Инвесторы переоценили KupiVIP
Многомиллионные инвестиции ряда венчурных фондов в онлайновый шопинг-клуб KupiVIP стали рекордными для российского рынка электронной коммерции. Но $55 млн, вложенные в сервис Оскара Хартманна, - это не только рекордные цифры, но и показатель рекордной переоценки премиум-сегмента онлайн-торговли в Рунете.
KupiVIP специализируется на продаже одежды и аксессуаров премиум-брендов (Versace, Armani, Gucci, Prada, Missoni, Fendi, Dior). За счет клубного формата: зарегистрироваться на KupiVIP можно по предварительной заявке или промо-коду - обеспечивается ограниченное число заявок на товары (они собираются в течение 40 часов) и значительные скидки на них (до 70%).
В самом гибриде клубного онлайн-шопинга и скидочного сервиса нет ничего эксклюзивного. Скидочный интернет-рынок растет во всем мире и постепенно приобретает разнообразные формы - социальные, клубные, игровые и пр. Но у KupiVIP - весьма специфическая ориентация на премиальный сегмент товаров.
Обычно скидочные сервисы развиваются и получают доход за счет оборотов массового рынка. То же происходит и в онлайн-торговле. Можно зарабатывать на массовых универсальных товарах, можно выбрать специализированную нишу и зарабатывать на эксклюзивном (например, хенд-мейд) ассортименте. Но зарабатывать на интернет-продаже премиум-брендов одежного рынка в нормальных условиях довольно сложно. Важное правило: онлайн-торговля обеспечивает более низкие, чем в оффлайне, цены на товары за счет снижения инфраструктурных издержек. Отсюда и большая роль акций и скидок в массовом сегменте электронного ритейла. Но это неважно для премиум-товаров: они потому и покупаются, что высокая цена обеспечивает их статусность, скидки работают здесь плохо. Поход в реальный бутик - важная составляющая статусности покупки; кроме того, дорогие ботинки, являющиеся полноценным объектом инвестиций, в отличии от майки из онлайн-магазина ASOS, точно хорошо бы померить.
В России популярность таких премиальных сервисов объясняется искаженным спросом и предложением. Во-первых, исторически деформирован спрос на премиум-бренды: его парадоксальным образом до сих пор обеспечивают потребители с широким диапазоном уровня дохода (не только с высокими доходами, что было бы логично, но и со средними). Во-вторых, сам рынок премиум-товаров до сих пор узок, а наценка на них серьезно завышена, в том числе по логистическим причинам. KupiVIP за счет правильной организации логистики и общего снижения издержек так или иначе эту проблему решает.
Если учитывать все факторы, становится понятно, что KupiVIP в ее нынешнем виде - проект переходного периода. Уникальная ситуация, которой воспользовались создатели сервиса, не вечна. Российский рынок одежды развивается очень быстро, главным образом за счет западных брендов (H&M, Zara, Uniqlo и пр.). Как правило, следом подтягивается электронная торговля. Уже сейчас сегмент одежды и обуви занимает в структуре российского рынка онлайн-ритейла третье место. Большие онлайн-магазины одежды (сравнимые по сервису и ассортименту с Ozon) появятся уже скоро, о некоторых потенциально сильных проектах на рынке уже давно ходят слухи. Стоит ждать оздоровления и спроса, и предложения, так что ажиотаж вокруг премиум-сегмента неизбежно спадет.
Инвестирующие в KupiVIP фонды должны понимать, что рассчитывать на прежние темпы роста при существующей структуре бизнеса проект может только в ближайшие несколько лет. Но это не означает, что инвесторы прогадали стратегически. Управляющий директор фонда Russia Partners Дрю Гафф прямо говорит, что вкладывались они в первую очередь не в бизнес, а в его лидера - талантливого Оскара Хартманна. А тот, судя по всему, уже понял, что бизнес пора существенно дифференцировать. Привлеченные инвестиции компания планирует направить на развитие нового направления Private Trade Ecommerce Services (PTES), которое предлагает ритейлерам готовые решения в области электронной коммерции (создание, разработка и дальнейшее обслуживание интернет-магазинов).
Advertology.Ru
15.04.2011
Комментарии
Написать комментарий