Анализ рынков

Россияне налегают на шоколад

Россияне налегают на шоколад

В октябре индекс «Кофе с Молоком» продолжил свой осенний рост и поднялся до отметки в 920 п.п., что на 0,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, рост индекса вдвое превзошел значение инфляции в 0,2%.

Однако по сравнению с октябрем прошлого года КсМ потерял -2,5%, что с учетом накопленной инфляции дает его снижение более чем на 5%.  В столице индекс «Кофе с Молоком» вел себя аналогично общероссийскому, но с большей амплитудой изменений. Так, за месяц КсМ в столице прибавил 3,3% к сентябрьскому значению и составил 1110 п.п. Но по сравнению с октябрем прошлого года индекс в Москве  похудел на -4,7%. Месячный рост индекса и по стране, и в столице был обеспечен усиленными покупками шоколада. А годовое же снижение объясняется удешевлением составляющих КсМ, в первую очередь, кофе и шоколада. То есть гастрономические радости становятся доступнее, чем россияне с удовольствием и пользуются.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.

 

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В октябре индекс «Кофе с Молоком» продолжил свой осенний рост и поднялся до отметки в 920 п.п., что на 0,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, рост индекса вдвое превзошел значение инфляции в 0,2%. Однако по сравнению с октябрем прошлого года КсМ потерял -2,5%, что с учетом накопленной инфляции дает его снижение более чем на 5% (см. Диаграмму 1). Рассмотрим подробнее причины такого поведения индекса.

Отметим сразу, что в октябре по сравнению с предыдущим месяцем сократилась на 3% доля семей, которые покупали воду и шоколад. При этом сократились и объемы покупки бутилированной воды (-9%), шоколада (-5,5%) и немного кофе (-0,7%). Прибавило в объемах только молоко (+4%). 

И на фоне снизившихся объемов покупки составляющих индекса выросшие цены на воду (+5,2%) и шоколад (+7,2%) не смогли ощутимо скорректировать ситуацию. А снижение цены на молоко (-0,3%) и на кофе (-0,1%) только еще приостановило рост индекса. Оттого и прибавка в значении КсМ в разрезе месяца оказалась достаточно скромной.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.

Относительно же октября прошлого года снижение КсМ связано, в первую очередь, со снижением цен на дорогостоящие составляющие индекс – кофе (-3,4%) и шоколад (-7,1%) при снижении же объемов покупки кофе на -1%, хотя и при выросших на 5,4% объемах покупки шоколада. Снижение объемов покупки воды на -17% оказалось весомее, чем рост ее цены на 12,5%. Молоко же в разрезе года почти не изменилось ни в цене (+1,4%), ни в объемах (-0,1%).

Таким образом, можно говорить, что относительно сентября россияне умерили аппетит к подорожавшему шоколаду, сократили немного покупки кофе и значительно – воды. Месячный рост индекса поддерживается за счет растущих цен, а годовое падение, как раз наоборот, объясняется снижением цен на ингредиенты индекса.

Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.

В столице в октябре индекс «Кофе с Молоком» вел себя аналогично общероссийскому, но с большей амплитудой изменений. Так, за месяц КсМ в столице прибавил 3,3% к сентябрьскому значению и составил 1110 п.п. Однако по сравнению с октябрем прошлого года индекс в Москве  похудел на -4,7%, опустившись с отметки в 1165 п.п. Таким образом, месячный рост в разы обогнал инфляцию, а годовое снижение с учетом инфляции составило около 7% (см. Диаграмму 2).

Напомним, что КсМ в Москве снижался три предыдущих месяца. Что же произошло, что вызвало такой резкий скачок роста в октябре? За месяц подорожали почти все ингредиенты индекса, но особенно кофе (+5,5%) и шоколад (+6,9%). Вода придавила в цене минимальные 0,4%, а молоко потеряло незначительные -1,7%. При этом и в объемах прибавили почти все составляющие КсМ. Так, за месяц в Москве было куплено больше на 7,3% воды и молока, на 5,6% - шоколада. Снизились только объемы покупки кофе на -10,7%.

По году же снижение КсМ в столице было обусловлено, как и в целом по стране, снижением цен на самые дорогостоящие ингредиенты индекса – кофе (-3,7%) и шоколад (-10%). Вода хоть и прибавила в разрезе года в цене +8,3%, но этот рост был «съеден» снижением объемов ее покупки на -11,6%. Снизились также объемы покупки молока (-7%) и кофе (-2,6%). Вырос в объемах только шоколад (+10,4%).

Таким образом, месячный рост индекс был обеспечен подорожавшими кофе и шоколадом, причем последнего, не смотря на рост цены, москвичи и купили больше по объему. А в разрезе года в снижении индекса виноваты снижающиеся же цены на составляющие КсМ. Отметим также, что  шоколада москвичи покупают все больше и больше. Простые удовольствия становятся доступнее.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

29.11.2017

на печать


Комментарии

Павел
01.12.2017 19:11 | сообщение #1
 

Интересный индекс. Впервые слышу о таком. И действительно, эти воду покупают от хорошей жизни. Шоколад - куда же без него. Своего рода продукт "первой необходимости".
Рост индекса означает повышения уровня жизни. Хотя с этим, наверное, трудно согласиться.
Павел

Гость
04.12.2017 13:24 | сообщение #2
 

Павел, и сюда Павел "на себя" ссылку вставил Подмигивать

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.08.2018 - 08:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация