Почему российский бизнес недооценивает дизайн
Исследования в области промышленного дизайна говорят о том, что инвестиции в дизайн составляют от 0,5 до 5 %, при этом ценность продукта для конечного потребителя растет до 50 %. В России извлекать пользу из этой удивительной пропорции научились лишь крупные компании.
Версия 1. Не сложились традиции
Значение дизайна в структуре стоимости изделия будет только расти, считает большинство экспертов. Во всяком случае, в области промышленного дизайна это прогнозируется совершенно однозначно. И связано это с «большой международной игрой в инновационную экономику», – говорится в зеленой книге «Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Лучшие школы)» Центра стратегических разработок «Северо-Запад».
На арену выходят средние и малые компании в самых разных отраслях – от машиностроения до производства товаров массового потребления. Это промышленные стартапы, динамичные, с высокими темпами развития, сокращенными сроками разработки и вывода продукта на рынок. Вот тут-то и вступают игру дизайнеры – они всегда стоят рядом с инноваторами.
Это мировой тренд. А что в России?
Дизайн, как один из эффективных инструментов увеличения прибыли, в нашей стране использует преимущественно крупный бизнес. О среднем, а тем более малом бизнесе этого не скажешь. Тут не нужны глубокие исследования – достаточно посмотреть на огромное количество визуально некачественных вещей отечественного производства, которые нас окружают.
«На мой взгляд, проблема связана с тем, что в Советском Союзе дизайн не применяли для улучшения потребительских качеств товара. Господствовала так называемая техническая эстетика, задачей которой было облагородить некий надежный механизм, способный долго работать. Не более того, – считает декан факультета дизайна и рекламы МФПУ «Синергия» Елена Ущекова. – Если Запад боролся за кошелек покупателя, то в условиях дефицита товара в России предприятиям не приходилось конкурировать и выделяться с помощью дизайна. Хотя были хорошие образцы и интересные решения в области упаковки, детских товаров, радиоэлектроники, но массовым явлением это не стало».
Промышленный дизайн в России еще только начинает возрождаться вслед за производством, и велика вероятность, что он наконец-то встанет на ноги, прогнозирует эксперт.
Версия 2. Дизайном неумело пользуются сами дизайнеры
Тот факт, что вложения в дизайн добавляют до 50 % потребительской стоимости, о многом говорит. Например, о том, что пользователю дизайн нужен. Для него важны эстетика, удобство, понятность, оригинальность, актуальность. Есть, конечно, и другая сторона медали, когда покупатели не хотят переплачивать за дизайн. Но это говорит лишь о том, что он неудачен и не бьет точно в цель.
«На российском рынке есть такая проблема: в какой-то момент мы вдруг решили, что дизайн – это искусство, а дизайнер – художник, – продолжает Елена Ущекова. – Я борюсь с этим заблуждением и с первого курса объясняю студентам, что это абсолютно разные люди. Я за то, чтобы молодые дизайнеры создавали дизайнерские вещи, а не арт-объекты».
Иными словами, молодежь порой чересчур увлекается накачиванием правого полушария мозга, создавая «прикольные штуки», назначение которых никто не может объяснить. А что с этого клиенту?
И вот тут напрашивается нехороший вывод: дизайном неумело пользуются сами представители профессии.
«Дизайнерам нужно научиться понимать задачи бизнеса, слышать клиента, который их нанял, и знать, как увеличить его прибыль. А самовыражением лучше заниматься после работы», – уверена декан факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия».
Ее слова подтверждает специалист в области дизайна упаковки, представитель компании Sealed Air – начальник отдела графического дизайна СНГ и стран Балтии ТатьянаГриднева. «Есть одни вещи, которые называются «хочу», и другие, под названием «реальность», – замечает она. – Мы всегда работаем на грани двух этих измерений, ищем золотую середину. Дизайн, с которым надо сильно заморачиваться в процессе производства, очень сильно его тормозит».
По мнению экспертов, российским дизайнерам стоит поучиться у зарубежных коллег, работающих в рамках проектного менеджмента, четко выполнять определенные действия и получать запрограммированный результат. И никаких художеств или «нет вдохновения»! Западные дизайн-школы накопили множество методик, позволяющих найти нужное решение, не смотря ни на что. У Европы и Америки было время и стимулы отточить методическое мастерство: весь 20 век с его колоссальным обострением конкурентной борьбы.
Кроме того, дизайнерам нужно учиться коммуницировать с потенциальными потребителями и извлекать инсайты. Крупнейшие западные дизайнерские агентства, прежде чем приступать к разработке нового продукта, от 3 до 6 месяце исследуют целевую аудиторию. Немногие российские компании в среднем сегменте считают нужным на это тратиться. В лучшем случае, заказывают маркетинговые исследования.
«Наши маркетинговые агентства преимущественно анализируют уже сложившиеся рынки. Но так инновации не рождаются, – замечает Елена Ущекова. – Чтобы появилась новая идея, а затем и продукт, нужно вытащить из людей инсайты, сформулировать их потребности и хорошо подумать, какими средствами эти потребности можно реализовать».
По словам Татьяны Гридневой, в области дизайна упаковки (одно из развитых направлений дизайна в России, кстати) сломано немало копий и многое постигалось методом проб и ошибок из-за дефицита квалифицированных специалистов. До сих пор дизайнеров, которые понимают нюансы производства упаковки и принципы командной игры с производственниками, маркетологами, представителями розничных сетей и т.д., растят внутри компаний.
В связи со всем выше сказанным есть утешительная новость. В этом году на факультете дизайна и рекламы Университета «Синергия» открывается магистерская программа «Дизайн-менеджмент». Это одна из немногих попыток в Москве подготовить проект-менеджеров, знающих, как добиться финансового результата с помощью дизайна. В немногих учебных заведениях, где есть похожие образовательные программы, наборы студентов идут по нарастающей: слишком велик спрос компаний, причем из самых разных сегментов рынка.
Advertology.Ru
26.05.2014
Еще статьи по теме
- Дизайн-образование: креативность и практика - 19.11.2024
- REDMOND выбрал бытовые устройства будущего - 26.08.2024
- Промышленный дизайн: кому и зачем? - 21.08.2024
- 5 трендов в промышленном дизайне 2023-2024 - 27.12.2023
- Капитализация и прибыль равно дизайн - 13.03.2023
- Промышленный дизайн в СССР и России - 28.02.2023
- Россия – самая "дизайнерская" страна в мире - 21.02.2023
- 3D-моделирование в создании объектов промышленного дизайна - 16.02.2023
- Самые узнаваемые товары регионов - 06.02.2023
- Промышленный дизайн: разгадывая потребности потребителей - 03.02.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий