Есть мнение ...

Все врут, или о суете вокруг инноваций

Все врут, или о суете вокруг инноваций

Об инновациях сегодня говорят все. Одни к ним призывают, другие боятся, третьи спорят, четвертые только на них и надеются, а пятые, поймав тренд за хвост, уже разработали семинар. 

Цитирую: «Инноваторы выращивают сад с невиданными фруктами и собирают с рынка сливки, а устремляющаяся за ними толпа имитаторов дерется за то, что осталось после инноваторов, уже выращивающих новый сад». В общем, налицо все симптомы очередной массовой истерии.

А ведь если разобраться, то обнаружится, что все не так уж и ново. Достаточно вспомнитьпару-тройку хрестоматийных примеров, чтобы убедиться, что в маркетинге всегда рулили прорывные идеи. «Папа» шоколадного батончика Mars Форрест Марс первым изобрел автоматы по продаже конфет, а потом и кофе. Эсте Лаудер изобрела пробники - нужно было как-то знакомить женщин со своим кремом, только что сваренным на собственной кухне. Дилетант в технических вопросах Жилетт создал особую сталь для бритвы. При этом, если бы он прислушивался к научным мужам, то никогда бы этого не сделал. Токудзи Хаякава - основатель ведущей электронной компании Sharp Corporation - в свое время изобрел вечноострый карандаш с выдвигающимся стержнем, который буквально порвал Соединенные Штаты. Именно благодаря ему появилось название его будущей корпорации Sharp (Eversharp Pencil). Джеймс Чивас получил известность как автор самого популярного вида виски blended. А он всего лишь смешал виски из разных бутылок и получил скотч, не слишком резкий на вкус. Это разве не инновация? А разве идея брендировать хлеб, а следом за ним и морковку с картошкой, не выдающаяся?

Почему же именно сейчас такой ажиотаж вокруг знакомого по сути явления? Может, это связано не с новыми идеями как таковыми, а со спросом на них? Может, потребитель просто привык ко всякого рода усовершенствованиям и перестал на них вестись? И именно с этим - массовым неприятием нового - связана вся эту суета вокруг инноваций?

А, может, причина в другом. Например, в том, что все врут. Ну, в самом прямом смысле. Говорят одно, а покупают другое. Иначе как объяснить, что после ряда дорогостоящих исследований, вроде как подтвердивших необходимость в той или иной инновации, новый продукт оказывается никому не нужным? И ладно бы эта ложь была системной и последовательной, но она тоже спонтанна.

Потребитель непредсказуем. Доказано, в том числе, и на себе. Неоднократно ловила себя за руку, когда вдруг начинала тянуться за совершенно ненужной мне новинкой. Или, наоборот, - когда непонятно почему возвращала на место новинку, которая явно облегчила бы мне жизнь. В какой-томомент попыталась эти порывы анализировать. В итоге сделала вывод, что за всем этим часто стоят иррациональные мотивы. Абсолютно нелогичные, связанные с какими-то неочевидными образами из недавно увиденного, прочитанного, услышанного.

Суть этого явления блестяще описал Александр Никонов в своей книге «Судьба цивилизатора»: «У людей в глубинах мозга до сих пор работают структуры, доставшиеся нам еще со времен ящеров. Часто они срабатывают, минуя критичность, и особь потом мучительно ищет ответ: отчего я так поступил? Бес, наверное, попутал, не иначе. Или Бог подсказал. Возникает пропасть между скоростью изменений в мире и невозможностью человека ригидного эти изменения переварить».

Гипотетически человек можем быть готов к перемене, а фактически - нет. Одна из причин касается не столько его растерянности перед обилием выборов, сколько в переизбытке тех «масок», которые ему приходится носить. Ведь удовлетворить свои базовые потребности - это одно. А угодить вкусам, связанным с множеством навязанных социальных ролей, - сложнее. Зачастую их нужно угадывать.

Это несоответствие - между тем, что человек хочет делать и реально делает - известно как «Парадокс Лапьера». До Ричарда Лапьера, психолога Стэнфордского университета, исследователи даже не задумывались, насколько в поведении людей часто не согласуются «слово» и «дело», ведь подразумевалось, что как человек говорит, так он и поступает. Лапьер поставил свой эксперимент во времена Великой депрессии, когда дискриминация национальных меньшинств была обычной практикой. Вместе со своими друзьями - молодой супружеской парой китайской национальности - он отправился в путешествие по США. Теоритически путешественники должны были столкнуться с не очень приветливым народом. Однако в реальности все оказалось абсолютно не так, как предполагалось. На фоне общей нетерпимости к азиатам люди при личной встрече достаточно радушно их принимали. Но, когда спустя полгода Ламьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для той же пары, половина писем осталась без ответа, а вторая половина вернулась с отказом. Вот такой парадокс.

Многие наши заявления (например, в фокус-группах) продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому мы себя причисляем. Но, оказавшись в реальной ситуации, тет-а-тетс живым человеком или с конкретной вещью на прилавке, мы склонны руководствоваться личными симпатиями, а не сочинениями в духе «а вот, что было бы, если бы...». И с этим ничего не поделаешь.

Согласно исследованиям, сегодня проваливаются почти 50% новаторов! В США компании ежегодно предлагают около 30 тыс. новых продуктов. 70-90% из них находятся в ассортименте магазинов не более 12 месяцев. Да, но 10-30% все-таки срабатывают. Вопрос: почему именно они?

Рассуждая логически, можно предположить, что в имеющемся изобилии товаров и услуг потребитель теряется и не понимает, что ему на самом деле нужно. Зачастую проще купить то, что уже знаешь. Мало кто покупает новое ради новизны. Скорее всего, соблазняются на новенькое, только если увидят в нем очевидную, даже лобовую (!), выгоду для себя. Желательно - без ущерба для старых привычек. Эти привязанности у каждого свои. Иногда они становятся открытием даже для нас самих. И мало кто решится предъявить миру свои «скелеты в шкафу». Легче и безопаснее спрятаться за стереотипами, штампами, трендами. Вот и лукавит человек, сам того не понимая.

Наталья Бужинецкая, управляющий партнер, творческий директор агентства «Кит-маркетинг»,
mmr.ua
Advertology.Ru

22.03.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

10.05.2024 - 05:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация