Анализ рынков

В кризис набирать новых сотрудников будут активнее, чем сокращать

В кризис набирать новых сотрудников будут активнее, чем сокращать

26% российских компаний собираются увеличить штат в 2015 году.

Минтруд с нового года перешел на еженедельный мониторинг количества официально зарегистрированных безработных в России. Панические настроения на рынке труда растут. Между тем результаты исследования изменения численности персонала, в котором приняли участие 719 представителей российских компаний, зарегистрированных в банке данных заработных плат HeadHunter, выглядят совсем не так негативно. Многие работодатели не только не планируют сокращений, но собираются набирать новых сотрудников.

Доля компаний, планирующих увеличивать численность персонала (26%), даже превышает долю компаний, планирующих его сокращение (20% компаний).

«Также важно, что доля компаний, у которых планы еще не определены, стала существенно ниже по сравнению с декабрем — на сегодняшний день таких всего 8%, а тогда по крайней мере было вдвое больше, — подчеркивает Наталья Данина, руководитель проекта “Банк данных заработных плат HeadHunter”. — Справедливости ради стоит отметить, что сократить компании планируют большее количество персонала (до 20%) по сравнению с планами найма (до 10%)».

Гостеприимству конец

Интереснее всего данные исследования смотрятся при анализе изменения численности персонала по профессиональным областям. Самая безнадежная ситуация, судя по данным, ожидается в индустрии гостеприимства. Ни один представитель отрасли не сказал, что компания планирует увеличить численность персонала. 80% компаний собираются сокращать сотрудников на 10-20%. В половине компаний под сокращения попадает юридическая поддержка.

В розничных сетях царит разброд. 50% компаний планируют сокращать персонал, а 43%, наоборот, увеличивать штат.

Позитивнее всего дела обстоят в сфере IT — 53% респондентов планируют набирать новых разработчиков и расширять производство. Увеличивать штат компании планируют прежде всего за счет сотрудников, занимающихся техническим обслуживанием, монтажом оборудования и сервисом, а также продажами и обслуживанием клиентов.

Большинство компаний (35-38%) планируют изменение численности персонала в ту или иную сторону в пределах 10%. Лишь 4% принявших участие в опросе намерены сократить более 30% сотрудников.

Топы усидят

Меньше всего компании готовы в данный момент к изменениям в топ-менеджменте. Лишь 5% собираются увеличить управленческую команду, а сокращать руководителей думают всего 2% респондентов.

Большие изменения произойдут и в индустрии консалтинга управленческих команд, полагает Анна Кофф, старший партнер RosExpert. Она ожидает спада — вслед за бизнесом, сервисом для которого являются компании executive search. Но знает точно, что компании не перестают нанимать людей и в кризис.«Меняется профиль — набор компетенций, востребованных компаниями. Важно уметь идентифицировать таких людей — не только на рынке, но и внутри самих организаций», — поясняет Кофф.

Наибольшие изменения численности затронут прежде всего рядовой персонал. Почти треть компаний собирается нанимать новых сотрудников, 12% — сокращать. А четверть компаний и вовсе пока не определись с судьбой рядового персонала в 2015 г.

Традиционно пострадают административные профобласти, поясняет Данина. Нецелесообразность повального сокращения маркетологов, секретарей, бухгалтеров показал предыдущий кризис, но факт остается фактом: первым лицам компаний кажется, что эти должности напрямую не влияют на бизнес и отказ от них скорее позволит сэкономить, чем приведет к потерям.

Ломать не строить

Многие компании активно готовиться к кризису начали загодя — им сокращать уже некого. Лишних не осталось.

Задача сократить управляющую компанию на 30% была поставлена перед менеджментом группы «Продо» еще в прошлом году. «Управленцев на 30% мы не сократили, но на 15% — да, — признает Алена Андриянова, HR-директор группы “Продо”. — У нас управленческий персонал — это все сервисные функции, HR, бухгалтеры, управление. Нам надо было оптимизировать сервисные функции. Сейчас в компании 8500 рабочих и 8500 управленцев. Мы нашли необходимый баланс. У меня даже ресурсов уже нет для оптимизации», — утверждает Андриянова.

Сокращение штата в период кризиса не самая эффективная мера по борьбе с издержками, считает Дмитрий Зотов, гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М». В соответствии с трудовым законодательством России процедура увольнения ведет к резкому росту издержек в моменте, а в годовом соотношении суммы сопоставимы с расходами на сохранение прежней численности штата. В 2015 г. сокращение сотрудников не создаст эффекта экономии и проводить его нецелесообразно. Зотов считает, что в кризис, наоборот, появляется возможность сформировать хорошую команду.

«В кризис в России мы наращиваем персонал — это всегда было политикой Air Charter Service, — утверждает Азат Мулгимов, гендиректор российского подразделения компании. — То же самое мы сделали во время кризиса 2008-2009 гг. — и выиграли. Кризис заставляет нас более внимательно оценивать эффективность каждого сотрудника и при необходимости чистить кадры, т. е. заменять неэффективных эффективными. Это в первую очередь касается, конечно, отдела продаж как основного ресурса компании».

Охота на разработчиков

IT-компании не только будут активно нанимать новых специалистов в этом году. Охота за российскими разработчиками обострится, предрекают участники рынка.

«В связи с валютными скачками рынок зарплат IT-специалистов в долларовом эквиваленте упал в 2 раза. Нанимать разработчиков в России стало очень выгодно, растущий мировой спрос на рынке IT-труда тем или иным способом устремится в Россию, — убежден Владимир Климонтович, технический директор и сооснователь компании GetIntent. — Поэтому мы ожидаем серьезного отскока на рынке специалистов». Его компания успела выйти на международный рынок до начала кризиса, поэтому валютный обвал не повлиял на развитие компании, позволил сохранить темпы роста и даже, по словам Климонтовича, увеличить скорость развития. В этом году его компания планирует привлечь в штат еще до 10 новых разработчиков.

«Концепция большинства успешных IT-компаний всегда была основана на балансе автоматизации и профессионализма сотрудников, что позволяет исключить проблему кадрового профицита, — говорит Алексей Королюк, гендиректор Reg.ru. Поэтому сокращений в компании мы не планируем, тем более что все члены действующей команды — от топ-менеджмента до сотрудников техподдержки — профессионалы в своей области и элита отрасли».

Поменяют оттенок

В тех компаниях, где планируют сокращение численности, расставание по соглашению сторон — самый популярный способ прекращения трудовых отношений. С одной стороны, это самый безопасный способ для работодателя с точки зрения потенциальных трудовых споров. С другой — он позволяет работнику поторговаться об условиях выхода из компании. Достаточно популярны гигиеничные меры по сокращению рабочих часов — они позволяют удержать сотрудников, но экономить на ФОТ. Отпуск без сохранения заработной платы позволяет сотруднику, оставаясь формально трудоустроенным, искать новую работу или подрабатывать. Ну и, наконец, вариант ответа про переход в серую зону. «По моим ощущениям, не все компании честно ответили на этот вопрос. Но точно можно говорить о том, что не менее 5% компаний, которые до этого были полностью белыми, поменяют свой оттенок в борьбе за выживание», — заключает Данина.

Римма Авшалумова (Vedomosti.ru)

Advertology.Ru

12.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.07.2024 - 04:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация