Новости

Банкиры подняли процент

Банкиры подняли процент

Лоббистские усилия банкиров, пытающихся увеличить рассчитываемую ЦБ максимальную полную стоимость кредитов (ПСК), увенчались первым успехом. Депутаты и ЦБ согласились ограничить долю крупнейших банков, кредитующих население по низким ставкам, при расчете ПСК. В результате максимально допустимые ставки по нецелевым потребительским кредитам и кредитным картам в следующем году окажутся на 1–1,5 процентного пункта выше, чем первоначально рассчитывал ЦБ.

Решение одобрить поправку об ограничении доли крупнейших банков при расчете ПСК было принято в ходе заседания комитета Госдумы по финрынку в пятницу. Применять ограничения по ставке потребительских кредитов ЦБ начнет с 1 января, среднерыночные и максимальные значения ставок будут рассчитываться раз в квартал. Значение ПСК сейчас рассчитывается как средневзвешенное, без ограничений для крупнейших банков, ставки по кредитам у которых традиционно ниже, что приводит к искажениям. После введения ограничения доля крупнейшего кредитора в определенном сегменте (автокредитах, карточных кредитах и т. п.) при расчете ПСК не сможет превышать 25%. Таким образом, предполагается, что среднерыночные и максимальные значения ПСК станут больше и не так сильно будут отличаться от реальных ставок менее крупных розничных банков.

Инициатором поправки выступил член Совета федерации Николай Журавлев. Вносится поправка в закон «О потребительском кредите» не напрямую, а через пакет поправок в закон «О рынке ценных бумаг». «Если закон будет принят, норма начнет действовать не раньше второго квартала следующего года»,— уточняет господин Журавлев.

Об ограничении влияния госбанков на ПСК банкиры уже просили через Ассоциацию российских банков меньше месяца назад — после того как ЦБ впервые опубликовал 14 ноября среднерыночные и максимальные значения ПСК.

Предложение АРБ сводилось к тому, чтобы учитывать доли госбанков не целиком, а частично, зафиксировав предел таких долей на уровне 20% (см. “Ъ” от 24 ноября). В ЦБ не исключали корректировку методики расчета ПСК по итогам изучения поступающих предложений. Тем более что вопрос регулирования ставок в сегменте потребкредитования не требует немедленного решения. В октябре прирост необеспеченных розничных ссуд составил всего 0,1% по сравнению с 1% роста всех розничных кредитов (см. “Ъ” от 12 декабря), то есть фактически этот сегмент рынка, вызывавший наибольшие опасения у регулятора, уже заморожен.

На этом фоне резких возражений у участников пятничного заседания, в числе которых были и представители ЦБ, инициатива господина Журавлева не встретила. «Экономические условия, в которых год назад принимался закон о потребкредитовании, кардинально отличаются от нынешних, в частности с точки зрения фондирования для банков»,— признает и глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина. Если в момент принятия закона (декабрь 2013 года) ключевая ставка ЦБ составляла 5,5% годовых, то сейчас — 10,5%. Растет и стоимость депозитов. Максимальная ставка 10 крупнейших по депозитам банков выросла с начала октября с 9,5% до 10,58% годовых, а у остальных и вовсе достигает уже 13,5%. При подорожавшем привлечении средств логично ожидать, что ставки по кредитам будут выше.

Впрочем, поправки в методику расчета ПСК не смогут серьезно увеличить ее максимально допустимое значение. ПСК рассчитывается для четырех видов кредитов — автокредитов, кредитных карт, POS-кредитов и нецелевых потребкредитов. Согласно данным Frank Research Group, на 1 ноября долю выше 25% занимал только Сбербанк, причем лишь в сегменте необеспеченных кредитов (31,7%) и в кредитных картах (28,3%). По оценкам экспертов, изменение методики расчета ПСК добавит ее максимальным значениям в соответствующих сегментах 1–1,5 процентного пункта (п. п.). Максимальный процент по нецелевым потребкредитам вырастет с 21,381–46,795% до 22,797–47,575%, по кредитным картам — с 22,415–34,616% до 23,804–35,7%. В автокредитовании лидирует ВТБ 24 с долей всего 12,6%, а в POS-кредитовании — ХКФ-банк (24,7%).

«Даже такое изменение ПСК удобно для банков, но ощутимого влияния на рынок это не окажет»,— отмечает директор департамента розничного бизнеса ХКФ-банка Артем Алешкин. По его мнению, если бы вес крупнейших игроков был ограничен 10%, это было бы действительно эффективной мерой. «Принятое ограничение никак не отразится, например, на автокредитах, поэтому назвать это прорывом нельзя,— говорит источник “Ъ” в одном из розничных банков.— Более корректно было бы отразить на максимальной ПСК те изменения, которые произошли на финрынке в четвертом квартале этого года — рост стоимости фондирования, рисков невозврата и так далее». Это было бы возможно за счет переноса срока вступления в силу ограничения ПСК с первого на второй квартал 2015 года, при котором среднерыночные, а значит, и максимальные значения ПСК рассчитывались бы уже с учетом ставок, повышенных многими банками в четвертом квартале, отмечает он. Такое право на случай форс-мажора у ЦБ есть. Согласно закону «О потребительском кредите», ЦБ может своим нормативным актом «в случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на ПСК» установить период, в течение которого ограничение не применяется. По сведениям “Ъ”, с предложением воспользоваться этим правом к регулятору в конце прошлой недели уже обратился Национальный совет финансового рынка.

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева, Ксения Дементьева
(Коммерсантъ)

Advertology.Ru

15.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.12.2024 - 13:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация