Новости

Девальвационный налог заплатил средний класс

Девальвационный налог заплатил средний класс

Для 90% населения инфляция в 2014 г. была выше официальной.

Росстат обновил структуру потребительской корзины, по которой измеряет инфляцию. Доли непродовольственных товаров и услуг в потреблении 2015 г. сократились в пользу продовольствия, вес которого достиг максимума за последние четыре года – 37,3%.

Доли пересчитываются ежегодно на основе данных от самих домохозяйств о структуре их расходов. С 2013 г. за основу берутся данные не одного, а двух предыдущих лет по IV квартал, т. е. инфляция-2015 будет измеряться по структуре потребления, сложившейся с IV квартала 2012 г. по IV квартал 2014 г., следует из методики Росстата.

Доля потребления продовольствия повышается, когда снижается уровень жизни: чем беднее население, тем большую часть средств оно тратит на еду. В расходах 10% наиболее бедных россиян продовольствие занимает 44%, у 10% наиболее обеспеченных – около 16% (без учета алкоголя). В расходах среднестатистического россиянина доля продовольствия снижалась с 2006 по 2009 г., затем из-за кризиса выросла и в последние три года снова снижалась – до исторического минимума в 36,51% в 2014 г. (28,77% – без учета алкоголя и табака). В Евросоюзе, по данным Евростата, в среднем доля расходов на продовольствие, алкоголь и табак составляет около 17%, в Германии – 15%, в Чехии, Польше, Латвии – 25–27%.

«Перегруппировка» основных составляющих потребительской корзины не соответствует данным оборота ритейла: по этим данным, в 2014 г. доля расходов на продовольствие и общепит, напротив, чуть снизилась (с 39,2% в 2013 г. до 39%), так же как и на непродовольственные товары (с 40 до 39,9%), подсчитал Игорь Поляков из ЦМАКП. Разница связана с тем, что опросы домохозяйств, по которым формируется корзина для расчета инфляции, не охватывают 25–30% населения с наибольшими доходами: обеспеченные люди просто не пускают к себе, говорит Поляков. Поэтому и медианный доход, и структура потребления получаются в сравнении с данными торговли заниженными, объясняет он: 5-я – средняя – группа фактически соответствует 2-й (из 10 групп, на которые поделено все население в зависимости от уровня располагаемых ресурсов). Но и инфляция измеряется по расходам не медианных групп (5-й и 6-й), а верхних – 7–8-й (см. график), фактически соответствующих медиане.

Заплатили первыми

Если в 2013 г. инфляция превысила официальный индекс потребительских цен (6,5%) для 70% населения, то в 2014 г. – для 90%, следует из предоставленной «Ведомостям» справки Росстата (см. график). Рост цен ощущался тем сильнее, чем ниже доход: так, для 10% наименее обеспеченных россиян индекс цен вырос в 2014 г. до 12% против 7,3% годом ранее. Но темпы ускорения этого роста были тем сильнее, чем выше доход: если в среднем инфляция ускорилась за год в 1,75 раза (с 6,5 до 11,4%), то для 1-й, наименее обеспеченной группы населения, – в 1,6 раза, а для 10-й, с наибольшими доходами, – в 1,9 раза (с 5,5 до 10,6%). То есть основной удар инфляция в 2014 г. нанесла по потреблению среднего класса.

Это влияние девальвации, объясняет Поляков: верхние доходные группы – основные потребители товаров, резко подорожавших из-за падения курса рубля. Похожая ситуация наблюдалась в 2000 г., сравнивает он: из-за резкого падения рубля инфляция для 10% наиболее обеспеченных граждан превысила инфляцию для 10% наименее обеспеченных. В структуре расходов населения 7–10-й групп (т. е. у 40%, чей доход выше медианного) вторая после продовольствия крупнейшая статья расходов – покупка иномарок и их эксплуатация, а доля расходов на бытовую технику в 1,5–2 раза выше, чем у 1–4-й групп (т. е. у 40%, чей доход ниже медианного).

Продовольствие в 2015 г. продолжит дорожать быстрее всего остального: в 2014 г. оно стало дороже на 15,4% при общей инфляции в 11,4%, в 2015 г., по прогнозу Минэкономразвития, подорожает на 14,9% при общей инфляции в 12,2% (непродовольственные товары – на 12%, услуги – на 8,2%). Но за счет некоторого замедления продовольственной инфляции ее вклад в индекс потребительских цен составит, как и в 2014 г., примерно половину. Однако увеличение доли продовольствия в расходах означает, что в 2015 г. наиболее сильно инфляция ударит по населению с доходом ниже среднего.

Потребительский сдвиг

В корзине-2015 повышены доли быстро дорожавших товаров и понижено то, что дорожало медленнее. Так, доли расходов на мясо, рыбу, сыр, молочную и плодоовощную продукцию, сахар, крупы – на 10-летнем максимуме. Доля алкоголя, напротив, на 10-летнем минимуме из-за роста теневого оборота алкоголя после повышения акцизов: из каждых пяти произведенных бутылок водки акцизы уплачиваются только с трех, приводил в конце 2014 г. данные вице-премьер Александр Хлопонин. Доля расходов на ЖКХ также на 10-летнем минимуме: это следствие ограничения роста коммунальных тарифов в 2014 г. Доля расходов на здравоохранение достигла четырехлетнего максимума из-за удорожания лекарств: например, валидола россияне стали потреблять вдвое больше, чем годом ранее, – его цена удвоилась. Расходы на транспорт (также четырехлетний максимум) возросли из-за покупок подорожавших иномарок. А рост расходов на культуру и досуг (тоже максимум за четыре года) обусловлен покупками входящих в эту категорию телевизоров, компьютеров, планшетов.

Инфляция-2015 будет включать в себя часть ценовых шоков, уже реализовавшихся в 2014 г., включая ажиотажные покупки товаров длительного пользования (всплеск был в начале года и осенью; IV квартал не учтен). Однако удорожание товаров, в том числе продовольственных, ведет к изменению структуры потребления – покупки подорожавшего, напротив, снижаются, говорит Поляков: получается, что новые веса для расчета индекса цен диссонируют с реальной структурой потребления, что может завышать данные по инфляции.

При изменении уровня цен происходит перераспределение спроса в пользу более дешевых аналогов, но веса на основе потребления предыдущих лет этого не учитывают и товарам, которые подорожали сильнее, присваивается больший вес, объясняет завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов. По его оценкам, переход на двухлетний охват потребления «состарил» веса для измерения инфляции более чем на полгода. Это означает, что инфляция 2014 г. могла быть завышена примерно на 1 п. п., полагает он, а в 2015 г. погрешность может быть еще выше из-за интенсивного изменения уровня цен. Еще одна проблема расчета инфляции – недоучет в ней стоимости жилья, так называемой вмененной арендной платы, говорит Бессонов: Росстат собирается учитывать этот показатель пока только в расчетах ВВП. В США, например, доля аренды в индексе цен достигает 40%. Цена аренды проциклична и в кризис снижается – ее учет давал бы совсем иную картину инфляции, а значит, и другую денежно-кредитную политику, заключает Бессонов.

Ольга Кувшинова (Ведомости)

Advertology.Ru

11.03.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

27.06.2019 - 00:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация