Новости

ЦБ объявил войну основной схеме ухода от налогов

ЦБ объявил войну основной схеме ухода от налогов

Речь идет о так называемом транзите, который позволяет бизнесу выводить желаемые суммы в офшоры и экономить на уплате налогов в РФ.

Центробанк начал активную борьбу с одной из самых распространенных схем вывода капитала за рубеж и ухода от налогов — транзитными операциями. По экспертным оценкам, их доля в общем объеме незаконных операций не менее 50%. Банки должны уделять повышенное внимание транзитным операциям клиентов и требовать у них подтверждающие уплату налогов документы — письмо об этом Центробанк направил в коммерческие банки. Оно подписано зампредом Банка России Дмитрием Скобелкиным (копия есть у «Известий»). Письма ЦБ по факту имеют нормативный характер, и теперь, на фоне кампании по отзыву лицензий, банки на свой усиленный страх и помноженный риск станут помогать клиентам оптимизировать налоги.

По словам зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, на транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50% всех незаконных финансовых операций. Общий объем последних — 1,5 трлн рублей за 2013 год. Как сообщают источники, близкие к ЦБ и Росфинмониторингу, по предварительным данным показатель в 2014 году остался на прежнем уровне.

Транзитная схема используется российским бизнесом для уклонения от уплаты налогов. В рамках этой схемы задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5–10 банков. Компании заключают между собой договор на поставку техники и оборудования — это наиболее распространенный пример, говорит источник, близкий к ЦБ. Также популярны договоры на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар, — и доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства.

В итоге порой, по словам источника, российская компания бенефициара оказывается в убытках и тогда не платит налог на прибыль (20%). Но у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится привлекать номинальных собственников и часто менять юрлица — стабильного бизнеса не построишь. Поэтому чаще российская операционная просто показывает не убытки, а очень маленькую по отношению к выручке, но стабильную прибыль.

Что касается фирм-«прокладок», то на определенном этапе схемы по перегону денег одна из них вдруг платит налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет (при ввозе товара, помимо пошлин, платится НДС в размере 18%) и исчезает из цепочки, поясняет источник; налоговики, ЦБ и Росфинмониторинг якобы не успевают отследить такие случаи. Независимый налоговый эксперт, член Палаты налоговых консультантов Светлана Оганджанянц указывает, что при транзитной схеме нарушители экономят на НДС потому, что налог платится не с суммы контакта, а с суммы ввезенного товара.

— Если товара ввозится на 100 тыс. рублей, а не на 1 млрд, как было прописано в договоре, очевидно, что идет экономия на сборах, — поясняет Оганджанянц. — И чем больше разрыв между суммой контракта и суммой поставки, тем больше экономия. Чтобы пресечь цепочку нарушителей, налоговым органам нужно требовать у компаний прикладывать к каждому отчету по НДС список всех контрагентов по сделке с указанием их ИНН. А по ИНН можно проверить, является ли компания благонадежной (такие списки в разных вариациях ведут и Федеральная налоговая служба и ЦБ). В текущей ситуации ФНС следует инициировать соответствующие поправки в Налоговый кодекс, в части порядка оформления деклараций по НДС.

В письме банкам Скобелкин указывает на ряд признаков транзитных операций, которые должны вызвать у банков подозрения при обслуживании клиентов. Это: зачисление денег на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ с последующим их списанием; списание средств со счета происходит в срок не более двух дней после их зачисления; транзитные операции проводятся регулярно — как правило, ежедневно в течение длительного времени (не менее трех месяцев); деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания их со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

«По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций», — подчеркивает в письме Скобелкин.

Поэтому ЦБ обязал банки запрашивать у клиентов документы (заверенные копии), подтверждающие уплату ими налогов за последний налоговый период, либо документы и сведения, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему РФ. Также ЦБ обязал банки обеспечить повышенное внимание всем операциям клиентов, в которых выявлены черты транзитных, и информировать об этом Росфинмониторинг.

— Возрастающие масштабы транзитных операций, проводимых клиентами банков, позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, — заявили в пресс-службе ЦБ. — Банк России будет уделять повышенное внимание как самим клиентам, так и их операциям.

В ФНС и Росфинмониторинге не смогли предоставить оперативный комментарий «Известиям».

Банкиры на условиях анонимности говорят, что схем вывода средств за рубеж десятки, но в последнее время наибольшее распространение, помимо транзита, получили схемы фиктивного импорта и «ценнобумажная схема». В рамках первой схемы российская компания выплачивает аванс иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Фиктивный импорт, главным образом, распространен на территории Таможенного союза (в него входят Россия, Казахстан, Белоруссия). Схема с ценными бумагами подразумевает операции, в ходе которых российские компании вдруг решают инвестировать большой объем средств в иностранные ценные бумаги, учет прав на которые ведется в иностранных, обычно европейских, депозитариях. По словам банкиров, у ЦБ и правоохранительных органов есть основания полагать, что реальной покупки бумаг зачастую нет. Ранее ЦБ сообщал, что масштабы этих двух методов упали: фиктивный импорт через Таможенный союз в 2012 году составлял $26,5 млрд ($6,6 млрд за квартал), в 2013 году — $21,8 млрд (или $5,45 млрд за квартал), в I квартале 2014 года через Белоруссию и Казахстан было выведено всего $100 млн. По схеме с ценными бумагами мегарегулятор также отчитывается позитивно: в 2014 году ее объемы снизились со 100 млрд рублей до 10 млрд за квартал.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий напомнил еще одну популярную схему незаконного вывода денег за рубеж — с помощью незаконных судебных приказов. В рамках этой схемы из России за несколько лет было выведено $20 млрд. Суть этой схемы состоит в следующем: зарубежные юрлица заключали друг с другом фиктивный договор займа на миллионы долларов. Поручителями по этим фиктивным договорам выступали российские фирмы и, например, жители Молдовы. Когда приходило время платить по этим бумажным долгам, компания-кредитор обращалась в тот же молдавский суд с иском. Судьи выносили судебные приказы о взыскании задолженности, и российские фирмы-поручители переводили деньги в молдавский банк на счета приставов, далее деньги конвертировались в валюту и шли далее за рубеж. В этой схеме участвовали, в частности, Русский земельный банк и банк «Западный», недавно лишившиеся лицензий.

Осадчий отметил, что значительная часть вывода капитала за рубеж осуществляется с помощью нелегальных транзитных схем. Общий чистый отток капитала за рубеж в 2014 году достиг $151,4 млрд, более чем удвоившись по сравнению с 2013 годом ($61 млрд), и этот показатель лишь частично включает нелегальные схемы.

— Несмотря на активную кампанию против нелегальной банковской деятельности, в интернете легко можно найти компании, предлагающие эти услуги, — говорит Осадчий. — Например, поиск в «Яндексе» по словам вроде «транзит», «обнал», «банк» на первой же странице выдает несколько организаций, предлагающих криминальные услуги.

Банкиры говорят, что у всех незаконных операций есть общие, вызывающие подозрения характеристики: однозначно должны настораживать такие черты операций, как авансирование (в размере 100% или хотя бы 50%), несовпадение юрисдикций клиента и его банковского счета, отсутствие паспорта сделки. Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг указывает, что транзитные схемы — это нарушение банками процедур внутреннего контроля.

— Попросту говоря, банк закрывает глаза на незаконный вывод активов клиентами или контрагентами, — говорит эксперт. — Транзит не всегда является результатом активной поддержки банка, здесь свою роль могут сыграть и недостаточная квалификация его персонала, и проблемы информационного обмена участников рынка с надзорными органами.

Управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев отмечает, что в транзитных схемах главным образом участвуют либо мелкие, либо очень крупные банки.

— В средних банках внутренний контроль хоть как-то способен отследить то, что происходит, — поясняет Кабулаев. — Мелкие банки (особенно региональные, если судить по сообщениям об отзыве лицензий) часто используются именно для незаконных операций. А крупные игроки подчас не могут отследить, что происходит с выданными ими кредитами (то есть с их живыми деньгами), а уж про полноценное соблюдение норм законов об отмывании речи не идет.

Предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский говорит, что выполнение новых требований ЦБ повлечет для банков дополнительные затраты — новация потребует усиления подразделений финансового мониторинга, банкам придется нанимать новых сотрудников, что, конечно, в нынешних условиях весьма проблематично для участников рынка, которые практически без исключения либо уже провели либо проводят оптимизацию штата.

— При выявлении превышения определенной величины (сейчас это 4%) суммарного значения сомнительных наличных и безналичных операций в объемах оборотов по счетам юридических лиц — клиентов банка, последний будет считаться вовлеченным в осуществление сомнительных операций, за что может лишиться лицензии, — отметил партнер юридической компании Amond & Smith Ltd (Москва) Сергей Назаркин.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

20.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.05.2024 - 22:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация