Анализ рынков

75 900 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для "нормальной жизни"

75 900 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для "нормальной жизни"

Каждая пятая семья (21%) готова «нормально» прожить при семейном бюджете от 20 до 45 тысяч руб. в месяц. Две трети российских семей (66%) претендуют для обеспечения «нормальной жизни» на ежемесячный доход в 45-120 тыс. руб. И 13% респондентов считают, что для поддержания «нормальной жизни» им необходимо в среднем более 120 тыс. руб.  для семьи из трех человек.

Таким образом, средняя российская семья претендуют на ежемесячный доход в 75 900 руб., что на 7 700 руб. или 9% меньше, чем годом ранее. Средний показатель финансовых запросов номинально приблизился к результатам 2016 и 2013 годов. Но впервые за все годы наблюдений реальные доходы семьи при двух работающих (78 тыс. руб.), согласно данным Росстата, превысили  доходы желаемые. Судя по всему, россияне адаптировались к тяжелой экономической ситуации, научились экономить на необходимом, что и привело к более трезвым оценкам своих повседневных финансовых запросов.

В марте текущего года в ходе очередного всероссийского опроса населения* исследовательский холдинг Ромир задал респондентам один из традиционных вопросов - сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для «нормальной жизни». Аналогичные опросы проводятся уже несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику по материальным запросам наших соотечественников.

Согласно полученным результатам, финансовые аппетиты россиян в текущем году в среднем немного снизились по сравнению с предыдущим годом, приблизившись к показателям двухлетней и даже пятилетней давности. Это произошло, в первую очередь, за счет значительного снижения числа запросов на семейный доход свыше 120 тыс. руб. в месяц – с 22% в прошлом году до 13% в нынешнем. По остальным же вариантам ответов результаты существенно не изменились  (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально?

Так, семья из трех человек при двух работающих готова прожить «нормально» при совокупном бюджете в 90-120 тысяч рублей в месяц в 18% случаев. Четверть среднестатистических семей (25%) ежемесячно претендует для обеспечения «нормальной жизни» на сумму в 60-90 тысяч рулей. И почти столько же – 23% семей – готовы уложиться при «нормальной жизни» в 45-60 тысяч рублей в месяц. Семейного дохода в 30-45 тысяч для «нормальной жизни» достаточно 15% респондентов. И 6% считают, что смогут «нормально» прожить уже при наличии 20-30 тысяч в месяц на семью. Впервые за все годы наблюдений никто не изъявил желания жить «нормально» при доходе до 20 тысяч рублей в месяц на семью. Напомним, что в 2011 году такой ответ давали 6% опрошенных.

Таким образом, по результатам нынешнего опроса в среднем российская семья их трех человек претендует на доход в 75 900 рублей в месяц. За год финансовые запросы россиян снизились на 7 700 руб. или на 9%, что значительно превосходит годовую инфляцию. Зато нынешние запросы россиян оказались максимально приближенными к аналогичным показателям 2016-го (72 700 руб.) и 2013 годов (76 500 руб.). Но если пять лет назад желаемые доходы значительно превышали реальные, то в текущем году, как и в 2016-м, запросы и реальность почти совпали (см. Гистограмму 2).

Два года назад финансовые аппетиты россиян превысили реальные доходы всего на 300 руб. А в этом году запросы оказались даже ниже реальных зарплат, что произошло впервые за все годы наблюдений. По данным Росстата на январь 2018 года, средняя номинальная зарплата по стране составила 39 017 рублей или без малого 78 000 рублей на семью при двух работающих. Таким образом, разрыв между финансовыми желаниями и реальностью в нынешнем году составил 2 100 рублей в пользу имеющихся доходов.

Гистограмма 2. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих. *На основе данных Росстата о средней номинальной заработной плате на январь 2018.

В связи с чем материальные запросы россиян опять сократились после резкого скачка в прошлом году? Напомним, что в 2015-2016 годах финансовые аппетиты россиян были умеренными на фоне тяжелой кризисной ситуации. В такие времена меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое, мечты становятся более приземленными. Однако затянувшийся кризис, который выражался ростом цен при одновременном снижении доходов, заставил россиян пересмотреть свои запросы. Как бы они ни старались экономить, но для «нормальной жизни», по их ощущениям, денег требовалось все больше. В связи с этим и был зафиксирован  скачок финансовых желаний в начале прошлого года.

В текущем же году россияне давали свои оценки, оглядываясь на итоги ушедшего года. А он оказался все же немного лучше предыдущих. Напомним, что в декабре значительно меньше респондентов охарактеризовали уходящий год как кризисный. Россиянам удалось приспособиться к текущей экономической ситуации, они активно пользовались скидками и промо, что позволило сэкономить на повседневных товарах. Да и доходы начали потихоньку расти. Все это привело к более трезвому взгляду на финансовые ожидания для «нормальной жизни».

Президентисследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин также не исключает, что умеренность материальных запросов наших соотечественников может иметь в основе и другие факторы: «С одной стороны, я не устаю повторять, что народ мудр. Этим и объясняется трезвость и реалистичность взглядов россиян на непростую экономическую действительность. В тяжелые времена приходится затягивать пояса, и нашему народу к этому не привыкать. С другой стороны, можно допустить, что созданный информационный фон о внешнеполитическом давлении на Россию также повлиял на снижение финансовых аппетитов наших сограждан».

Анализ результатов опроса по федеральным округам показал, что в четырех регионах запросы оказались даже ниже реальных доходов, чего раньше не случалось. Так, жители Центрального округа претендуют в среднем на сумму  в 87 400 руб. в месяц при среднем реальном доходе на семью с двумя работающими в 94 900 руб. Похожая ситуация наблюдается и на северо-западе.  Уровень финансовых желаний составил 87 700 руб., а реальные доходы, согласно данным Росстата, на начало года оказались на уровне 93 500 руб. На Урале реальные доходы (86 200 руб.) также превысили запросы (74 400 руб.). Но самым существенный разрыв между запросами и реальностью в пользу последней был зафиксирован на Дальнем Востоке – 84 800 и 98 700 руб. соответственно (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате на январь 2018). Сравнение по федеральным округам.

В Приволжском округе запросы для «нормальной жизни» почти совпали с реальными доходами среднестатистической семьи с разницей в 1100 руб. Зато на юге страны и в Сибири зарплаты по-прежнему отстают от финансовых аппетитов граждан. Так, жители Южного округа хотели бы для обеспечения «нормальной жизни» иметь в месяц 67 900 руб. на семью из трех человек, тогда как средние зарплаты двух работающих дают семейный доход в 57 400 руб. Чуть меньше разница между запросами и реальностью отмечена в Сибири – 77 500 и 67 800 руб. соответственно.

Если говорить о социально-демографических показателях, то традиционно в среднем запросы женщин (73 700 руб.) немного ниже, чем у мужчин (78 500 руб.). Самые высокие финансовые пожелания для «нормальной жизни» озвучили респонденты 25-34 лет (82 тыс. руб.). В остальных группах показатели несколько ниже (около 77 тыс.), а среди россиян старше 60 лет аппетиты еще более скромные (66 тыс.).

Жители мегаполисов традиционно выдвигают более высокие материальные требования, чем жители городов меньшего размера. Так, в миллионниках респонденты в среднем претендуют на доход в 91 600 руб. в месяц для обеспечения «нормальной жизни», в полумиллионниках этот показатель снижается до 80 200 руб., а в стотысячниках  - до 75 тыс. Жители же сельской местности готовы довольствоваться доходом в 61 500 руб. в месяц для ведения «нормальной жизни».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

05.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.
Гороскоп как самоRPГороскоп как самоRP
АО НПФ «Сафмар», изучил клиентскую базу застрахованных лиц – более 2 млн своих клиентов – по датам рождения и вывел ряд закономерностей о том, как они копят на пенсию в зависимости от знака зодиака, под которым родились. 
Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...
Вице-президент, директор по маркетингу и общественным связям Почта Банка Евгения Ленская приняла участие в дискуссии Celebrity marketing Эффективное привлечение звезд для продвижения бренда в рамках Russian Sponsorship Forum 2018.
20 экспертов о том, должен ли PR продавать20 экспертов о том, должен ли PR продавать
Должен ли PR продавать? Этот вечный как мир вопрос — предмет ожесточенных споров между пиарщиками и их работодателями. Первые обычно «топят» за то, что PR — это про репутацию, имидж бренда и вообще игра вдолгую. Вторые хотят получать измеряемый в продажах результат здесь и сейчас, и кто их в этом осудит. На чьей стороне правда? Мы в Pressfeed попытались в этом разобраться, поговорив с 20 экспертами. Вот, что получилось.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.12.2018 - 14:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация