Есть мнение ...

Почему российский бизнес недооценивает дизайн

Почему российский бизнес недооценивает дизайн

Исследования в области промышленного дизайна говорят о том, что инвестиции в дизайн составляют от 0,5 до 5 %, при этом ценность продукта для конечного потребителя растет до 50 %. В России извлекать пользу из этой удивительной пропорции научились лишь крупные компании.

Версия 1. Не сложились традиции

Значение дизайна в структуре стоимости изделия будет только расти, считает большинство экспертов. Во всяком случае, в области промышленного дизайна это прогнозируется совершенно однозначно. И связано это с «большой международной игрой в инновационную экономику», – говорится в зеленой книге «Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Лучшие школы)» Центра стратегических разработок «Северо-Запад».

На арену выходят средние и малые компании в самых разных отраслях – от машиностроения до производства товаров массового потребления. Это промышленные стартапы, динамичные, с высокими темпами развития, сокращенными сроками разработки и вывода продукта на рынок. Вот тут-то и вступают игру дизайнеры – они всегда стоят рядом с инноваторами.

Это мировой тренд. А что в России?

Дизайн, как один из эффективных инструментов увеличения прибыли, в нашей стране использует преимущественно крупный бизнес. О среднем, а тем более малом бизнесе этого не скажешь. Тут не нужны глубокие исследования – достаточно посмотреть на огромное количество визуально некачественных вещей отечественного производства, которые нас окружают.

«На мой взгляд, проблема связана с тем, что в Советском Союзе дизайн не применяли для улучшения потребительских качеств товара. Господствовала так называемая техническая эстетика, задачей которой было облагородить некий надежный механизм, способный долго работать. Не более того, – считает декан факультета дизайна и рекламы МФПУ «Синергия» Елена Ущекова. – Если Запад боролся за кошелек покупателя, то в условиях дефицита товара в России предприятиям не приходилось конкурировать и выделяться с помощью дизайна. Хотя были хорошие образцы и интересные решения в области упаковки, детских товаров, радиоэлектроники, но массовым явлением это не стало».

Промышленный дизайн в России еще только начинает возрождаться вслед за производством, и велика вероятность, что он наконец-то встанет на ноги, прогнозирует эксперт.

Версия 2. Дизайном неумело пользуются сами дизайнеры

Тот факт, что вложения в дизайн добавляют до 50 % потребительской стоимости, о многом говорит. Например, о том, что пользователю дизайн нужен. Для него важны эстетика, удобство, понятность, оригинальность, актуальность. Есть, конечно, и другая сторона медали, когда покупатели не хотят переплачивать за дизайн. Но это говорит лишь о том, что он неудачен и не бьет точно в цель.

«На российском рынке есть такая проблема: в какой-то момент мы вдруг решили, что дизайн – это искусство, а дизайнер – художник, – продолжает Елена Ущекова. – Я борюсь с этим заблуждением и с первого курса объясняю студентам, что это абсолютно разные люди. Я за то, чтобы молодые дизайнеры создавали дизайнерские вещи, а не арт-объекты».

Иными словами, молодежь порой чересчур увлекается накачиванием правого полушария мозга, создавая «прикольные штуки», назначение которых никто не может объяснить. А что с этого клиенту?

И вот тут напрашивается нехороший вывод: дизайном неумело пользуются сами представители профессии.

«Дизайнерам нужно научиться понимать задачи бизнеса, слышать клиента, который их нанял, и знать, как увеличить его прибыль. А самовыражением лучше заниматься после работы», – уверена декан факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия».

Ее слова подтверждает специалист в области дизайна упаковки, представитель компании Sealed Air – начальник отдела графического дизайна СНГ и стран Балтии ТатьянаГриднева. «Есть одни вещи, которые называются «хочу», и другие, под названием «реальность», – замечает она. – Мы всегда работаем на грани двух этих измерений, ищем золотую середину. Дизайн, с которым надо сильно заморачиваться в процессе производства, очень сильно его тормозит».

По мнению экспертов, российским дизайнерам стоит поучиться у зарубежных коллег, работающих в рамках проектного менеджмента, четко выполнять определенные действия и получать запрограммированный результат. И никаких художеств или «нет вдохновения»! Западные дизайн-школы накопили множество методик, позволяющих найти нужное решение, не смотря ни на что. У Европы и Америки было время и стимулы отточить методическое мастерство: весь 20 век с его колоссальным обострением конкурентной борьбы.

Кроме того, дизайнерам нужно учиться коммуницировать с потенциальными потребителями и извлекать инсайты. Крупнейшие западные дизайнерские агентства, прежде чем приступать к разработке нового продукта, от 3 до 6 месяце исследуют целевую аудиторию. Немногие российские компании в среднем сегменте считают нужным на это тратиться. В лучшем случае, заказывают маркетинговые исследования.

«Наши маркетинговые агентства преимущественно анализируют уже сложившиеся рынки. Но так инновации не рождаются, – замечает Елена Ущекова. – Чтобы появилась новая идея, а затем и продукт, нужно вытащить из людей инсайты, сформулировать их потребности и хорошо подумать, какими средствами эти потребности можно реализовать».

По словам Татьяны Гридневой, в области дизайна упаковки (одно из развитых направлений дизайна в России, кстати) сломано немало копий и многое постигалось методом проб и ошибок из-за дефицита квалифицированных специалистов. До сих пор дизайнеров, которые понимают нюансы производства упаковки и принципы командной игры с производственниками, маркетологами, представителями розничных сетей и т.д., растят внутри компаний.

В связи со всем выше сказанным есть утешительная новость. В этом году на факультете дизайна и рекламы Университета «Синергия» открывается магистерская программа «Дизайн-менеджмент». Это одна из немногих попыток в Москве подготовить проект-менеджеров, знающих, как добиться финансового результата с помощью дизайна. В немногих учебных заведениях, где есть похожие образовательные программы, наборы студентов идут по нарастающей: слишком велик спрос компаний, причем из самых разных сегментов рынка.

Инна Никитенко
Advertology.Ru

26.05.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.05.2024 - 05:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация