Жаждут шоколада
В минувшем августе индекс «Кофе с Молоком» прибавил 3,5% к июлю и достиг показателя в 899 п.п., что идентично майскому значению. Таким образом, четырехмесячный тренд снижения Индекса простых удовольствий оказался прерван.
Однако в разрезе года показатели КсМ выглядят не столь радужно. По сравнению с августом прошлого года Индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад. Рост индекса в конце лета относительно предыдущих месяцев был обусловлен вновь проснувшейся любовью россиян к шоколаду. Его купили большее количество потребителей и в ощутимо больших объемах. Причем в этом процессе москвичи показали себя даже активнее, чем остальные россияне.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 23 000 участников скан-панели в 95 городах России с населением от 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
В августе текущего года индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) прибавил 3,5% относительно июльского показателя и достиг 899 п.п., что идентично майскому значению. Таким образом, четырехмесячный тренд снижения Индекса простых удовольствий оказался прерван. Однако если посмотреть в разрезе года, то показатели КсМ выглядят не столь радужно. По сравнению с августом прошлого года Индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад.
Кстати, этот тренд развивается уже два года подряд. С августа 2014 года КсМ номинально вырос на 17%. Однако накопленная за два года инфляция составила 24%, что полностью поглотило рост Индекса, выведя его в отрицательные значения. То есть сегодня россияне себя балуют меньше, чем два года назад.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2013 – август 2016
Источник данных: RomirScanPanel, август 2016
Тем не менее, рост КсМ в августе относительно июля показал любопытные изменения в потребительском поведении россиян. Если в предыдущие месяцы Индекс падал за счет сокращения аудитории и снижения объемов покупки ингредиентов, то последний летний месяц снова позвал в ряды любителей шоколада дополнительных участников. По сравнению с июлем на 7% больше семей решились на покупку шоколада. На 2% увеличилась и доля домохозяйств, покупавших кофе и молоко.
Цены на кофе (+2,2%) и шоколад (+1,1%) за месяц скорректировались в большую сторону, но незначительно. При этом рост цены кофе был компенсирован уменьшением на -2,9% объемов его покупки. Зато объемы купленного в августе шоколада по сравнению с июлем оказались впечатляющими и составили +18%. Эти факторы в основном и обеспечили месячный рост индекса КсМ.
В годовом выражении почти нулевое изменение значений КсМ объясняется компенсационными процессами. За год выросла цена на все составляющие Индекса: молоко прибавило +4,8%, кофе +5,3%, вода +8,7% и шоколад +11.9%. Но вместе с тем россияне сократили объемы покупки этих ингредиентов: кофе купили на -4,2% меньше, шоколада – на -7,8% и молока – на -13,4%.
Таким образом, можно говорить о том, что после безэндорфиновой «диеты» последних месяцев россияне в августе решили себя опять побаловать шоколадом, купив его в повышенных объемах. В разрезе года же продолжают расти только цены, на что россияне реагируют сокращением объемов. То есть простых удовольствий в их корзине не прибавляется.
В Москве в августе сложилась похожая ситуация с поведением индекса КсМ, только рост в месячном выражении оказался меньше, а падение в годовом срезе – сильнее. Так, по итогам последнего летнего месяца КсМ в столице остановился на отметке в 1024 п.п. Таким образом, он прибавил всего 0,3% относительно июля. А в разрезе года его сокращение составило -4%.
Месячный рост Индекса в Москве также был обусловлен вернувшейся любовью жителей столицы к шоколаду. В августе его было куплено на 28% больше, чем месяцем ранее. Хотя не стоит забывать, что в июле наблюдался провал по объемам его покупки. Потому в августе произошла частичная компенсация потерь.
Однако сокращение объемов покупки остальных ингредиентов индекса (-8,6% по воде и -10,5% по кофе) даже при немного выросших на них ценах не смогли обеспечить более существенный рост для полного набора простых удовольствий.
В разрезе года цены на составляющие Индекса скорректировались незначительно за исключением воды (+8,9%). Более того, за кофе в августе этого года москвичи платили даже меньше, чем в августе прошлого – на -5,4%. Одновременно жители столицы уменьшили и объемы покупки ингредиентов КсМ: незначительно, всего на 2-2,5%, по воде и кофе, более ощутимо, на -14% по молоку. Но даже рост объемов покупки шоколада на +5% не смог спасти общую ситуацию. Динамика КсМ относительно августа прошлого года оказалась отрицательной.
То есть москвичи в августе, как и россияне в целом, решили себя побаловать шоколадом после двух месяцев отказа от него. Видимо, запасаются гормонами радости впрок перед предстоящей осенью.
20.09.2016
Еще статьи по теме
- 74% россиян ответили, что сейчас влюблены - исследование "Ромир" и Fix Price - 13.02.2023
- Первая карта рынка Gaming & Digital Entertainment IAB Russia - 22.04.2022
- HEINEKEN и РОМИР объявили об исследовании ответственного потребления среди россиян - 28.12.2021
- Пандемия не заставила россиян разлюбить походы по магазинам: совместное исследование Ромир и Fix Price - 13.09.2021
- Составлен рейтинг любителей шоколада по городам России - 16.07.2020
- 530 рублей - средний чек апрель 2018 - 15.05.2018
- Одинокие женщины предпочитают… - 25.04.2018
- Простые удовольствия падают в цене, но растут в объемах - 20.04.2018
- 75 900 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для "нормальной жизни" - 05.04.2018
- Карточная лояльность - 29.03.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий