Новости

Девальвационный налог заплатил средний класс

Девальвационный налог заплатил средний класс

Для 90% населения инфляция в 2014 г. была выше официальной.

Росстат обновил структуру потребительской корзины, по которой измеряет инфляцию. Доли непродовольственных товаров и услуг в потреблении 2015 г. сократились в пользу продовольствия, вес которого достиг максимума за последние четыре года – 37,3%.

Доли пересчитываются ежегодно на основе данных от самих домохозяйств о структуре их расходов. С 2013 г. за основу берутся данные не одного, а двух предыдущих лет по IV квартал, т. е. инфляция-2015 будет измеряться по структуре потребления, сложившейся с IV квартала 2012 г. по IV квартал 2014 г., следует из методики Росстата.

Доля потребления продовольствия повышается, когда снижается уровень жизни: чем беднее население, тем большую часть средств оно тратит на еду. В расходах 10% наиболее бедных россиян продовольствие занимает 44%, у 10% наиболее обеспеченных – около 16% (без учета алкоголя). В расходах среднестатистического россиянина доля продовольствия снижалась с 2006 по 2009 г., затем из-за кризиса выросла и в последние три года снова снижалась – до исторического минимума в 36,51% в 2014 г. (28,77% – без учета алкоголя и табака). В Евросоюзе, по данным Евростата, в среднем доля расходов на продовольствие, алкоголь и табак составляет около 17%, в Германии – 15%, в Чехии, Польше, Латвии – 25–27%.

«Перегруппировка» основных составляющих потребительской корзины не соответствует данным оборота ритейла: по этим данным, в 2014 г. доля расходов на продовольствие и общепит, напротив, чуть снизилась (с 39,2% в 2013 г. до 39%), так же как и на непродовольственные товары (с 40 до 39,9%), подсчитал Игорь Поляков из ЦМАКП. Разница связана с тем, что опросы домохозяйств, по которым формируется корзина для расчета инфляции, не охватывают 25–30% населения с наибольшими доходами: обеспеченные люди просто не пускают к себе, говорит Поляков. Поэтому и медианный доход, и структура потребления получаются в сравнении с данными торговли заниженными, объясняет он: 5-я – средняя – группа фактически соответствует 2-й (из 10 групп, на которые поделено все население в зависимости от уровня располагаемых ресурсов). Но и инфляция измеряется по расходам не медианных групп (5-й и 6-й), а верхних – 7–8-й (см. график), фактически соответствующих медиане.

Заплатили первыми

Если в 2013 г. инфляция превысила официальный индекс потребительских цен (6,5%) для 70% населения, то в 2014 г. – для 90%, следует из предоставленной «Ведомостям» справки Росстата (см. график). Рост цен ощущался тем сильнее, чем ниже доход: так, для 10% наименее обеспеченных россиян индекс цен вырос в 2014 г. до 12% против 7,3% годом ранее. Но темпы ускорения этого роста были тем сильнее, чем выше доход: если в среднем инфляция ускорилась за год в 1,75 раза (с 6,5 до 11,4%), то для 1-й, наименее обеспеченной группы населения, – в 1,6 раза, а для 10-й, с наибольшими доходами, – в 1,9 раза (с 5,5 до 10,6%). То есть основной удар инфляция в 2014 г. нанесла по потреблению среднего класса.

Это влияние девальвации, объясняет Поляков: верхние доходные группы – основные потребители товаров, резко подорожавших из-за падения курса рубля. Похожая ситуация наблюдалась в 2000 г., сравнивает он: из-за резкого падения рубля инфляция для 10% наиболее обеспеченных граждан превысила инфляцию для 10% наименее обеспеченных. В структуре расходов населения 7–10-й групп (т. е. у 40%, чей доход выше медианного) вторая после продовольствия крупнейшая статья расходов – покупка иномарок и их эксплуатация, а доля расходов на бытовую технику в 1,5–2 раза выше, чем у 1–4-й групп (т. е. у 40%, чей доход ниже медианного).

Продовольствие в 2015 г. продолжит дорожать быстрее всего остального: в 2014 г. оно стало дороже на 15,4% при общей инфляции в 11,4%, в 2015 г., по прогнозу Минэкономразвития, подорожает на 14,9% при общей инфляции в 12,2% (непродовольственные товары – на 12%, услуги – на 8,2%). Но за счет некоторого замедления продовольственной инфляции ее вклад в индекс потребительских цен составит, как и в 2014 г., примерно половину. Однако увеличение доли продовольствия в расходах означает, что в 2015 г. наиболее сильно инфляция ударит по населению с доходом ниже среднего.

Потребительский сдвиг

В корзине-2015 повышены доли быстро дорожавших товаров и понижено то, что дорожало медленнее. Так, доли расходов на мясо, рыбу, сыр, молочную и плодоовощную продукцию, сахар, крупы – на 10-летнем максимуме. Доля алкоголя, напротив, на 10-летнем минимуме из-за роста теневого оборота алкоголя после повышения акцизов: из каждых пяти произведенных бутылок водки акцизы уплачиваются только с трех, приводил в конце 2014 г. данные вице-премьер Александр Хлопонин. Доля расходов на ЖКХ также на 10-летнем минимуме: это следствие ограничения роста коммунальных тарифов в 2014 г. Доля расходов на здравоохранение достигла четырехлетнего максимума из-за удорожания лекарств: например, валидола россияне стали потреблять вдвое больше, чем годом ранее, – его цена удвоилась. Расходы на транспорт (также четырехлетний максимум) возросли из-за покупок подорожавших иномарок. А рост расходов на культуру и досуг (тоже максимум за четыре года) обусловлен покупками входящих в эту категорию телевизоров, компьютеров, планшетов.

Инфляция-2015 будет включать в себя часть ценовых шоков, уже реализовавшихся в 2014 г., включая ажиотажные покупки товаров длительного пользования (всплеск был в начале года и осенью; IV квартал не учтен). Однако удорожание товаров, в том числе продовольственных, ведет к изменению структуры потребления – покупки подорожавшего, напротив, снижаются, говорит Поляков: получается, что новые веса для расчета индекса цен диссонируют с реальной структурой потребления, что может завышать данные по инфляции.

При изменении уровня цен происходит перераспределение спроса в пользу более дешевых аналогов, но веса на основе потребления предыдущих лет этого не учитывают и товарам, которые подорожали сильнее, присваивается больший вес, объясняет завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов. По его оценкам, переход на двухлетний охват потребления «состарил» веса для измерения инфляции более чем на полгода. Это означает, что инфляция 2014 г. могла быть завышена примерно на 1 п. п., полагает он, а в 2015 г. погрешность может быть еще выше из-за интенсивного изменения уровня цен. Еще одна проблема расчета инфляции – недоучет в ней стоимости жилья, так называемой вмененной арендной платы, говорит Бессонов: Росстат собирается учитывать этот показатель пока только в расчетах ВВП. В США, например, доля аренды в индексе цен достигает 40%. Цена аренды проциклична и в кризис снижается – ее учет давал бы совсем иную картину инфляции, а значит, и другую денежно-кредитную политику, заключает Бессонов.

Ольга Кувшинова (Ведомости)

Advertology.Ru

11.03.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 01:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация