Новости

ВАС: регионы смогут запрещать отдельные виды спиртного

ВАС: регионы смогут запрещать отдельные виды спиртного

Высший арбитражный суд отказал Федеральной антимонопольной службе и компании-поставщику тонизирующих напитков «Торнадо» в пересмотре решения властей Краснодарского края, которые запретили в регионе продажу энергетических напитков.

Тем самым суд фактически признал право региональных властей запрещать или ограничивать оборот отдельных категорий товаров. Теперь участники рынка ждут волну региональных запретов тех или иных товаров. А производители популярных алкогольных коктейлей надеются избежать потерь, перейдя на выпуск пивных напитков, не подпадающих под запрет.

Попытки запретить или ограничить оборот какой-либо категории товара на региональном уровне предпринимались в России и раньше, но каждый раз блокировались Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В 2012 году антимонопольщики признали незаконным запрет продажи алкоэнергетиков, единогласно принятый заксобранием Архангельской области и подписанный губернатором Игорем Орловым. Отменяя региональные запреты, ФАС указывала на нарушение закона «О защите конкуренции» и закона «О торговле», а также обращала внимание на то, что федеральный закон «О госрегулировании алкогольного рынка» дает полномочия местным властям ограничивать время продажи спиртного вплоть до введения «сухого закона», но не позволяет ограничивать оборот конкретных напитков.

«Можно по-разному относиться к слабоалкогольным коктейлям, но просто взять и изъять из розницы целую группу легального рыночного товара — такого на моей практике не было», — обосновывал позицию ведомства начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин.

То, что не получилось продавить архангельскому губернатору, удалось его краснодарскому коллеге Александру Ткачеву. В июне 2012 года заксобрание Краснодарского края приняло краевой закон «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». Документ предусматривал запрет продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков в регионе и запрет продажи безалкогольных энергетиков несовершеннолетним в детских, медицинских, образовательных организациях, спортивных сооружениях, на концертах и дискотеках.

В октябре 2012 года ФАС со ссылкой на нарушение вышеуказанных законов обратился в арбитраж с требованием отменить решение краснодарских властей. Однако кубанские суды, в отличие от архангельских, антимонопольное ведомство не поддержали. ФАС в июле 2013 года проиграла в первой инстанции, в октябре получила отрицательное решение в кассации. И вот теперь ВАС поставил в деле окончательную точку, отказавшись передавать его в президиум Высшего арбитража для пересмотра. На заседании ВАС под председательством Валерии Кирюшиной было определено, что нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.

Как следует из текстов судебных решений по этому делу, ФАС все последние годы неверно трактовала положения закона «О госрегулировании алкогольного рынка». Суды посчитали, что полномочия региональных властей допускают введение запрета на розничную реализацию отдельного вида алкогольной продукции, «исходя из целей защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан».

Легальность запрета продажи безалкогольных энергетиков несовершеннолетним жителям Кубани была обоснована конституционным правом субъектов Федерации на защиту материнства и детства. Изучив ГОСТ на производство «энергетиков», судьи пришли к выводу, что они могут представлять опасность для здоровья несовершеннолетних.

Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский надеется, что принятое решение все же не станет прецедентным для других отраслей, кроме алкогольной. «ВАС уже высказался и вряд ли будет менять свою позицию, мы использовали все возможные способы защиты, — заявил РБК чиновник антимонопольного ведомства. — Есть судебные акты, которые по подобным основаниям все-таки отменялись».

Однако директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз не сомневается, что волна запретов после решения ВАС прокатится по российским регионам. «Это колоссальный прецедент, регионам развязали руки. Они теперь начнут соревноваться в подобных запретах — можно будет запретить вина в пакетах, можно портвейн «Три семерки», — предполагает эксперт. — Это законодательное мракобесие и возможность отличного пиара, они ее не упустят».

«Позиция ВАС, выраженная в определении по этому делу, будет иметь значение не только для Краснодарского края, но и для всей территории России, для всего алкогольного рынка, — уверена юрист компании ЮСТ Радмила Никитина. — В более широком смысле в этом деле высшая судебная инстанция фактически подтвердила ранее обозначенную в Постановлении пленума ВАС РФ от 30.06.08 №30 позицию, что нормативный правовой акт, принятый государственным органом, в рамках предоставленной законом компетенции не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства».

Производители энергетических алкогольных коктейлей отказались от официальных комментариев по данному вопросу. В неофициальной беседе представитель компании, выпускающей подобную продукцию, рассказал, что отрасль ожидает волны запретов и запускает продукты, которые под них не попадут, в частности пивные коктейли такой же крепости, но без добавления кофеина.

«Желание разного рода депутатов и чиновников ограничить потребление энергетиков, в том числе и безалкогольных, вызывает искреннее удивление — как будто в стране нет других более насущных проблем: разгула наркомании, запредельного потребления крепких алкогольных напитков, распространения курения среди молодежи, — рассказал РБК менеджер одного из крупных производителей энергетических напитков. — Мы как законопослушные производители готовы даже полностью исключить из своего портфеля эти напитки, ну а дальше что? Дальше начнутся атаки на сладкие газированные напитки». Представители Coca-cola и PepsiCo отказались от комментариев. По оценке экспертов, доля энергетиков в общем объеме продаж этих компаний составляет около 1% и они без потерь для себя могут вывести из продаж на российском рынке эти напитки.

Рынок алкогольных энергетических напитков в России составляет, по разным оценкам, 3—5 млн дал. Производством подобной продукции занимается менее десяти заводов в России, крупнейшие — «Мегапак» и ЮБГ (Тверь) и «Артисан» (Краснодарский край). Их бизнес-модель — коммерческий розлив напитков для компаний, контролирующих бренды алкоэнергетиков. Крупнейшие бренды в России — «Ягуар» и «Страйк».

Объем рынка безалкогольных энергетических напитков в 2012 году составлял 25 млн дал. Крупнейшие производители — Red Bull, Coca-Cola (Burn), Pepsico (Adrenaline Rush).

Денис Пузырев, Алиса Штыкина, rbcdaily.ru
Advertology.Ru

12.03.2014

на печать


Комментарии

Борис
13.03.2014 22:58 | сообщение #1
 

В США алкогольные энергетики запрещены. Когда же у нас что-то хорошее сделают?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.07.2024 - 10:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация