Есть мнение ...

Вредный Facebook: как соцсеть влияет на благополучие

Вредный Facebook: как соцсеть влияет на благополучие

По данным Facebook, среднестатистический пользователь этой сети ежедневно проводит в ней почти целый час. Исследование Deloitte отмечает, что многие пользователи смартфонов проверяют соцсети, едва проснувшись — зачастую даже не встав с постели. Конечно, социальное взаимодействие — естественная и необходимая составляющая жизни человека. Многочисленные исследования показывают, что для большинства людей крепкие, положительные отношения — залог благополучия.

Проблема заключается в том, что в основном социальное взаимодействие всегда происходило в реальном мире, при личной встрече, а теперь все большее распространение получают различные типы общения через интернет. Итак, мы знаем, что традиционные способы общения благоприятны для человека. Но как насчет взаимодействия с помощью светящегося экрана? Вы просыпаетесь утром и нажимаете на маленькую синюю иконку. Какие могут быть последствия?

Результаты предыдущих исследований говорили о том, что использование соцсетей может привести к сокращению количества личного общения и осмысленной деятельности, вызвать склонность к пассивному образу жизни из-за желания больше времени провести перед экраном, стать причиной интернет-зависимости и нарушения самооценки из-за невыгодного социального сравнения. Сравнение себя с другими может оказать сильное влияние на поведение человека. Поскольку люди чаще всего делают публичными только самые лучшие аспекты своей жизни, кто-то может невыгодным образом сравнить собственную жизнь с тем, что видит у других людей в соцсетях. Однако, по мнению скептиков, дело в том, что менее благополучные люди склонны пользоваться социальными сетями, а не в том, что социальные сети препятствуют благополучию. Кроме того, в ходе некоторых других исследований выяснилось, что социальные сети оказывают и положительное влияние  благодаря взаимной поддержке людей и укреплению отношений в реальном мире.

Целью нашего исследования стало выявление более четкой взаимосвязи между использованием социальных сетей и благополучием человека. Мы основывались на данных, полученных во время трех волн долгосрочного исследования от 5208 взрослых респондентов, которое проводилось Институтом Гэллапа. Также мы учитывали другие показатели, относящиеся к Facebook, чтобы проследить изменение уровня благополучия (удовлетворенность жизнью, собственную оценку своего психического здоровья и индекс массы тела) в связи с использованием социальной сети. Показатели, относящиеся к использованию Facebook, включают количество лайков чужих постов, количество собственных постов и число переходов по ссылкам. Мы также собрали данные о кругах общения респондентов в реальном мире. Во время каждой волны исследования респондентов просили назвать до четырех друзей, с которыми они обсуждают важные вопросы, и до четырех друзей, с которыми они проводят свободное время, то есть в общем каждый участник мог назвать восемь разных человек.

У нашего подхода есть три преимущества, которые отличают нашу работу от прошлых исследований по этой теме. Во-первых, для большинства респондентов мы собирали данные в три этапа в течение двух лет. Это позволило отследить, каким образом изменения в использовании социальных сетей были связаны с изменениями в уровне благополучия. Большая часть прошлых исследований основана на данных, полученных за один период, что ограничивает возможности интерпретации, сводя ее к построению простых связей. Во-вторых, полученные нами показатели, связанные с использованием Facebook, объективны: их источником стали непосредственно страницы участников, а не предоставленная пользователями информация. В-третьих, помимо данных об использовании Facebook, мы собрали информацию о кругах общения респондентов в реальном мире, что позволило провести прямое сравнение двух факторов влияния (личное общение и взаимодействие в сети). Конечно, у нашего исследования есть и ограничения. Например, нет уверенности в его полной репрезентативности, поскольку не все участники из выборки Института Гэллапа предоставили нам доступ к своим данным Facebook.

В целом, результаты показывают, что общение в реальном мире положительным образом влияет на общее благополучие, а использование Facebook дает противоположный результат. В особенности это касается психического здоровья: по показателям использования Facebook за год, как правило, можно было спрогнозировать ухудшение психического состояния в следующем году. Мы неоднократно отмечали, что лайки чужих постов и переходы по ссылкам сигнализировали о последующем ухудшении физического и психического здоровья, а также о снижении уровня удовлетворенности жизнью (по словам респондентов).

Наши исследовательские модели включали показатели, относящиеся к реальному общению, и были согласованы со среднестатистическим уровнем использования Facebook. С учетом исходного уровня благополучия, исходного круга общения в реальном мире и исходного уровня использования Facebook более частое использование социальной сети в любом случае делало вероятным снижение уровня благополучия в будущем. Это говорит о том, что связь между использованием Facebook и ухудшением благополучия — динамический процесс.

Хотя мы и можем доказать, что использование Facebook негативно влияет на благополучие, мы не можем точно сказать, как именно это происходит. Мы не увидели большой разницы между тремя исследуемыми типами активности — лайками, созданием постов и переходами по ссылкам (хотя лайки и переходы оказались более значимы) — и их влиянием на пользователя. Это привлекло наше внимание, поскольку мы предполагали, что, именно ставя лайки другим пользователям, человек вероятнее всего будет сравнивать себя с ними в невыгодном свете и это приведет к ухудшению благополучия. Оказалось, что обновление статуса и переходы по ссылкам обладают таким же эффектом (хотя характер обновлений статуса, по всей видимости, зависит от выстроенного в результате социального сравнения и желаемого для восприятия другими пользователями образа). В целом наше исследование показывает, что причина снижения уровня благополучия заключается не только в качестве использования социальных сетей, но и в его количестве. В этом наши результаты расходятся с данными прошлых исследований, согласно которым количество общения в соцсетях не имеет значения, а важно лишь его качество.

Эти результаты применимы также и к другим социальным сетям. На многих платформах человек сталкивается с «отполированными» страницами других пользователей, с которыми невыгодно сравнивает себя. Что касается проблемы частоты использования, то она является общей для всех социальных сетей. Количество времени, проведенного перед экраном, в целом представляет собой проблему, но социальные сети таят в себе дополнительный минус. Нам кажется, что мы участвуем в важном социальном взаимодействии. Результаты нашего исследования говорят о том, что по своему характеру и качеству такое общение не может заменить реальное взаимодействие, которое необходимо нам для благополучной жизни.

Во всей своей полноте проблема использования социальных сетей, несомненно, непростая. Постоянно сталкиваясь с тщательно создаваемыми образами других людей, мы сравниваем себя с ними не в свою пользу, а количество общения через соцсети отвлекает нас от более значимых событий в реальной жизни. Ясно одно: виртуальное социальное взаимодействие не может быть заменой реальному общению.

Об авторах. Холли Шакия — доцент отделения международного здравоохранения в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Специализируется на анализе социальных сетей и теории социальных норм. Николас Кристакис — профессор социальных и естественных наук Йельского университета, руководитель Лаборатории природы человека (Human Nature Lab) в Йельском университете

02.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

26.08.2019 - 03:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация