Статьи

Пришел, увидел и купил

Эта разновидность рекламы стоит на трех китах: наличие, видимость, доступность. Когда новые знакомые спрашивают сотрудников агентства Impacto: где они работают, те вежливо уходят от ответа. Или отшучиваются.

Нет, агентство Impacto не занимается чем-то нехорошим. Просто, если его сотрудники раскроют эту тайну, им придется читать новым знакомым лекцию, что такое мерчендайзинг. Слово, которое и напечатать-то трудно - не то что выговорить.

Порой вечерами в палатках возле метро "Университет" отключают свет. Продавцы зажигают свечки, как в кино про разруху. В час такого затмения я раз приметил в мясном ларьке, прямо у кассы, при тлеющей свечке, две свиные ноги. Копыта были не нужны, но вдруг остро захотелось студня. "Правильно, как же можно без студня!" - поддержала робкую, как огонек свечки, мысль лоточница, и конечности были куплены.

- Это и есть суть мерчендайзинга? - завершил я быль, рассказанную Леониду Зезину, директору по развитию бизнеса мерчендайзингового агентства Impacto.- Она положила, я увидел и купил. В этом, так сказать, зерно?

Леонида пример не только не смутил - он, кажется, был даже счастлив, что не придется лишний раз читать лекцию:

- Зерно - наверное, да,- сказал улыбающийся Леонид.- Только мерчендайзинг - более широкое понятие.

Хорошо лежим

Мерчендайзинг, по словам Зезина, это и правильное расположение продукта, и выделение его на полке с помощью разных визуальных материалов. Еще это активизация некоего образа, который возник в голове, когда брэнд коммуницировал традиционными рекламными способами. Намозолил нам с вами глаза какой-то ролик, но отмахнуться от него не удалось - назойливый образ осел где-то в подкорке. Сработать этот образ может только тогда, когда мы видим продукт и можем взять его с полки. Мерчендайзинг и стоит на трех китах: наличие, видимость, доступность.

Направление это сравнительно новое. По оценке Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ), объем BTL-индустрии как одной из составляющей рекламного рынка оценивается сейчас в $1 млрд - это четверть от объема всех средств, израсходованных на рекламу в России в 2004 году. Мерчендайзинг - составляющая этого миллиарда, но у него вот какое преимущество. Если три четверти рекламного рынка воздействует на нас опосредованно, то с тем, что называется BTL, мы сталкиваемся непосредственно в точках продаж.

Точка встречи взгляда с продуктом - своего рода момент истины. Здесь производитель может сразу убедиться, как сработала его маркетинговая коммуникация: случилась ли покупка. Соответственно, можно корректировать стратегию, видя, что работает, а что - нет. Но эта красивая теория, что уж скрывать, далеко не всегда переходит в практику.

"Товарищи ученые!"

Агентству Impacto - меньше года. Его клиенты куда как старше: Nestle, Efes, Nokia, Canon. Серьезным людям из этих компаний не нужно объяснять, что такое мерчендайзинг. Тем не менее они доверили молодому агентству поддержку своих продуктов в точках продаж. Я спросил Леонида Зезина, зачем. Им что, своих маркетологов мало?

- Каждый должен заниматься своим делом,- объяснил он.- У нас есть определенный опыт в этой области. Impacto создавали не новички.

- В чем ваше ноу-хау? Какая-то особая система работы с торговыми сетями? - спрашиваю я и, как тут же выясняется, сыплю соль на незаживающую рану российских мерчендайзеров.

Розничные сети и отдельные магазины не допускают "чужих" к влиянию на полку. В торговом зале царь и бог - постсоветский товаровед.

Так что, по словам Леонида, утопичными выглядят пока разговоры о постепенном переходе к так называемому категорийному менеджменту, или категорийному мерчендайзингу, когда розничная сеть передает некоторые полномочия в управлении полочным пространством в конкретной категории специализированному агентству. На сегодняшний день такая схема в России нигде не реализована. В идеале-то должна бы осуществиться основная задача категорийного менеджмента - максимизация продаж на квадратный сантиметр полки. Тогда работает некая просчитываемая модель: в наличии - некоторое количество сантиметров полки и определенный набор потенциальных ассортиментных наименований.

- Другими словами, мерчендайзинг - наука?

- И да, и нет,- отвечает Леонид.- Есть некие азы. Они основываются на логике, психологии, математике.

И тут обнаруживается главная, пожалуй, проблема новой отрасли: нет серьезных исследований о взаимозависимости выкладки продукта на полке и уровне его продаж или лояльности потребителя.

- Поэтому,- завершил Леонид общетеоретическую часть,- многие компании вынуждены двигаться практически по наитию. Но, с другой стороны, в этом бизнесе много творческого порыва, креатива, идеи.

- Вот вы сказали "многие компании" - а много у вас конкурентов?

- Вы поймали меня на слове,- усмехнулся Зезин, и разговор перешел наконец к практике.

Раскладка по-испански

- На поле мерчендайзинговых услуг,- объяснил директор по развитию бизнеса,- сейчас начали играть и традиционно сильные московские BTL-компании, и огромное количество региональных агентств.

Попутно выяснилось, что и у Impacto сеть региональных филиалов, однако конкретно говорить о конкурентах Леонид не захотел. Видимо, это такое же больное место, как и "невыносимая мощь товароведа".

- Ну ладно, а как вы с ними боретесь? Демпингуете?

- Нет, для демпинга возможности практически нет. Понимаете, низкая цена на услуги - это не всегда конкурентное преимущество. Есть разные варианты оплаты: процент от стоимости проекта или фиксированная ставка за управленческий персонал. А цены на мерчендайзера "стандартной" квалификации на рынке, в общем, известны.

- А раз это не военная тайна, может, поделитесь? Сколько "стоит" стандартный мерчендайзер?

- Обычно его труд тарифицируется на основе ежедневной ставки. В среднем, с учетом всей налоговой составляющей, это 800 рублей в день. При этом, конечно, надо понимать, что некоторые схемы работы позволяют разбивать время, а следовательно стоимость дня, мерчендайзера между несколькими не конкурирующими компаниями. Также нужно учитывать, что эффективная структура даже на очень маленьком проекте должна включать супевайзера и человека, координирующего проект. Их зарплаты несколько выше, чем у мерчендайзера, и, как правило, рассчитываются на месячной основе.

- А если кто-то решит войти в такой бизнес, во сколько ему это обойдется?

- С цифрами здесь все очень неконкретно. Средства производства могут стоить очень дорого, а могут и ничего не стоить. Если офис - ваша квартира, вы сами все координируете, работаете по предоплате. При работе в черную можно даже не иметь юрлица.

- Ну а взятки-то какие?

- Как и в любом бизнесе. Хотя,- добавил на прощание Леонид,- думаю, что в рекламе без них можно и обойтись.

Возвращаясь вечером из офиса Impacto, я зашел в супермаркет. Продавцы сонно слонялись по торговому залу, суетились только студентки-мерчендайзерши: спешно выкладывали особым способом товар. Наверное, одни из многочисленных конкурентов Impacto, позиционирующего себя, однако, как первое и единственное специализированное агентство в России.

Сказано смело. Лучше считать, что это агентство - только первопроходец. А их, как помните, в разных областях много было. И далеко не Колумб Америку открыл. Кстати, слово Impacto - тоже испанское и означает "импульс".

ВЛАДИМИР ШУХМИН
"Бизнес"

06.04.2005

на печать


Комментарии

nipani
06.04.2005 10:57 | сообщение #1
 

Не информативно:Кстати, слово Impacto - тоже испанское и означает "импульс". Это, пожалуй всё.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.05.2024 - 20:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация