Анализ рынков

Россияне налегают на шоколад

Россияне налегают на шоколад

В октябре индекс «Кофе с Молоком» продолжил свой осенний рост и поднялся до отметки в 920 п.п., что на 0,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, рост индекса вдвое превзошел значение инфляции в 0,2%.

Однако по сравнению с октябрем прошлого года КсМ потерял -2,5%, что с учетом накопленной инфляции дает его снижение более чем на 5%.  В столице индекс «Кофе с Молоком» вел себя аналогично общероссийскому, но с большей амплитудой изменений. Так, за месяц КсМ в столице прибавил 3,3% к сентябрьскому значению и составил 1110 п.п. Но по сравнению с октябрем прошлого года индекс в Москве  похудел на -4,7%. Месячный рост индекса и по стране, и в столице был обеспечен усиленными покупками шоколада. А годовое же снижение объясняется удешевлением составляющих КсМ, в первую очередь, кофе и шоколада. То есть гастрономические радости становятся доступнее, чем россияне с удовольствием и пользуются.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.

 

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В октябре индекс «Кофе с Молоком» продолжил свой осенний рост и поднялся до отметки в 920 п.п., что на 0,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, рост индекса вдвое превзошел значение инфляции в 0,2%. Однако по сравнению с октябрем прошлого года КсМ потерял -2,5%, что с учетом накопленной инфляции дает его снижение более чем на 5% (см. Диаграмму 1). Рассмотрим подробнее причины такого поведения индекса.

Отметим сразу, что в октябре по сравнению с предыдущим месяцем сократилась на 3% доля семей, которые покупали воду и шоколад. При этом сократились и объемы покупки бутилированной воды (-9%), шоколада (-5,5%) и немного кофе (-0,7%). Прибавило в объемах только молоко (+4%). 

И на фоне снизившихся объемов покупки составляющих индекса выросшие цены на воду (+5,2%) и шоколад (+7,2%) не смогли ощутимо скорректировать ситуацию. А снижение цены на молоко (-0,3%) и на кофе (-0,1%) только еще приостановило рост индекса. Оттого и прибавка в значении КсМ в разрезе месяца оказалась достаточно скромной.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.

Относительно же октября прошлого года снижение КсМ связано, в первую очередь, со снижением цен на дорогостоящие составляющие индекс – кофе (-3,4%) и шоколад (-7,1%) при снижении же объемов покупки кофе на -1%, хотя и при выросших на 5,4% объемах покупки шоколада. Снижение объемов покупки воды на -17% оказалось весомее, чем рост ее цены на 12,5%. Молоко же в разрезе года почти не изменилось ни в цене (+1,4%), ни в объемах (-0,1%).

Таким образом, можно говорить, что относительно сентября россияне умерили аппетит к подорожавшему шоколаду, сократили немного покупки кофе и значительно – воды. Месячный рост индекса поддерживается за счет растущих цен, а годовое падение, как раз наоборот, объясняется снижением цен на ингредиенты индекса.

Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.

В столице в октябре индекс «Кофе с Молоком» вел себя аналогично общероссийскому, но с большей амплитудой изменений. Так, за месяц КсМ в столице прибавил 3,3% к сентябрьскому значению и составил 1110 п.п. Однако по сравнению с октябрем прошлого года индекс в Москве  похудел на -4,7%, опустившись с отметки в 1165 п.п. Таким образом, месячный рост в разы обогнал инфляцию, а годовое снижение с учетом инфляции составило около 7% (см. Диаграмму 2).

Напомним, что КсМ в Москве снижался три предыдущих месяца. Что же произошло, что вызвало такой резкий скачок роста в октябре? За месяц подорожали почти все ингредиенты индекса, но особенно кофе (+5,5%) и шоколад (+6,9%). Вода придавила в цене минимальные 0,4%, а молоко потеряло незначительные -1,7%. При этом и в объемах прибавили почти все составляющие КсМ. Так, за месяц в Москве было куплено больше на 7,3% воды и молока, на 5,6% - шоколада. Снизились только объемы покупки кофе на -10,7%.

По году же снижение КсМ в столице было обусловлено, как и в целом по стране, снижением цен на самые дорогостоящие ингредиенты индекса – кофе (-3,7%) и шоколад (-10%). Вода хоть и прибавила в разрезе года в цене +8,3%, но этот рост был «съеден» снижением объемов ее покупки на -11,6%. Снизились также объемы покупки молока (-7%) и кофе (-2,6%). Вырос в объемах только шоколад (+10,4%).

Таким образом, месячный рост индекс был обеспечен подорожавшими кофе и шоколадом, причем последнего, не смотря на рост цены, москвичи и купили больше по объему. А в разрезе года в снижении индекса виноваты снижающиеся же цены на составляющие КсМ. Отметим также, что  шоколада москвичи покупают все больше и больше. Простые удовольствия становятся доступнее.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

29.11.2017

на печать


Комментарии

Павел
01.12.2017 19:11 | сообщение #1
 

Интересный индекс. Впервые слышу о таком. И действительно, эти воду покупают от хорошей жизни. Шоколад - куда же без него. Своего рода продукт "первой необходимости".
Рост индекса означает повышения уровня жизни. Хотя с этим, наверное, трудно согласиться.
Павел

Гость
04.12.2017 13:24 | сообщение #2
 

Павел, и сюда Павел "на себя" ссылку вставил Подмигивать

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

25.08.2019 - 09:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация