контента и т.д.

Как государство поддерживает отрасль

Роста экономики Рунета невозможно было бы достичь без интенсивной коммуникации ИТ-бизнеса и Минцифры России и, как следствие, беспрецедентных мер поддержки. Среди этих мер: уникальные налоговые льготы, сниженные тарифы страховых взносов, снижение ставки по УСН для ИП и малого бизнеса, мораторий на проверки до 2024 года, льготные ставки по кредиту и другие. В том числе благодаря этим мерам, суммарные доходы ИТ-компаний выросли на 35,3%: с 1,76 трлн руб. в 2020 году до 2,38 трлн руб. в 2022 году.

Об исследовании

Исследование «Экономика Рунета» проводится на ежегодной основе с 2011 года. Результаты исследования основаны на масштабном опросе представителей российской интернет-отрасли и анализе открытых источников, которые дополняются комментариями и прогнозами экспертов. Полученные данные собираются в подробный аналитический отчет, который презентуется РАЭК в рамках ежегодного Российского интернет-форума. Также данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада «Интернет в России», который РАЭК реализует при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.      

Методология исследования

Исследование реализуется аналитическим отделом РАЭК с максимальным подключением экспертного сообщества и ведущих игроков Рунета.

Ежегодные работы по проведению исследования «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики России» включают в себя масштабные мероприятия с участием сотен отраслевых экспертов, а также аналитиков смежных отраслей, входящих в Экосистему Цифровой Экономики России.

Значительная часть экспертной работы реализуется в ходе крупнейших отраслевых мероприятий, проходящих под эгидой РАЭК.

31.05.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2024 - 10:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация