Статьи

Опыты на детях

Дети - существа доверчивые. И очень падкие на рекламу. Простые сюжеты рекламных роликов, насыщенные привлекательными персонажами и ситуациями из детской жизни, легко принимаются ими на веру. Дети охотно запоминают понравившуюся рекламу, в первую очередь, чтобы рассказать своим родителям. Ребенок в большей степени, чем взрослый, покупает упаковку и рекламный образ, нежели сам продукт.
- Ни за какие сокровища мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Послушай, папа, - сказал вдруг Малыш, - если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?
Астрид Линдгрен. "Малыш и Карлсон"

Всевозможные чудики, жевастики, квисти, скелетоны и бомбастеры интересуют детей гораздо больше, чем полезные свойства продукта. Но при этом дети - самая сложная аудитория, требующая глубокого понимания и творческого подхода. Взрослый может закрыть глаза на неудачную упаковку или сомнительную рекламу, если распробовал сам продукт. Ребенок - нет. Ему требуется живой, интересный брэнд. Попробуем сформулировать основные навыки маркетинговой работы с детьми и составить список принципов, которые уже помогли McDonald’s, Danone, Heinz, Kindersurprise, Crayola и многим другим.

Счастливые родители

Товары для детей до трех лет продаются родителям, и дети принимают минимальное участие в решениях о покупке. После трех лет у них появляется возможность выбирать самим - смотреть телевизор, обмениваться открытиями со сверстниками, ходить с родителями по магазинам. Создание и вывод на рынок детских марок имеет свои особенности и сложности. Если компания сумеет их учесть, она получит самых благодарных и преданных потребителей. Поговорим не об игрушках, а о том, как привлечь детей к самым обычным продуктам - йогуртам, завтракам, молоку, косметике, на которые они и не обратили бы внимания.

Исследования в области социальной экономии показывают, что благоприятные условия для создания детских брэндов возникают с ростом уровня жизни. Если уровень доходов в обществе (регионе, городе, районе) низкий, то дети потребляют те же продукты, что и взрослые. Чем выше благосостояние среды, тем больше специальных детских продуктов покупают мамы и папы. Это связано не только с большим количеством денег, но и с иной системой семейных ценностей. К примеру, запуская на рынок "Растишку" (Danone) и "Рыжий Ап" ("Вимм-Билль-Данн"), производители исходили как раз из того, что растущие доходы позволили людям покупать продукты специально для детей. Однако что касается карманных денег, то здесь такой зависимости нет - у детей из семей со средним достатком карманных денег порой больше, чем у ребенка из обеспеченной, которого родители не балуют принципиально. При этом даже малообеспеченные родители, относящиеся к своим обязанностям серьезно, при самом скромном семейном бюджете, стараются изыскать средства на покупку того, что принесет ребенку радость.

Есть и другие, более глубокие причины роста детского рынка товаров. Психологи считают, что современные родители нередко слишком заняты карьерой и зарабатыванием денег, поэтому не могут уделять ребенку много внимания. Дети проводят время с нянями, бабушками и дедушками. Родители, чересчур увлеченные собственными делами, нередко испытывают чувство вины и, чтобы оправдаться перед собой и заслужить любовь детей, пытаются компенсировать этот свой комплекс активным детским шоппингом, покупая многочисленные подарки. А забота обретает форму покупки продуктов питания специально для детей.

Взрослые игры с детьми

Наши маркетологи выделяют четыре возрастные категории, принятые еще в советской педагогике: дошкольники (4–6 лет), младшие школьники (7–9 лет), младшие подростки (10–12 лет) и подростки (13–16 лет). Однако такое разделение очень формально и учитывает, скорее, социализацию, нежели психологию и особенности восприятия детей. Международные исследовательские компании говорят не о четырех, а о трех сегментах: kids (4–8 лет), twins (8–12 лет) и teens (13–16 лет).

Для построения детского брэнда нужно определить ядро своей потребительской аудитории и ориентироваться четко на него, поскольку попытка создать универсальную марку будет заведомо неудачной. К примеру, для детей (kids) важен поиск похожих черт и общих интересов, для twins - независимости от мира взрослых и индивидуальности, а для teens - "фактора крутизны" (быть круче других) и одновременно - собственного "клана". Тем не менее есть общие принципы для рекламных кампаний до 12 лет.

Опыты на детях: Дети живут в своей системе ценностей, поэтому детские брэнды очень затратны на этапе разработки и раскрутки. Но главное, лояльность этой аудитории нужно постоянно подпитывать.

Брэнд-герой. Незнайка, Чебурашка, Винни-Пух, Гарри Поттер, Человек-паук, Хеллбой, Женщина-кошка, покемоны, телепузики… Маркетологи давно заметили, что лояльность детей может вызывать именно персонаж, а не сам продукт. По словам директора маркетингового агентства Kids Marketing Consulting Натальи Березовской, подсознательно ребенок выбирает на полке супермаркета не только продукт, но и будущего друга.

Брэнд-героя можно купить у правообладателей, а можно придумать самим. Главное тут - близость к детскому миру. В определенном возрасте дружба носит для ребенка ситуативный характер, поэтому ожидания переносятся на Рыжего Апа, динозаврика Дино, кролика Квики и прочих существ. Самый главный принцип в процессе создания персонажа - отсутствие в его характере ярко выраженных педагогических черт. Брэнд-герой должен выступать на стороне мира детей и, может быть, даже подыгрывать их переживаниям, решать их проблемы. Например, помогать быстрее делать уроки или быть сильнее папы. В некоторых случаях персонажи призваны в развлекательной форме донести полезные свойства продукта. К примеру, скелетоны (Danone) задумывались как наглядный символ укрепления кальцием костей растущего организма. Однако, как показывает практика, далеко не все дети замечают эту взаимосвязь. Полезная функция такого брэнд-героя направлена на родителей. А развлекательная - на детей. Взрослым, может быть, и не нравится, но признайтесь, ведь почти каждый из нас, будучи в детстве в каком-нибудь пионерском лагере "Советская бригантина", рассказывал друзьям про "красные перчатки", "зеленые глаза" и "скелетов на кладбищах"!

Игровой момент. Придумав в 1979 году Happy Meal с игрушкой, McDonald’s получил самую лояльную аудиторию на свете. Игрушка в обычном товаре помогает продать детям товар, который им сам по себе не интересен. Этот прием является беспроигрышным, поскольку многие дети просят купить продукт исключительно ради игрушки. Играть можно и с упаковкой, которая вообще - главное, на что они обращают внимание. Однако дети быстро теряют интерес, и их лояльность надо все время подпитывать новинками - рациональной мотивации в их приверженности нет. Поэтому тот же McDonald’s меняет игрушечный ассортимент каждый месяц. Взрослым важен постоянный набор гамбургеров и картошки, а детям - разнообразие игрушечных героев. Цели, как видим, разные.

Психология полов. Проведенные компанией Crayola исследования показали, что в младшем возрасте дети замкнуты в общении на представителях своего пола. Для рекламной кампании Crayola Creations придумали слоган: "Это для девочек, мальчишкам даже не взглянуть" ("It’s a girl’s thing, boys don’t get a looking"), а героинями ролика стали две девочки, подчеркнуто не замечающие своего меньшего брата.

Адаптация продукта. Оранжевое молоко, фиолетовый кетчуп, зеленый йогурт - так появляется возможность накормить ребенка продуктами, которые он отказывается есть. Heinz впервые опробовал "игры с едой", предложив детям рисовать цветным кетчупом на хлебе.

Детский мерчендайзинг. Главный принцип очевиден - продукт расположен на уровне глаз ребенка, чтобы он мог сам достать понравившуюся вещь. Однажды взяв в руки какой-либо предмет, ребенок неохотно отдает его обратно. Но важно еще и все остальное - звуки, цвета, тактильные ощущения. Сенсо-маркетинг (см. "Бизнес-журнал" № 5) очень актуален в продвижении детских марок.

Кросс-промоушн. В Европе и Америке создатели детского кино и мультфильмов с самого начала, то есть с момента проектирования героев, сотрудничают с производителями товаров. Ко времени выхода мультфильма или киноленты на экраны в продаже появляются сырки, мороженое, шоколадные батончики, рюкзаки и другие вещи с персонажами на самом товаре или его упаковке. Вся эта продукция служит своеобразной поддержкой фильма, а фильм - бесплатным инструментом ее продвижения. Лицензия на право использования в рекламе киношных и мультяшных образов оплачивается роялти. Обычная для российского рынка ставка - 10% оптовой цены товара.

Двойная коммуникация. Существенно важно, что, ориентируя продукт на ребенка, мы не оставляем без внимания родителей. "Родительский пиар" должен сопровождать каждый детский брэнд. Иначе папы и мамы постараются наложить свое вето на стремления ребенка. Дети обращают внимание на героя, а родители принимают решение о покупке, будучи уверенными в его полезности. Детские брэнды практически всегда используют двойную коммуникацию, направленную и на родителей, и на детей. Именно этот факт делает продвижение детских брэндов очень затратным.

Детская непосредственность. По статистике "Комкон-Медиа", дети и подростки на свои карманные деньги покупают мороженое (30,1%), чипсы (29,7%), сухарики (27,6%) и жевательную резинку (27,2%). Как видите, самые простые и недорогие товары могут быть адаптированы к детям. Однако главный риск подстерегает еще на этапе разработки брэнда. К примеру, раскручивая детскую кашу "Быстрёнок", компания "Быстров" собиралась вовлечь в коммуникацию детей. Но исследования показали, что каша для ребенка ассоциируется с чем-то негативным, и участие его в процессе принятия решения о покупке - минимально. Поэтому компания ориентировала продукт исключительно на родителей. Нужно было дать взрослым покупателям понять, что этот продукт будет приятен детям. На упаковке решили изобразить не героя, а озорного мальчишку с ложкой, при этом в каждый пакетик вложили разные игрушки и предложили собрать их все. Зная, что все равно мама пойдет покупать кашу, ребенок попросит именно "Быстрёнка" из-за игрушки, ведь марка каши его вообще не волнует.

Так или иначе, брэнды для детей производят взрослые. И часто они не в состоянии даже представить себе, отчего у ребенка могут загореться глаза. Дети живут в своей системе ценностей, поэтому детские брэнды очень затратны на этапе разработки и раскрутки. И если они делаются как "короткие" или "временные", то могут не принести ничего, кроме убытков. Только нацеленный на перспективу, как минимум, нескольких лет детский брэнд способен не только окупить усилия, но и обеспечить растущие доходы в будущем.

Владимир Ляпоров
"Бизнес-журнал"

13.05.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2024 - 13:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация