Новости

Девальвацию рубля переоценили

Девальвацию рубля переоценили

Во втором полугодии рост инфляции был обеспечен исключительно войной санкций и динамикой курса рубля, спад инвестиций в 2014 году был обусловлен отказом малого бизнеса и теневого сектора вкладывать в Россию, а потребительские кредиты населению больше не поддерживают спрос. Таковы основные предположения Минэкономики, которые будут положены в основу пересмотренного прогноза ведомства в декабре 2014 года. Таким образом, среднесрочная модель экономической политики в начале 2015 года неизбежно поменяется: Минэкономики предполагает, что Белому дому следует продавать госбанки и финансировать новые, а не старые производства.

Вчера на совете законодателей заместитель главы Минэкономики Алексей Ведев представил расчеты ведомства, которые будут положены в основу пересматриваемого в декабре 2014 года текущего «Прогноза социально-экономического развития РФ». Напомним, документ, пересматриваемый несколько раз в год, отражает точку зрения Минэкономики на краткосрочные и среднесрочные перспективы динамики макроэкономических показателей и краткосрочную оценку влияния предполагаемых действий правительства на них. Прогноз декабря 2014 года впервые даст оценку Минэкономики влияния 30-процентной (к доллару США) девальвации рубля с начала года на промышленность и потребление в 2015 году. Презентация господина Ведева содержит несколько весьма важных предположений, корректирующих представление о характере текущего кризиса: в цифрах эти оценки, частично излагавшиеся министром Алексеем Улюкаевым, даются впервые.

В первую очередь Минэкономики полагает, что обвал инвестиций 2014 года полностью обеспечен малым бизнесом и теневым сектором: инвестиции крупных и средних компаний, в отличие от 2013 года (тогда картина была обратной), по крайней мере первые два квартала текущего года росли.

Кроме этого, по оценке Алексея Ведева, с конца 2013 года «банковское кредитование уже не может стимулировать потребление»: стоимость обслуживания кредитного портфеля домохозяйств сейчас — 18,1% годовых, расходы их на обслуживание долга превысили в 2014 году показатели США (где они снизились с 2008 года, составляя около 14%, до 10% в 2013 году) — по сути, из этого следует неизбежная и быстрая остановка рынка потребительского кредитования в 2015 году и невозможность наращивания прежними темпами депозитной базы.

Взгляд Минэкономики на инфляцию также достаточно оптимистичен. Исходя из презентации Алексея Ведева, Минэкономики полагает инфляцию, напрямую не связанную с изменением курса рубля и контрсанкциями РФ, монотонно снижающейся с июля 2014 года,— если февральская девальвация происходила на повышенном инфляционном фоне, то октябрьско-ноябрьская — на снижающемся. Исходя из цифр Минэкономики без контрсанкций инфляция в середине ноября год к году составляла бы 6,9%, а без снижения нефтяных цен — 4,3%. Кроме того, заместитель главы Минэкономики, в отличие от главы Минфина Антона Силуанова, ставит на короткий сценарий продвижения инфляционной волны в 2014–2015 годах и ограниченность «эффекта переноса валютного курса» — по его прогнозам, прирост инфляции в декабре 2014 года составит порядка 1 п. п., как и в ноябре 2014-го. Предположение Минфина — нарастание инфляции в декабре 2014 — январе 2015 года (см. “Ъ” от 19 ноября). Впрочем, господин Ведев сделал оговорку: цены в нынешнем декабре могут вырасти и больше, сейчас сложно оценить рост импорта инфляции из-за девальвации рубля — традиционно он невысок, но именно на конец года приходится пик импорта потребительских товаров.

Сами по себе цены на нефть и курс рубля Минэкономики беспокоят не слишком сильно — очевидно, модели ведомства предполагают, что при такой денежно-кредитной политике ЦБ даже сильная девальвация рубля эффективно ограничивает «эффект переноса». Cводка октябрьской инфляции в промышленности, опубликованная Росстатом вчера, показывает, что, по крайней мере в октябре текущего года, компании почти не смогли пользоваться девальвацией для увеличения цен: индекс цен в секторе вырос на 0,3%. Минэкономики отрицает и возможность пересмотра тарифов госмонополий на 2015 год, заложенных в бюджет до девальвации и инфляционного всплеска осени 2014-го. Рост инвестиций, полагает Алексей Ведев, в следующем году и без этого восстановится за счет инвестпрограмм монополий до 2% годовых (спад в 2014 году прогнозируется 2,4%, то есть в конце года он будет незначительным или нулевым).

Судя по всему, именно предположение Минэкономики об обвале инвестиций в неформальном секторе и малом бизнесе — в основе идей о программе либерализации «малой» экономики, которая предположительно будет объявлена президентом Владимиром Путиным в декабре в послании Федеральному собранию. По данным “Ъ”, она фигурирует в Белом доме под флагом перезагрузки госрегулирования, почти не затрагивает вопросов налогов (кроме развития патентной системы) и резко ограничивает возможности административного давления на новооткрытый бизнес первые пять лет его работы. В презентации Минэкономики, впрочем, есть и другие инициативы на 2015 год, судьба которых в Белом доме очень неочевидна: приватизация госбанков, а также ориентация более на внешние, а не на внутренние источники финансирования дефицита бюджета.

Кроме того, Минэкономики настаивает на направлении госинвестиций и господдержки в 2015 году в сектора, вызывающие максимальный мультипликативный эффект,— в первую очередь в инновационную экономику: «машиностроение, связь, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение», а также в импортозамещение и локализацию импорта в РФ. Напомним, «антикризисный резерв» правительства на 2015 год (см. “Ъ” от 17 и 18 ноября) сейчас создается скорее для защиты старых секторов экономики и крупных компаний, а не для поддержки стартапов и новых инфраструктурных проектов.

Дмитрий Бутрин (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

21.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева

Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева
Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева. "Магистр или тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева" "В этой книге - вся правда о моем пути в нашем бесконечно прекрасном мире." Зайцев Данная книга была написана со слов самого В. Зайцева с небольшой литературной редактурой. Артистический подход в оформлении и наполнении предает уникальность и редкость этой публикации. Автор представила свою книгу, как произведение, в котором есть все: дневниковые записи, фантастические путешествия сквозь время и пространство, повествование ведется то от первого, то от третьего лица, а иногда сам Зайцев ведет диалоги со своим литературным альтер-эго. Это попытка объять необъятное, далеко выходящая за рамки простого биографического повествования. Все каноны и законы жанра рушатся почти сразу же, стоит прочесть несколько первых страниц. «Магистр, или тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева» - это не просто увлекательное чтение, правдивая история жизни великого человека, нашего современника. Это – безда информации. В книге встречаются совершенно неожиданные бонусы, например, рецепт любимого салата модельера. Но главным бонусом являются иллюстрации. Это настоящий подарок для всех ценителей таланта Зайцева

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.06.2025 - 15:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация