Анализ рынков

75 900 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для "нормальной жизни"

75 900 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для "нормальной жизни"

Каждая пятая семья (21%) готова «нормально» прожить при семейном бюджете от 20 до 45 тысяч руб. в месяц. Две трети российских семей (66%) претендуют для обеспечения «нормальной жизни» на ежемесячный доход в 45-120 тыс. руб. И 13% респондентов считают, что для поддержания «нормальной жизни» им необходимо в среднем более 120 тыс. руб.  для семьи из трех человек.

Таким образом, средняя российская семья претендуют на ежемесячный доход в 75 900 руб., что на 7 700 руб. или 9% меньше, чем годом ранее. Средний показатель финансовых запросов номинально приблизился к результатам 2016 и 2013 годов. Но впервые за все годы наблюдений реальные доходы семьи при двух работающих (78 тыс. руб.), согласно данным Росстата, превысили  доходы желаемые. Судя по всему, россияне адаптировались к тяжелой экономической ситуации, научились экономить на необходимом, что и привело к более трезвым оценкам своих повседневных финансовых запросов.

В марте текущего года в ходе очередного всероссийского опроса населения* исследовательский холдинг Ромир задал респондентам один из традиционных вопросов - сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для «нормальной жизни». Аналогичные опросы проводятся уже несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику по материальным запросам наших соотечественников.

Согласно полученным результатам, финансовые аппетиты россиян в текущем году в среднем немного снизились по сравнению с предыдущим годом, приблизившись к показателям двухлетней и даже пятилетней давности. Это произошло, в первую очередь, за счет значительного снижения числа запросов на семейный доход свыше 120 тыс. руб. в месяц – с 22% в прошлом году до 13% в нынешнем. По остальным же вариантам ответов результаты существенно не изменились  (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально?

Так, семья из трех человек при двух работающих готова прожить «нормально» при совокупном бюджете в 90-120 тысяч рублей в месяц в 18% случаев. Четверть среднестатистических семей (25%) ежемесячно претендует для обеспечения «нормальной жизни» на сумму в 60-90 тысяч рулей. И почти столько же – 23% семей – готовы уложиться при «нормальной жизни» в 45-60 тысяч рублей в месяц. Семейного дохода в 30-45 тысяч для «нормальной жизни» достаточно 15% респондентов. И 6% считают, что смогут «нормально» прожить уже при наличии 20-30 тысяч в месяц на семью. Впервые за все годы наблюдений никто не изъявил желания жить «нормально» при доходе до 20 тысяч рублей в месяц на семью. Напомним, что в 2011 году такой ответ давали 6% опрошенных.

Таким образом, по результатам нынешнего опроса в среднем российская семья их трех человек претендует на доход в 75 900 рублей в месяц. За год финансовые запросы россиян снизились на 7 700 руб. или на 9%, что значительно превосходит годовую инфляцию. Зато нынешние запросы россиян оказались максимально приближенными к аналогичным показателям 2016-го (72 700 руб.) и 2013 годов (76 500 руб.). Но если пять лет назад желаемые доходы значительно превышали реальные, то в текущем году, как и в 2016-м, запросы и реальность почти совпали (см. Гистограмму 2).

Два года назад финансовые аппетиты россиян превысили реальные доходы всего на 300 руб. А в этом году запросы оказались даже ниже реальных зарплат, что произошло впервые за все годы наблюдений. По данным Росстата на январь 2018 года, средняя номинальная зарплата по стране составила 39 017 рублей или без малого 78 000 рублей на семью при двух работающих. Таким образом, разрыв между финансовыми желаниями и реальностью в нынешнем году составил 2 100 рублей в пользу имеющихся доходов.

Гистограмма 2. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих. *На основе данных Росстата о средней номинальной заработной плате на январь 2018.

В связи с чем материальные запросы россиян опять сократились после резкого скачка в прошлом году? Напомним, что в 2015-2016 годах финансовые аппетиты россиян были умеренными на фоне тяжелой кризисной ситуации. В такие времена меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое, мечты становятся более приземленными. Однако затянувшийся кризис, который выражался ростом цен при одновременном снижении доходов, заставил россиян пересмотреть свои запросы. Как бы они ни старались экономить, но для «нормальной жизни», по их ощущениям, денег требовалось все больше. В связи с этим и был зафиксирован  скачок финансовых желаний в начале прошлого года.

В текущем же году россияне давали свои оценки, оглядываясь на итоги ушедшего года. А он оказался все же немного лучше предыдущих. Напомним, что в декабре значительно меньше респондентов охарактеризовали уходящий год как кризисный. Россиянам удалось приспособиться к текущей экономической ситуации, они активно пользовались скидками и промо, что позволило сэкономить на повседневных товарах. Да и доходы начали потихоньку расти. Все это привело к более трезвому взгляду на финансовые ожидания для «нормальной жизни».

Президентисследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин также не исключает, что умеренность материальных запросов наших соотечественников может иметь в основе и другие факторы: «С одной стороны, я не устаю повторять, что народ мудр. Этим и объясняется трезвость и реалистичность взглядов россиян на непростую экономическую действительность. В тяжелые времена приходится затягивать пояса, и нашему народу к этому не привыкать. С другой стороны, можно допустить, что созданный информационный фон о внешнеполитическом давлении на Россию также повлиял на снижение финансовых аппетитов наших сограждан».

Анализ результатов опроса по федеральным округам показал, что в четырех регионах запросы оказались даже ниже реальных доходов, чего раньше не случалось. Так, жители Центрального округа претендуют в среднем на сумму  в 87 400 руб. в месяц при среднем реальном доходе на семью с двумя работающими в 94 900 руб. Похожая ситуация наблюдается и на северо-западе.  Уровень финансовых желаний составил 87 700 руб., а реальные доходы, согласно данным Росстата, на начало года оказались на уровне 93 500 руб. На Урале реальные доходы (86 200 руб.) также превысили запросы (74 400 руб.). Но самым существенный разрыв между запросами и реальностью в пользу последней был зафиксирован на Дальнем Востоке – 84 800 и 98 700 руб. соответственно (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате на январь 2018). Сравнение по федеральным округам.

В Приволжском округе запросы для «нормальной жизни» почти совпали с реальными доходами среднестатистической семьи с разницей в 1100 руб. Зато на юге страны и в Сибири зарплаты по-прежнему отстают от финансовых аппетитов граждан. Так, жители Южного округа хотели бы для обеспечения «нормальной жизни» иметь в месяц 67 900 руб. на семью из трех человек, тогда как средние зарплаты двух работающих дают семейный доход в 57 400 руб. Чуть меньше разница между запросами и реальностью отмечена в Сибири – 77 500 и 67 800 руб. соответственно.

Если говорить о социально-демографических показателях, то традиционно в среднем запросы женщин (73 700 руб.) немного ниже, чем у мужчин (78 500 руб.). Самые высокие финансовые пожелания для «нормальной жизни» озвучили респонденты 25-34 лет (82 тыс. руб.). В остальных группах показатели несколько ниже (около 77 тыс.), а среди россиян старше 60 лет аппетиты еще более скромные (66 тыс.).

Жители мегаполисов традиционно выдвигают более высокие материальные требования, чем жители городов меньшего размера. Так, в миллионниках респонденты в среднем претендуют на доход в 91 600 руб. в месяц для обеспечения «нормальной жизни», в полумиллионниках этот показатель снижается до 80 200 руб., а в стотысячниках  - до 75 тыс. Жители же сельской местности готовы довольствоваться доходом в 61 500 руб. в месяц для ведения «нормальной жизни».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

05.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2024 - 08:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация