Анализ рынков

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения

По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата по сравнению с августом 2014 года выросла на 4,4%. При этом цены в магазинах в среднем выросли на 11,2%, а по Москве – на 12,6%, наибольший рост, более чем на 60%, наблюдался на овощи и фрукты. Жители России вынуждены были приспособиться к изменившейся ситуации, выработав наиболее приемлемую для себя стратегию покупательского поведения, охарактеризовать которую можно, ответив на три главных вопроса: что, где и как покупают?

Чтобы понять, какие практики покупательского поведения типичны для россиян в кризис, маркетинговой компанией «Микс Рисеч» было проведено исследование в октябре 2015 года, среди жителей городов России с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 18 лет, ответственных за принятие решения о покупке основных продуктов питания для домохозяйства (полностью или в равной степени с другими членами семьи). Опрос проводился в 52 городах России с учетом размера города, федерального округа и размера половозрастных групп методом телефонного интервью. Всего было опрошено 713 человек.

Что покупают россияне в кризис? Чаще всего обычная покупка включает в себя молочные продукты, мясо (охлажденное говядина, свинина и т.д.), хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. 40% ответивших сказали, что за последние 2-3 месяца им случалось не находить любимые товары на полках в магазинах. В основном это были товары, входящие в список санкционных: сыры, молочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана, сливки), фрукты и ягоды, колбасные изделия, косметика и гигиена.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Важно отметить, что 40% из тех, кто не нашел необходимый ему товар, отказывались от покупки «заменителей».

В ходе выбора магазина для основных покупок жители России ориентируются не только на цену, важнее для них удобное местоположение. Также они отмечают широкий ассортимент, наличие акций и распродаж, высокое качество и возможность купить все необходимое в одном месте. Стоит заметить, что мужчины чаще, чем женщины выбирают магазин, ориентируясь на качество товаров, а женщины больше ведомы на акции и распродажи.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

ТОП-4 магазинов, где россияне совершают свои основные покупки, это Магнит, Пятерочка, Лента, Ашан. Последних два ритейлера также являются самыми рекомендуемыми (Индекс лояльности NPS равен 23% и 24%, соответственно), что нельзя сказать о Магните и Пятерочке.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Несмотря на довольно частые походы за покупками (43% россиян посещают магазины более чем 5 раз в неделю, соответственно, придерживаются покупательской модели «покупка небольшими частями в течение недели»), в целом в покупательском поведении жителей России сохраняется режим экономии: 30% последние 2-3 месяца стали еще больше экономить на продуктах питания. При этом средний чек (то есть среднее количество затрат на покупку основных товаров для всей семьи) нельзя назвать низким: он составляет 1598 рублей. В месяц же россияне тратят около 19 тысяч рублей. Меньше всего тратят молодые люди (18-24 лет) и пенсионеры (55-64 года), что можно объяснить, как минимум двумя причинами: более низких доходом, относительно других возрастных групп, а также пока или уже отсутствием несовершеннолетних детей (см. Рисунок 4). Решение же о повседневных покупках в семье принимается чаще всего совместно, так утверждает 52,6% всех ответивших, то есть традиционная модель семьи, где женщина является, выражаясь терминами К. Левина, некоторым «привратником», уходит постепенно в прошлое.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

За последние 2-3 месяца самыми распространенными практиками покупательского поведения, направленного на экономию, для россиян стали покупка продуктов по акции или на распродаже, покупка реже или даже отказ от некоторых продуктов (так стали делать 35% опрошенных), покупка только самых необходимых, а также составление списков и четкое следование им (см. Рисунок 5). В список «отказных» товаров или тех, что стали покупать реже попали колбасные изделия, рыба и морепродукты, мясо, кондитерские изделия, преимущественно короткого срока хранения, сыры и фрукты.

Россияне в возрасте старше 55 лет чаще, чем другие, стали реже ходить в магазин и тратить свои накопленные сбережения на продукты питания. Важно отметить, что только для 20% опрошенных в последние 2-3 месяца не была свойственна ни одна из выше перечисленных практик поведения, направленных на экономию.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Можно выделить три стратегии экономии, свойственные россиянам: избегание, сокращение, замещение. Стратегии «избегание» придерживаются 15% опрошенных, то есть они чаще, чем другие, отказываются или реже покупают привычные им товары, стали реже ходить в магазин и покупать товары более низкого ценового сегмента.

Стратегия «сокращение», свойственная 13% опрошенных, предполагает покупку товаров по заранее составленному списку, также покупку товаров-заменителей с сохранением по возможности качества выбираемых продуктов.

 Стратегию «замещение» выбрали 14% россиян. Ее приверженцы ушли в магазин более низкого ценового сегмента, стали чаще покупать товары под маркой магазина, а также по акции. Позитивен тот факт, что 58% россиян не придерживаются какой-то конкретной стратегии экономии, чаще всего это мужчины, материальное положение которых не изменилось за последние 2-3 месяца, а доход превышает средний по России.

Если говорить о настроениях и ожиданиях россиян относительно текущего и будущего состояний на потребительском рынке, то нельзя их назвать оптимистичными. Индекс текущего положения равен 68, индекс ожидаемого положения – 87, что говорит о преобладании в целом отрицательных оценок в обществе относительно их настоящего и будущего.

В частности, по мнению большинства опрошенных ассортимент и качество товаров в магазинах не изменились (62% и 73%) и не изменятся (55% и 62%). Что касается цен, то россияне озвучивают известный факт: цены выросли (89%) и, по их мнению, будут продолжать расти (77%). Что касается материального положения, то, по словам опрошенных, у 43% оно ухудшилось, у 48% осталось без изменений. О своем будущем россияне говорят более оптимистично: 32% предполагают, что в ближайшие 2-3 месяца ситуация изменится в лучшую сторону, 20% думают наоборот, по мнению 48%, их материальное положение останется прежним.

Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения.

Глядя на ожидания и стратегии поведения россиян, можно сказать, что в ближайшее время сохранится режим экономии не только денег, но и времени, соответственно, больше людей будут обращать внимание на различные акции и предложения ритейлеров, которые они в большей степени хотят получать через СМС-сообщения (23% опрошенных) или посредством почты как электронной, так и обычной (по 11% опрошенных). 

29.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.07.2024 - 18:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация