Анализ рынков

В России подешевело продовольствие – впервые за 12 месяцев

В России подешевело продовольствие – впервые за 12 месяцев

Граждане экономят на еде и реже ходят в магазины.

Инфляция продолжает замедляться: по данным Росстата, за месяц прирост цен составил 0,2%, став минимальным с августа прошлого года. В годовом сравнении индекс потребительских цен снизился по итогам июня на 0,5 п. п. до 15,3%.

Данные статистики совпали с оценками Минэкономразвития и Минфина, ожидавшими замедления роста цен в июне до 0,2% (0,4% – в мае).

Замедление произошло в основном за счет продовольствия, имеющего максимальную долю в потребительской корзине и подешевевшего на 0,4% в сравнении с маем. Продовольственная дефляция, не очень характерная для первого летнего месяца (с 1999 г. в июне она наблюдалась лишь трижды), произошла впервые с июля прошлого года: на плодоовощную продукцию цены снизились на 5%, снизились или были стабильны цены также на все основные категории продовольственных товаров, кроме хлеба и рыбы с морепродуктами. В годовом сравнении рост продовольственных цен замедлился до 18,8% с майских 20,2% (в июле 2014 г. был 9,8%). Инфляцию тормозит продолжающееся падение потребительского спроса, повлияла и относительная стабильность курса рубля, отмечает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»: примечательно, что в июне развернулся темп роста цен на непродовольственные товары в годовом сравнении – он замедлился впервые с прошлого октября до 14,2% (с 14,3% в мае); за месяц составил 0,3% против 0,5% в мае. В то же время ускорился рост цен на услуги (с 0,5 до 1% за месяц, с 11,6 до 11,7% в годовом сравнении) за счет подорожавших транспорта, санаторно-курортных услуг и зарубежного туризма.

Прошедшая в начале июля индексация тарифов – на 7,5–8,5% против 3,5–4,5% годом ранее – может прервать снижение инфляции: в июле индекс потребительских цен может быть выше, чем в июне, – 15,4–15,5%, ожидает Кузьмин. В целом вклад повышения тарифов в инфляцию составит, по оценкам Минфина, 0,4–0,5%. Помимо тарифов еще один инфляционный фактор – произошедшее ослабление рубля, отмечает Дэвид Хьюитт из Barclays, но сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию приведет к дальнейшему замедлению продовольственной инфляции в III квартале.

Июльская остановка годового индекса цен не помешает ЦБ продолжить последовательное снижение ставок, надеются аналитики. Если только инфляция не преподнесет каких-то негативных сюрпризов, ЦБ снизит ставку на 50 б. п., ожидает Кузьмин. В июне, снизив ключевую ставку на 100 б. п. до 11,5%, регулятор предупредил, что в дальнейшем может снижать ее меньше и реже – в зависимости от того, какими будут инфляционные ожидания, которые, по его данным, сохраняются на высоком уровне. Тем не менее снижение ставки до 11% вероятно, ожидает Хьюитт. Значительное замедление инфляции в июне компенсирует повышение тарифов, считает Дмитрий Полевой из ING: и хотя, по его оценке, в июле индекс цен останется на уровне 15,3–15,4%, а ситуация в Греции остается ключевым риском для динамики рубля, Центробанк будет скорее выбирать, на сколько снизить ставку, а не снижать или не снижать.

ЦБ по итогам 2015 г. прогнозирует замедление инфляции до 10,8%, Минэкономразвития – до 11,9%, но министр экономического развития Алексей Улюкаев заявлял, что она может быть и менее 11%.

Реальные доходы россиян за январь – май снизились на 3%, в том числе зарплаты – на 8,8%, пенсии – на 4,2%, что привело к падению оборота продовольственного ритейла на 7,4%, непродовольственного – на 8%. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в конце июня, за последние полгода стали больше, чем прежде, экономить на продуктах 50% россиян (не экономят на еде – 8%). При этом в целом почти две трети сообщили об изменениях своих потребительских привычек: более дешевые продукты стали покупать 40% россиян, покупать меньше еды, не покупать совсем какие-то продукты – каждый третий, реже ходить за продуктами – каждый седьмой. Также половина опрошенных сообщили, что стали больше экономить на непродовольственных товарах и услугах (не экономят на этом 6%).

Как росли цены

За 12 месяцев по июнь больше всего подорожали медикаменты (на 24,2%), услуги по содержанию и ремонту жилья (22,1%), зарубежные поездки (32,1%), услуги страхования (35,3%). Из продовольствия, подорожавшего на 20,7% (без учета алкоголя), сильнее всего выросли цены на крупы и бобовые (43,4%), сахар (29,6%), подсолнечное масло (28,7%). За январь – июнь 2015 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года мясо и птица стали дороже на 21,6% против подорожания на 1,9% годом ранее; рыба и морепродукты – на 31,1% против 10,6%; рост цен на молочную продукцию, напротив, замедлился – до 15% против 17,6%. Для большинства россиян индикатором кризиса служит инфляция, следует из данных ФОМа: так считают 43%, на втором месте среди признаков кризиса – снижение уровня жизни (21%), на третьем – безработица (14%).

Ольга Кувшинова (Ведомости)

Advertology.Ru

15.07.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.12.2025 - 23:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация