Анализ рынков

ТОП-130 сетей FMCG России

ТОП-130 сетей FMCG России

INFOLine объявляет операционные итоги ТОП-130 сетей FMCG России за 3 квартала 2013 года

В INFOLine подвели итоги развития продуктовой розницы за 3 квартала текущего года на базе ежемесячного обзора агентства «Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ». По подсчетам INFOLine, за 9 месяцев 2013 года 130 крупнейших ритейлеров FMCG приросли более чем на 2500 магазинов совокупной торговой площадью около 1 млн кв.м. Причем доля ТОП-8 розничных компаний в этом приросте продолжает снижаться, подчеркивают аналитики. По результатам 3-х кварталов текущего года на них приходится чуть более 50% общего прироста, что на 5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. 

Структура прироста торговых площадей 2012
Структура прироста торговых площадей 2013

Всего на 1 октября 2013 года ТОП-130 розничных сетей FMCG развивают 24662 магазинов общей площадью12,8 млн кв.м. 

Количество и площади торговых объектов

Развитие формата гипермаркет

По мнению специалистов ИА "INFOLine", основными качественными характеристиками формата "гипермаркет" в России являются следующие:

  • крупноформатный магазин самообслуживания с высокой (20% и более) долей непродовольственных товаров в ассортименте, размещенный в отдельно стоящем здании или в торговом центре;
  • наличие собственных складских помещений или совмещение склада непосредственно с торговым залом;
  • менее высокий, чем в супермаркетах, уровень торговой наценки;
  • наличие собственных производственных подразделений (пекарни, цеха полуфабрикатов и т. д.);
  • наличие торговой галереи (характерно для объектов, размещенных в отдельных зданиях, но не всегда встречается в гипермаркетах, размещенных в ТЦ и ТРК);
  • наличие собственной парковки.

Основными количественными параметрами формата "гипермаркет" в России являются следующие:

  • торговая площадь от 2000 кв. м для подформата "мини-гипермаркет" и от 4000 кв. м для формата "гипермаркет";
  • ассортимент от 10 тыс. наименований (гипермаркет-дискаунтер) до 50 тыс. наименований (крупноформатный гипермаркет).

За январь-сентябрь 2013 года количество гипермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG увеличилось на 58, а торговые площади – на 229 тыс. кв.м. Общее количество гипермаркетов ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года – 750, а их общая торговая площадь – 4,03 млн. кв. м.

Развитие формата супермаркет

По мнению специалистов ИА "INFOLine", основными качественными характеристиками формата "супермаркет" в России в настоящее время являются:

  • крупный магазин самообслуживания (иногда с продажей некоторых видов товаров через прилавок) со сравнительно высокой (от 10 до 25%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • для крупных объектов данного формата (формат "крупный супермаркет" близок к мини-гипермаркету) допустимо наличие собственных складских помещений;
  • более высокий, чем в гипермаркетах и магазинах у дома, уровень торговой наценки и большая доля свежих товаров в ассортименте. Как правило, супермаркеты ориентированы на покупателей, относящихся к среднему классу и характеризующихся высоким уровнем доходов;
  • для крупных объектов характерно наличие собственных производственных подразделений (пекарни, цеха полуфабрикатов и т. д.), для сравнительно небольших – поставка кулинарной продукции, производимой фабрикой-кухней;
  • размещение в торговых центрах, отдельно стоящих зданиях и крупных встроенных помещениях, наличие собственной парковки.

Основными количественными параметрами формата "супермаркет" в России являются следующие:

  • торговая площадь от 500 кв. м до 1500 кв. м для супермаркетов и от 1500 кв. м до 2000 кв. м для крупноформатных супермаркетов;
  • ассортимент от 5 тыс. наименований (супермаркет) до 30 тыс. наименований (крупноформатный супермаркет).
  • Количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG  в сентябре 2013 года сократилось на 5 (без учетаГК "ДИКСИ"), при этом торговые площади увеличились на 10,6 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG увеличилось на 88, а торговые площади увеличились на 101,4 тыс. кв.м.  Общее количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года около 2521, а их общая торговая площадь – более 2,2 млн.кв.м.

    Развитие формата дискаунтер

    В общепринятом понимании международного ритейла формат "дискаунтер" удовлетворяет правилу "один товар – одна потребность". Однако важно отметить, что в России как таковой формат "дискаунтер" отсутствует. В то же время специалисты ИА "INFOLine" хотели бы разграничить формат "магазин у дома (дискаунтер)" на два подформата: "мягкие дискаунтеры", для форматов ряда крупнейших российских игроков, таких как "Пятерочка", "Дикси", "Магнит", "Монетка", "Копейка", "Мария-ра" и др., и магазин у дома.

К формату "магазин у дома (дискаунтер)" специалисты ИА "INFOLine" относят магазины современных форматов площадью в среднем до 700 кв. м.

Основными качественными характеристиками формата "магазин у дома (дискаунтер)" в России в настоящее время являются:

  • магазин самообслуживания с незначительной (менее 15%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • данный формат не предполагает наличия собственных складских помещений (часть товара может размещаться непосредственно в торговом зале);
  • крупные объекты площадью федеральных и региональных сетей, как правило, работающие с низким уровнем торговой наценки;
  • размещение в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях (наличие собственной парковки является нечастым явлением).

 

Основными количественными параметрами формата "дискаунтер" в России являются следующие: торговая площадь в среднем от 350 кв. м до 700 кв. м., ассортимент от 2 до 7 тыс. наименований.

Количество дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров FMCG в сентябре 2013 года увеличилось на 203 (без учетаГК "ДИКСИ") при этом торговые площади выросли на 56 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года произошло увеличение количества дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров FMCG на 1598торговых объектов, при этом торговые площади увеличились на 513,1 тыс. кв.м. Общее количество дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года  около 15,4 тыс., а их общая торговая площадь – более 5,2 млн.кв.м.

Развитие формата магазин у дома

К формату "магазин у дома" специалисты ИА "INFOLine" относят магазины современных форматов площадью до 500 кв. м, для названия которых ритейлерами и поставщиками используются следующие термины:

  • магазин у дома. При этом термин "магазин у дома" отражает ключевой фактор конкурентоспособности: близость к месту жительства или к месту работы покупателей.

Основными качественными характеристиками формата "магазин у дома"  в России в настоящее время являются:

  • магазин самообслуживания или осуществляющий торговлю через прилавок небольшой площади с незначительной (менее 10%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • данный формат не предполагает наличия собственных складских помещений (часть товара может размещаться непосредственно в торговом зале);
  • значительная вариация торговой наценки в зависимости от площади и стратегии ритейлера (крупные объекты площадью от 350 до 500 кв. м федеральных и региональных сетей, как правило, работают с низким уровнем торговой наценки, в то время как объекты площадью до 200 кв. м зачастую характеризуются несколько более высоким уровнем наценки – классический "магазин у дома");
  • размещение в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях (наличие собственной парковки является нечастым явлением).

Основными количественными параметрами формата "магазин у дома" в России являются:

  • торговая площадь от 50 кв. м до 500 кв. м., ассортимент от 0,6 до 13 тыс. наименований.

Количество магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров FMCG в сентябре 2013 года увеличилось на 90 (без учетаГК "ДИКСИ"), при этом торговые площади увеличились на 17 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года произошло увеличение количества магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров FMCG на 843 торговых объектов, при этом торговые площади увеличились на 149,1 тыс. кв.м. Общее количество магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года около 5998, а их общая торговая площадь – более 1,32 млн. кв. м.

Динамика торговых площадей
Динамика торговых площадей

Таким образом, конкуренция в российской рознице продолжает усиливаться на фоне продолжающегося замедления развития российской экономики и несмотря на отсутствие предпосылок для улучшения ситуации в ближайшем будущем. Аналитики INFOLine подчеркивают, что дальнейшее снижение показателей потребительского рынка приведет к снижению маржинальности игроков российских ритейлеров. Наименее эффективным из них придется продавать свой бизнес, и в отрасли существенно возрастет количество сделок слияния и поглощения, прогнозируют аналитики.

При подготовке обзора "Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ" специалисты INFOLine ежемесячно анализируют операционные и финансовые показатели более 600 торговых сетей FMCG. 130 крупнейших попадают в "рейтинг".

 

 

05.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 17:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация