Статьи

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя

В столице Финляндии после реконструкции открылся Художественный музей Хельсинки. К этому торжественному событию музей приготовил большую выставку Ай Вэйвэя, для которой самый знаменитый китайский художник и диссидент сделал две новые работы. 

Художественный музей Хельсинки помещается во Дворце тенниса – превосходном образце финского функционализма, выстроенном в конце 1930-х по проекту Хельге Лундстрема, когда Финляндия боролась за право проводить XII Олимпийские игры, отмененные ввиду Второй мировой. В 1990-е Дворец тенниса решили превратить в культурный центр: здесь открылись модный кинотеатр, рестораны, кафе, дизайнерские лавочки, а верхние этажи, накрытые парусом гигантского цилиндрического свода, поделили Художественный музей Хельсинки и Музей культур.

Теперь, после реконструкции, все верхнее пространство отдано городскому Художественному музею, а Музей культур перебирается под крышу Национального музея – видимо, как только планы финского Гуггенхайма стали приобретать реальные очертания, Хельсинки охватила музейная лихорадка: все переезжают, реконструируются и расширяются.

Коллекция Художественного музея Хельсинки насчитывает более 9 тысяч единиц хранения и в буквально смысле принадлежит горожанам: около 4 тысяч экспонатов выставлено в городских библиотеках, школах, больницах и других госучреждениях, в фонде музея числится также вся установленная в городе скульптура. Демократизм распространяется и на ценовую политику: некоторые выставки сегодняшнего финского искусства, ориентированные во многом на студенческую публику, бесплатны для посещения.

Так, даром можно посмотреть "Последствия" дуэта IC-98, в этом году представившего Финляндию на Венецианской биеннале: возвышенные видеокартины природы, прекрасно обходящейся без человека, виртуозно сделаны в технике рисованной и компьютерной анимации. На другие выставки потребуются билеты. Например, на "100 лет Taidesalonki" – о старейшей из действующих доныне галерей Финляндии.

Основанная Леонардом Бяксбакка в 1915 году в Хельсинки Taidesalonki ("Салон искусств") сыграла чуть ли не амбруаз-волларовскую роль в живописи финского модернизма, на протяжении века поддерживая экспрессионистское направление: от Альфреда Уильяма Финча до Вигго Валленшельда. Тут много неожиданностей, скажем, две совершенно боннаровские по манере картины Туве Янссон "Перед маскарадом" и "Читающая", обе датированы 1943-м, так что изображенный будуарно-светский мир кажется еще более фантастическим, чем вся будущая эпопея про муми-троллей (кстати, в следующем году HAM планирует открыть постоянную экспозицию работ Туве Янссон – первую в Финляндии). В 1976 году внушительная часть коллекции галереи Taidesalonki была подарена Хельсинки и стала основой городского Художественного музея.

Но, конечно, главный пункт в программе его торжественного открытия после реконструкции — выставка Ai Weiwei @ Helsinki. Вначале Ай Вэйвэю предлагали сделать обычную ретроспективу, но он наотрез отказался, отвечая на письма кураторов одним словом: "Скучно!". И предложил составить выставку исключительно из объектов и инсталляций, где используется дерево, которое так важно и в китайской, и в финской культурах.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Работ всего 27, две из них новые, выставляются впервые и имеют прямое отношение к Финляндии и Северу. Первая – "Белый дом", деревянный скелет из столбов, балок и кровельных досок здания эпохи династии Цин, выкрашенный в белый цвет, отчего постройка походит на древнегреческий храм. Ай Вэйвэй давно, как свидетельство смены систем ценностей, собирает старинную мебель и архитектурные детали домов, рухлядь времен последней династии, павшую жертвой урбанизации. Столь трепетное отношение к деревянному зодчеству прошлых веков близко финнам, тогда как варварский его снос понятен нам, уничтожающим финские дачи Карельского перешейка со скоростью, какой могут позавидовать и в Китае.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Вторая премьера — "Контейнер для мусора": сделанная из дерева копия контейнера в натуральную величину поставлена на попа, так что смахивает на какой-то дизайнерский книжный шкаф. Работа связана с историей, потрясшей Китай в 2012-м: пятеро мальчишек-беспризорников забрались в контейнер для мусора, развели костер, пытаясь согреться, и задохнулись. Этот сюжет не мог не напомнить китайцам андерсеновскую сказку "Девочка со спичками": при Мао ее изучали в школах как пример социальной несправедливости западного капитализма.

И все же выставку Ai Weiwei @ Helsinki можно назвать ретроспективой, ведь на ней собраны вещи за внушительный период времени: от хрестоматийной уже "Скрипки" (1985) с черенком лопаты вместо грифа, соц-артистского объекта — метафоры "культурной революции", до последних проектов, архитектурных и правозащитных. Ну а стены выставочного зала оклеены "Обоями долговых расписок" (2011-2013): выпущенный из-под ареста Ай Вэйвэй тут же был обвинен в неуплате налогов и сумел собрать требуемые €1,7 млн за две недели благодаря пожертвованиям почитателей своего художнического и активистского гения. В течение следующих двух лет он рассылал долговые расписки всем тем, чьи пожертвования не были анонимными. Сейчас выставлено 6 тысяч расписок, свидетельствующих о том, что Ай Вэйвэй, как и Художественный музей Хельсинки, принадлежит народу.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Анна Толстова (kommersant.ru)
Advertology.Ru

02.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.06.2025 - 04:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация