Анализ рынков

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения

По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата по сравнению с августом 2014 года выросла на 4,4%. При этом цены в магазинах в среднем выросли на 11,2%, а по Москве – на 12,6%, наибольший рост, более чем на 60%, наблюдался на овощи и фрукты. Жители России вынуждены были приспособиться к изменившейся ситуации, выработав наиболее приемлемую для себя стратегию покупательского поведения, охарактеризовать которую можно, ответив на три главных вопроса: что, где и как покупают?

Чтобы понять, какие практики покупательского поведения типичны для россиян в кризис, маркетинговой компанией «Микс Рисеч» было проведено исследование в октябре 2015 года, среди жителей городов России с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 18 лет, ответственных за принятие решения о покупке основных продуктов питания для домохозяйства (полностью или в равной степени с другими членами семьи). Опрос проводился в 52 городах России с учетом размера города, федерального округа и размера половозрастных групп методом телефонного интервью. Всего было опрошено 713 человек.

Что покупают россияне в кризис? Чаще всего обычная покупка включает в себя молочные продукты, мясо (охлажденное говядина, свинина и т.д.), хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. 40% ответивших сказали, что за последние 2-3 месяца им случалось не находить любимые товары на полках в магазинах. В основном это были товары, входящие в список санкционных: сыры, молочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана, сливки), фрукты и ягоды, колбасные изделия, косметика и гигиена.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Важно отметить, что 40% из тех, кто не нашел необходимый ему товар, отказывались от покупки «заменителей».

В ходе выбора магазина для основных покупок жители России ориентируются не только на цену, важнее для них удобное местоположение. Также они отмечают широкий ассортимент, наличие акций и распродаж, высокое качество и возможность купить все необходимое в одном месте. Стоит заметить, что мужчины чаще, чем женщины выбирают магазин, ориентируясь на качество товаров, а женщины больше ведомы на акции и распродажи.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

ТОП-4 магазинов, где россияне совершают свои основные покупки, это Магнит, Пятерочка, Лента, Ашан. Последних два ритейлера также являются самыми рекомендуемыми (Индекс лояльности NPS равен 23% и 24%, соответственно), что нельзя сказать о Магните и Пятерочке.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Несмотря на довольно частые походы за покупками (43% россиян посещают магазины более чем 5 раз в неделю, соответственно, придерживаются покупательской модели «покупка небольшими частями в течение недели»), в целом в покупательском поведении жителей России сохраняется режим экономии: 30% последние 2-3 месяца стали еще больше экономить на продуктах питания. При этом средний чек (то есть среднее количество затрат на покупку основных товаров для всей семьи) нельзя назвать низким: он составляет 1598 рублей. В месяц же россияне тратят около 19 тысяч рублей. Меньше всего тратят молодые люди (18-24 лет) и пенсионеры (55-64 года), что можно объяснить, как минимум двумя причинами: более низких доходом, относительно других возрастных групп, а также пока или уже отсутствием несовершеннолетних детей (см. Рисунок 4). Решение же о повседневных покупках в семье принимается чаще всего совместно, так утверждает 52,6% всех ответивших, то есть традиционная модель семьи, где женщина является, выражаясь терминами К. Левина, некоторым «привратником», уходит постепенно в прошлое.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

За последние 2-3 месяца самыми распространенными практиками покупательского поведения, направленного на экономию, для россиян стали покупка продуктов по акции или на распродаже, покупка реже или даже отказ от некоторых продуктов (так стали делать 35% опрошенных), покупка только самых необходимых, а также составление списков и четкое следование им (см. Рисунок 5). В список «отказных» товаров или тех, что стали покупать реже попали колбасные изделия, рыба и морепродукты, мясо, кондитерские изделия, преимущественно короткого срока хранения, сыры и фрукты.

Россияне в возрасте старше 55 лет чаще, чем другие, стали реже ходить в магазин и тратить свои накопленные сбережения на продукты питания. Важно отметить, что только для 20% опрошенных в последние 2-3 месяца не была свойственна ни одна из выше перечисленных практик поведения, направленных на экономию.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Можно выделить три стратегии экономии, свойственные россиянам: избегание, сокращение, замещение. Стратегии «избегание» придерживаются 15% опрошенных, то есть они чаще, чем другие, отказываются или реже покупают привычные им товары, стали реже ходить в магазин и покупать товары более низкого ценового сегмента.

Стратегия «сокращение», свойственная 13% опрошенных, предполагает покупку товаров по заранее составленному списку, также покупку товаров-заменителей с сохранением по возможности качества выбираемых продуктов.

 Стратегию «замещение» выбрали 14% россиян. Ее приверженцы ушли в магазин более низкого ценового сегмента, стали чаще покупать товары под маркой магазина, а также по акции. Позитивен тот факт, что 58% россиян не придерживаются какой-то конкретной стратегии экономии, чаще всего это мужчины, материальное положение которых не изменилось за последние 2-3 месяца, а доход превышает средний по России.

Если говорить о настроениях и ожиданиях россиян относительно текущего и будущего состояний на потребительском рынке, то нельзя их назвать оптимистичными. Индекс текущего положения равен 68, индекс ожидаемого положения – 87, что говорит о преобладании в целом отрицательных оценок в обществе относительно их настоящего и будущего.

В частности, по мнению большинства опрошенных ассортимент и качество товаров в магазинах не изменились (62% и 73%) и не изменятся (55% и 62%). Что касается цен, то россияне озвучивают известный факт: цены выросли (89%) и, по их мнению, будут продолжать расти (77%). Что касается материального положения, то, по словам опрошенных, у 43% оно ухудшилось, у 48% осталось без изменений. О своем будущем россияне говорят более оптимистично: 32% предполагают, что в ближайшие 2-3 месяца ситуация изменится в лучшую сторону, 20% думают наоборот, по мнению 48%, их материальное положение останется прежним.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Глядя на ожидания и стратегии поведения россиян, можно сказать, что в ближайшее время сохранится режим экономии не только денег, но и времени, соответственно, больше людей будут обращать внимание на различные акции и предложения ритейлеров, которые они в большей степени хотят получать через СМС-сообщения (23% опрошенных) или посредством почты как электронной, так и обычной (по 11% опрошенных). 

29.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Свести к минимуму. Почему онлайн-ретейлеры отказываются от приложений...Свести к минимуму. Почему онлайн-ретейлеры отказываются от приложений...
PWA или Прогрессивное Веб-Приложение – это технология, которая позволяет не скачивать приложение на свой смартфон из магазина, а адаптирует уже имеющийся сайт, визуально делая его похожим на приложение, и позволяет установить иконку на рабочий стол смартфона. Но казалось бы – зачем все это? Вполне неплохо живется и с традиционным скачиванием различных приложений, в том числе и магазинов онлайн-ретейлеров. На самом деле, мы пользуемся PWA гораздо чаще, чем кажется. И этому есть ряд причин, о которых рассказали специалисты компании «Ваш кадровый ресурс».
Как развивать соцсети в 2022 году? Рассказывают эксперты...Как развивать соцсети в 2022 году? Рассказывают эксперты...
Новости с полей соцсетей звучат тревожно. Блокируется доступ к площадкам, отключены возможности платного продвижения и настройка актуального таргетинга. Что делать в этой ситуации компаниями как перестраивать свою коммуникационную стратегию?
Корректирующее замирание: как блокировка Google Ads и Meta меняют...Корректирующее замирание: как блокировка Google Ads и Meta меняют... (1)
Глобальный рынок рекламы переживает небывалую перестройку инфраструктуры. Российский маркетинг вернулся на 5-7 лет назад в истории своего развития. Маркетологи, которые переживут этот кризис, станут самыми стрессоустойчивыми в мире. Как такой откат повлияет на индустрию, рассуждает директор по маркетингу hh.ru Ольга Мец.
Эксперты по рекламе в кризис: "Рекламу зарубежных брендов заменят...Эксперты по рекламе в кризис: "Рекламу зарубежных брендов заменят...
В России и Беларуси из-за санкционного давления происходит трансформация рекламного рынка. Уход международных брендов компенсируется активностью локальных игроков, а сокращение рекламного инструментария появлением технологий, которые могут заменить соцсети и Google. О перспективах перестройки рекламного рынка в СНГ эксперты говорили на очередной профессиональной дискуссии HostFly.by, которая была посвящена продвижению бизнеса в условиях кризиса. 
Рынок POSM в период санкций: какие категории пострадали, а какие будут...Рынок POSM в период санкций: какие категории пострадали, а какие будут...
В 2022 году экономический кризис внес коррективы в стратегию российских торговых сетей, которые являются основными местами размещения POSm. О том, как в новых условиях изменится структура рынка POSm, рассказывают эксперты агентства технического мерчандайзинга «ТехноМерч».

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.05.2022 - 07:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация