Анализ рынков

Простые удовольствия падают в цене, но растут в объемах

Простые удовольствия падают в цене, но растут в объемах

Традиционно дважды в год кривая индекса «Кофе с Молоком» показывает всплески – в декабре и в марте. Текущий год не стал исключением. По итогам первого весеннего месяца  Индекс КсМ вырос сразу по 1000 п.п. То есть прибавка к его февральскому значению составила 8,9%. Правда, по сравнению с мартом прошлого года роста не получилось, и КсМ похудел на -1,3%.

В Москве Индекс простых удовольствий также продемонстрировал в марте заметный рост – сразу на 9,6%, достигнув, тем самым, отметки в 1149 п.п. Однако год  назад его значение было еще выше – 1201 п.п. То есть годовое снижение КсМ в столице составило -4,3%. И в целом по стране, и в столице месячный рост состоялся, в первую очередь, благодаря повышению объемов покупки всех ингредиентов Индекса. А вот годовое снижение уже который месяц подряд обусловлено снижением цен на составляющие «Кофе с Молоком». То есть тренд на повышение доступности простых удовольствий продолжает развиваться.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

Традиционно дважды в год кривая индекса «Кофе с Молоком» показывает всплески – в декабре в связи с предновогодними  закупками и в марте по причине празднования 8 Марта. И текущий год не стал исключением. По итогам первого весеннего месяца  Индекс КсМ вырос сразу по 1000 п.п. То есть прибавка к его февральскому значению составила 8,9%. Правда, по сравнению с мартом прошлого года роста не получилось, и КсМ похудел на -1,3% (Гистограмму 1).

В разрезе месяца заметный рост состоялся, в первую очередь, благодаря повышению объемов покупки всех ингредиентов Индекса. А вот годовое снижение уже который месяц подряд обусловлено снижением цен на составляющие «Кофе с Молоком». То есть тренд на повышение доступности простых удовольствий продолжается.

Итак, за месяц в объемах существенно прибавил, конечно, незаменимый и универсальный подарок -  шоколад (+16,8%). Также бутилированной воды было куплено на 13,1% больше, чем месяцем ранее. Кофе прибавил в объемах 4,3%. И только молоко пользовалось меньшей популярностью, что привело к снижению объемов его покупки на -1,6%. За месяц немного, но выросли и цены на составляющие Индекса. Так, кофе подорожал на 0,8%, шоколад – на 1,5%, молоко стало дороже на 8,1%. Потеряла в цене -4% только вода.

Гистограмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2018.

Относительно же марта прошлого года ощутимым фактором снижения КсМ стало падение цен на его ингредиенты. Так, за год молоко подешевело на -0,2%, кофе – на -1%, шоколад – на -5,4%, а вода – на -9,7%. При этом за год кофе, например, потерял и в объемах покупки (-5%). Зато шоколада  (+10,2%) и воды (+6%) по сравнению с периодом годичной давности было куплено больше. Однако этот факт не смог компенсировать общее удешевление набора гастрономических радостей, что и привело к общему снижению значения Индекса.

В Москве Индекс КсМ также продемонстрировал в марте заметный рост – сразу на 9,6%, достигнув, тем самым, отметки в 1149 п.п. Однако год  назад его значение было еще выше – 1201 п.п. То есть годовое снижение КсМ в столице составило -4,3% (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2018.

Причины такого поведения Индекса в Москве идентичны общероссийским. Месячный рост был обеспечен, в первую очередь, повышенными объемами покупки составляющих КсМ. А годовое снижение значения Индекса обусловлено, как и в предыдущие месяцы, значительным снижением цен на ингредиенты простых удовольствий, особенно на кофе и шоколад. То есть месячный скачок Индекса оказался традиционно приурочен к 8 Марта. Годовое же снижение КсМ является развитием тренда на удешевление или большую доступность маленьких гастрономических радостей для жителей столицы.

Итак, за месяц, выросли объемы покупки воды (+1,4%), молока (+3,8%), а также еще более ощутимо шоколада (+13,4%) и кофе (+16,7%). При этом цены выросли на воду (+6,4%) и на молоко (+3,5%). Кофе же (-5,2%) и шоколад (-1,2%) за месяц потеряли КсМ, обеспечило уверенный рост показателя Индекса.

В годовом снижении КсМ виноваты, прежде всего, снижающиеся цены на простые удовольствия. Так, с марта прошлого года кофе подешевел на -9,6%, а шоколад – на -9,4%.  Немного в цене потеряло и молоко (-2,6%). Подорожала только вода на 7,1%, но ее было куплено на -9,5% меньше, чем годом ранее. Остальные ингредиенты КсМ, хоть и прибавили за год в объемах, но это скорректировало общую ситуацию несущественно. Так, относительно марта прошлого года было куплено больше молока (+0,3%), кофе (+2,7%) и шоколада (+6,5%).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

20.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

Не только охватыНе только охваты
Коммуникационное агентство Comunica провело исследование среди российских PR-специалистов, посвященное главным показателям при измерении эффективности PR-работы. В опросе приняли участие 110 специалистов по коммуникациям. В рамках исследования респондентам был задан один открытый вопрос: “С помощью каких главных показателей вы сейчас измеряете эффективность PR?”.
Москвичам разрешили все: на улицах появились вот такие...Москвичам разрешили все: на улицах появились вот такие...
Эти знаки призывают чаще прислушиваться к себе и реже обращать внимание на мнение окружающих. Разрешено, например, делать то, что никто не понимает, бежать от проблем и наслаждаться тем, в чем не разбираешься.
Как художнику работать в сфере рекламы и почему ее пока нельзя считать...Как художнику работать в сфере рекламы и почему ее пока нельзя считать...
Мы привыкли называть искусством живопись, музыку и литературу, но сейчас искусством считаются и более современные направления, например, инсталляции, перформансы и NFT. Коммерческие же проекты до сих пор официально не входят в этот список. Мы поговорили с арт-директором агентства DDVB Алексеем Дождалевым о том, где проходит граница между рекламой и искусством.
Как работать самозанятым маркетологам?Как работать самозанятым маркетологам?
Рынок труда перестраивается. Бизнес активнее ориентируется на аутсорсинг кадров против найма в штат. Самозанятые профессионалы сегодня - одна из наиболее востребованных категорий на рынке труда. О том, как эффективно построить работу самозанятым экспертам в маркетинге, рассуждали специалисты платформы для самозанятых Наниматель.
Дизайн-система: что это такое и какие от нее выгодыДизайн-система: что это такое и какие от нее выгоды
Дизайн-система — это документация, состоящая из описания визуального языка цифрового продукта, фреймворков и гайдлайна по их использованию.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.09.2023 - 21:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация