Статьи

Мешает ли конкурент продавать больше?

Козьма Прутков писал: "Если хочешь быть счастливым – будь им". Счастье для компании – это, конечно, растущие продажи. Что же мешает фирме увеличить свою долю на рынке, а значит, и рыночную власть? Один из напрашивающихся ответов – конкуренты.

Действительно, не учитывать их деятельности невозможно – на подавляющем большинстве российских рынков жесткость конкуренции весьма высока. Но в действительности, являются ли конкуренты главным сдерживающим фактором для компании, стремящейся увеличить продажи? От решения этого вопроса часто зависит распределение маркетингового бюджета, и ошибка может стоить очень дорого. Так ли страшен черт, как его малюют?

Игорь Брук, директор по маркетингу ГК "Севертранс", считает, что не надо валить все с больной головы на здоровую. Прежде всего, компания должна разобраться со своими собственными бизнес-процессами, а потом уже винить конкурентов в злобных происках.

Анастасия Ушакова, руководитель проектов консалтинговой компании "Иванов и партнеры", утверждает, что российские компании преимущественно конкурируют между собой исключительно по цене. В этих условиях уровень продаж каждого участника рынка ограничен его конкурентами, и только ими.

Анастасия Ушакова, "Иванов и партнеры":

"Работая консультантом по маркетингу и рекламе, я сталкивалась с различными ситуациями на разных рынках. Однако, несмотря на массу внешних различий, конкуренция на них была весьма схожей – ценовой. Причина этого проста: товары или услуги имеют мало различимые характеристики и продаются по незначительно отличающейся цене.

В лучшем случае, лидеры рынка строят бренды, за счет которых рассчитывают выделиться в глазах потребителя и получить большую рыночную ценность. В итоге складываются "два мира – два рынка": лидеры конкурируют между собой, остальные игроки соперничают на своем уровне. Однако всех их объединяет одно: основной аргумент для конкурентной борьбы – это цена. Причем этот "второй" мир вовсе не маленький. По моим оценкам, ценовую и исключительно ценовую конкуренцию ведут между собой примерно 90% компаний, присутствующих на потребительских рынках. Подобная политика – это "гонка в никуда", ведь бесконечно снижать цену невозможно – есть и естественные пределы безубыточности фирмы. Естественно, что для этих предприятий, а их подавляющее большинство, именно конкуренты являются главной силой, сдерживающей продажи.

Только в прошлом 2004 году при моем участии проведено более 20 исследований по городам РФ. Рынки минеральной воды, бытовых электроинструментов, кондитерских изделий, БАД-препаратов и ряда других потребительских товаров изучались методом опросов конечных потребителей. Они проводились в крупных российских городах (исследовалась ситуация в Москве, Новосибирске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Красноярске и других региональных центрах, в зависимости от вида рынка). В каждом городе опрашивалось не менее 600 респондентов. Использовалась анкета с закрытыми вопросами, однако респонденты имели возможность уточнить свою точку зрения. В каждом опросе мы ставили вопрос о важности для потребителя тех ли иных качеств товара. Цена намеренно отсутствовала в перечне возможных вариантов ответов, но каждого дополнительно просили назвать все важные для него качества товара. Результаты получились удивительные: независимо от вида рынка, "цена" как основа выбора составляет не более 5% остальных вариантов. Миф о наличии ценового преимущества прямо-таки потрясает своей мощью!

Если суммировать итоги исследований, получаем следующую картину потребительских предпочтений в процессе выбора продукции: главное – уникальные свойства товара, на втором месте – удобство в использовании, затем – качество. При этом реально оценить "качество" очень сложно, так как это понятие субъективное, каждый человек вкладывает в него собственный смысл.

Есть и еще одно подтверждение этому наблюдению. Маркетологи знают массу способов ухода от прямой конкурентной борьбы, но, судя по рекламе, которой фирмы привлекают клиентов, мало кто эти знания использует".

Игорь Брук, "Севертранс":

"Большая часть российских рынков характеризуется достаточно мягкой конкуренцией. Поэтому ссылки менеджеров на конкурентов, якобы не дающих увеличить продажи, на самом деле – попытка свалить на них собственные промахи – стратегические, организационные. Порой имеют большое значение даже такие, казалось бы, мелочи, как уровень зарплаты. Нередко приходилось слышать, как гордые владельцы компаний заявляли, что уровень зарплаты у них в компании в несколько раз ниже, чем средний по рынку. Вот какие они экономные! Причем это актуально как для региональных, так и московских фирм. Но персонал, получающий за свой труд втрое меньше, работает хуже в пять и более раз! Кроме того, часто сам стиль работы препятствует эффективности. Особенно в малом и среднем бизнесе, где принят "министерский" или "семейный" стиль работы, когда все вопросы, вплоть до покупки нового принтера или даже скрепок, требуют решения первого лица (обычно владельца бизнеса). Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда анализ двухмесячного спада продаж на 20% показал парадоксальный, казалось бы, результат: в это время ее директор элементарно был в отъезде. И это крупная компания! Отсутствие внутренних коммуникаций в фирмах также препятствует созданию стиля командной работы. Люди утрачивают инициативу, а это немедленно сказывается на общей эффективности.

Складывающийся на рынке тип конкуренции отнюдь не всегда определяется видом товара. Часто фирмы начинают конкурировать по цене просто потому, что не умеют иначе. Между тем в мире уже давно ценовая конкуренция признана наиболее порочной и угнетающей рынок. Достаточно посмотреть на действия крупных зарубежных фирм, успешно продающих у нас свои изделия по цене на 20 – 60% дороже исключительно за счет безупречной структуры и налаженных бизнес-процессов. Да и потребитель далеко не всегда ищет, "где дешевле". Есть зона ценового безразличия, и достаточно широкая. Надо лишь правильно использовать этот факт или хотя бы знать о нем.

Даже в ситуации, когда рядом находятся две однотипные точки продажи (магазины, кинотеатры и т.п.), они скорее работают "друг на друга", чем "против". Самый яркий пример – это фуд-корты, когда в крупном торговом центре могут рядом функционировать до 15 фаст-фудов различных форматов, причем все они довольны такой ситуацией. Они вместе работают на развитие категории, увеличивая свой рынок и, соответственно, доходы каждого участника. Кстати, многие товарные категории у нас находятся в "недооцененном" состоянии именно из-за того, что нет явно выраженного лидера, выступающего в роли локомотива".

"Компания"

15.02.2005

на печать


Комментарии

123
22.05.2007 22:15 | сообщение #1
 

ОК

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2024 - 19:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация