Анализ рынков

Жаждут шоколада

Жаждут шоколада

В минувшем августе индекс «Кофе с Молоком» прибавил 3,5% к июлю и достиг показателя в 899 п.п., что идентично майскому значению. Таким образом, четырехмесячный тренд снижения Индекса простых удовольствий оказался прерван.

Однако в разрезе года показатели КсМ выглядят не столь радужно. По сравнению с августом прошлого года Индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад. Рост индекса в конце лета относительно предыдущих месяцев был обусловлен вновь проснувшейся любовью россиян к шоколаду. Его купили большее количество потребителей и в ощутимо больших объемах. Причем в этом процессе москвичи показали себя даже активнее, чем остальные россияне.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 23 000 участников скан-панели в 95 городах России с населением от 10 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В августе текущего года индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) прибавил 3,5% относительно июльского показателя и достиг 899 п.п., что идентично майскому значению. Таким образом, четырехмесячный тренд снижения Индекса простых удовольствий оказался прерван. Однако если посмотреть в разрезе года, то показатели КсМ выглядят не столь радужно. По сравнению с августом прошлого года Индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад.

Кстати, этот тренд развивается уже два года подряд. С августа 2014 года КсМ номинально вырос на 17%. Однако накопленная за два года инфляция составила 24%, что полностью поглотило рост Индекса, выведя его в отрицательные значения. То есть сегодня россияне себя балуют меньше, чем два года назад.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2013 – август 2016

Источник данных: RomirScanPanel, август 2016

Тем не менее, рост КсМ в августе относительно июля показал любопытные изменения в потребительском поведении россиян. Если в предыдущие месяцы Индекс падал за счет сокращения аудитории и снижения объемов покупки ингредиентов, то последний летний месяц снова позвал в ряды любителей шоколада дополнительных участников. По сравнению с июлем  на 7% больше семей решились на покупку шоколада. На 2% увеличилась и доля домохозяйств, покупавших кофе и молоко.

Цены на кофе (+2,2%) и шоколад (+1,1%) за месяц скорректировались в большую сторону, но незначительно. При этом рост цены кофе был компенсирован уменьшением на -2,9% объемов его покупки. Зато объемы купленного в августе шоколада по сравнению с июлем оказались впечатляющими и составили +18%. Эти факторы в основном и обеспечили месячный рост индекса КсМ.

В годовом выражении почти нулевое изменение значений КсМ объясняется компенсационными процессами. За год выросла цена на все составляющие  Индекса: молоко прибавило +4,8%, кофе +5,3%, вода +8,7% и шоколад +11.9%. Но вместе с тем россияне сократили объемы покупки этих ингредиентов: кофе купили на -4,2% меньше, шоколада – на -7,8% и молока – на -13,4%.

Таким образом, можно говорить о том, что после безэндорфиновой «диеты» последних месяцев россияне в августе решили себя опять побаловать шоколадом, купив его в повышенных объемах. В разрезе года же продолжают расти только цены, на что россияне реагируют сокращением объемов. То есть простых удовольствий в их корзине не прибавляется.

В Москве в августе сложилась похожая ситуация с поведением индекса КсМ, только рост в месячном выражении оказался меньше, а падение в годовом срезе – сильнее. Так, по итогам последнего летнего месяца КсМ в столице остановился на отметке в 1024 п.п. Таким образом, он прибавил всего 0,3% относительно июля. А в разрезе года его сокращение составило -4%.

Месячный рост Индекса в Москве также был обусловлен вернувшейся любовью жителей столицы к шоколаду. В августе его было куплено на 28% больше, чем месяцем ранее. Хотя не стоит забывать, что в июле наблюдался провал по объемам его покупки. Потому в августе произошла частичная компенсация потерь.  

Однако сокращение объемов покупки остальных ингредиентов индекса (-8,6% по воде и -10,5% по кофе) даже при немного выросших на них ценах не смогли обеспечить более существенный рост для полного набора простых удовольствий.

В разрезе года цены на составляющие Индекса скорректировались незначительно за исключением воды (+8,9%). Более того, за кофе в августе этого года москвичи платили даже меньше, чем в августе прошлого – на -5,4%. Одновременно жители столицы уменьшили и объемы покупки ингредиентов КсМ: незначительно, всего на 2-2,5%, по воде и кофе, более ощутимо, на -14% по молоку. Но даже рост объемов покупки шоколада на +5% не смог спасти общую ситуацию. Динамика КсМ относительно августа прошлого года оказалась отрицательной.

То есть москвичи в августе, как и россияне в целом, решили себя побаловать шоколадом после двух месяцев отказа от него. Видимо, запасаются гормонами радости впрок перед предстоящей осенью.

20.09.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.04.2024 - 18:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация