Статьи

Руки прочь от дизайнеров!

Руки прочь от дизайнеров!

Вообще-то я не люблю дизайнеров. Причина одна, но очень веская: ОНИ НИКОГДА НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАКАЗЫ В СРОК. Исключения, разумеется, есть, но они так исключительны, что общую картину взаимоотношений заказчиков и так называемых «творческих людей» никак не меняют.

Тем не менее, сейчас мне хочется выступить в их защиту.

Когда-то я руководил департаментом, в которое входили отделы PR и маркетинга. Поэтому мне приходилось не только ежедневно общаться с дизайнерами, сценаристами, режиссерами, продюсерами, разработчиками рекламных концепций, но и принимать, а значит, оценивать их работу.

Как это обычно происходило? Я один или вместе с моими сотрудниками, скептически щурясь, разглядывал свежеизготовленные варианты:

- Нет, красный цвет не подойдет. Лучше зеленый, а еще лучше синий. Синий как-то солиднее...
- Слишком похоже на логотип Хьюлетт-Паккард...
- А почему такой вычурный шрифт? Замените на Эриал! Или нет, пусть будет Гельветика, это ведь наш корпоративный стиль...
- Ну-у, это же антиреклама. Над нами все будут хохотать!..
- Разве это сайт приличной компании? Почему такая большая плашка вверху, почему такой крупный шрифт внизу?..
- И актеры в вашем ролике выглядят дураками, да и весь ролик какой-то дурацкий....
- Тут надо что-то еще...

Дизайнер, не желая терять выгодного клиента, делал под козырек. И после нескольких недель обсуждений и доработок, он наконец предъявлял продукт, в котором были учтены ВСЕ наши замечания.
Наша реакция была почти всегда была одинаковой: «А вот это совсем никуда не годится!».
Несчастному дизайнеру оставалось только разводить руками: «Ну вы же сами выбрали этот цвет, этот шрифт, это изображение?!».

Все объяснялось просто. Несколько облеченных властью дилетантов - каждый со своим видением, Какой Должна Быть Хорошая Реклама - критиковали работу профессионала. Более того: навязывали ему собственные идеи. И когда он выполнял требуемое, вместо желаемого профессионального дизайна мы получали именно наше личное видение - естественно, любительское. Коллективное творчество породило очередного коллективного уродца.

После нескольких таких провалов я все-таки научился наступать на горло своим порывам. И когда в очередной раз мне хотелось категорически заявить: «Абсолютно не то!», я считал до десяти и говорил себе: «Да, мне это не нравится. Ну а вдруг я не прав? Ведь реклама предназначена не мне и не моим сотрудникам, а сотням тысяч и миллионам посторонних, не похожих на нас людей».

Не нравится? Необычно? Провокационно? Но ведь почти все талантливое необычно и провокационно. А потом мы привыкаем и думаем, что и иначе и быть не могло.
Вот пример: надкусанное яблоко Apple. Я могу представить, как кривились лица тех, кто впервые увидел этот логотип: «Яблоко - ну, ладно, допустим. Но надкусанное? - Бред!!».
А сегодня это симпатичное лого стало привычной частью рекламного ландшафта.

Более близкий пример: яйцо МТС. Буря, самум, ураган издевательской критики пронесся по интернету и околоинтернетному пространству. Этот логотип не нравился НИКОМУ. Мне, кстати, тоже. Но, исходя из своего болезненного опыта, на этот раз я решил не высказывать свое мнение вслух.

И что же? Прошло два года - и все привыкли к этому яйцу. Неважно, насколько оно оригинально, неважно, какие ассоциации оно у кого-то вызывало. Сейчас оно вызывает только одну ассоциацию - с компанией «МТС». Яйцо стопроцентно узнаваемо и непохоже на логотипы других российских мобильных операторов. И это все, что требовалось от дизайнеров.

К великому сожалению, дизайн и реклама ( а также традиционно живопись, политика и военное искусство) - это области, в которых каждый считает себя специалистом. Действительно, реклама - это же так просто! Оценить рекламу - это так легко! Непонятно только, почему одна реклама продает, а другая впустую тратит деньги заказчика. Непонятно, почему красивый и эффектный ролик (который всем нравится) может быть совершенно неэффективным, а примитивный или даже раздражающий вдвое увеличивает продажи.

Между прочим, рост продаж - единственный критерий для рекламного продукта. А какими дизайнерскими средствами он достигается - вопрос восемнадцатый.
Но нам почему-то интересен не результат, а процесс. И в этом процессе мы все - крупные специалисты, вне зависимости от нашей профессии.

Если вы - менеджер по кадрам, вы, как правило, не ходите в транспортный отдел, чтобы поделиться там своим ценным суждением о логистике. Если вы работаете в транспортном отделе, то вряд ли будете учить бухгалтеров, как следует составлять квартальный отчет. Но и кадровик, и транспортник, и бухгалтер с удовольствием выскажутся о качестве рекламы своей фирмы.

Например, мне, как человеку, отвечавшему за производство рекламной продукции, никогда не приходило в голову критиковать качество программ, которые разрабатывали сотрудники нашего IT-департамента (если они, конечно, эти программы были работоспособными).
Почему? Да потому что я ничего не понимаю в программировании! И все, что я скажу, для программистов и сисадминов будет детским лепетом.

Напротив, каждый IT-сотрудник имел твердое мнение, какой должна быть идеальная реклама нашей компании, но чаще - почему она не должна быть такой, какую придумали эти идиоты-дизайнеры и одобрили эти идиоты-маркетологи.

Если каким-то образом обсуждение нового билборда, нового ролика, новой рекламной концепции выходило за пределы отдела маркетинга, то все четыреста сотрудников компании немедленно превращались в маркетологов и дизайнеров. Бурная переписка в мессенджерах и по электронной почте, споры в обеденных перерывах и курилках, апеллирование к начальству... - четыреста человек предлагали четыреста советов, четыреста человек оценивали работу одного дизайнера.

Обычная ситуация, обычные будни любой компании. Но если критикам, которые занимают в иерархии равное с вами или низшее положение, можно вежливо ответить: «Занимайтесь, черт возьми, своими делами и не лезьте в чужой огород!!», то гораздо хуже, когда в процессе приемки активно участвуют топ-менеджеры и хозяева.

Хуже потому что, во-первых, они тоже имеют свое законченное мнение, какой не должна и какой должна быть реклама, а во-вторых, имеют право «не пущать».

И они не пущают. И они доводят дизайнеров до нервной икоты, до ярости, до слез (если дизайнер - женщина).
Они долго и расплывчато объясняют, что именно хотят увидят потенциальные потребители компании - ссылаясь на свой жизненный опыт, на мнение своих знакомых и родственников.
Они говорят, что не желают стать посмешищем в глазах конкурентов.
Они заявляют, что они не собираются тратить деньги на подобную ерунду.

И если слабый духом дизайнер сдается и уступает, то в на свет появляется очередная коллективно-корпоративная пустышка. В 90% случаев оно представляет собой изображение блаженно-улыбающихся либо обменивающихся крепкими рукопожатиями надежно-симпатичных людей. И поэтому узнать, какой же, собственно, компании принадлежит конкретный рекламный щит или ролик, можно только прочитав или услышав название рекламодателя.

Дай волю нам, заказчикам - и в мире исчезнет вся креативная, оригинальная реклама. Останутся только однообразно радостные лица белозубых рекламных персонажей, да еще совершенно нечитаемые модули и щиты. Во втором случае дизайнеры становятся жертвами стандартного требования - разместить на ограниченном пространстве пятистраничный текст.

Первый вывод.

Он банален. Пусть каждый занимается своим делом. А если финансовый аналитик или менеджер по продажам полагает, что разбирается в дизайне и рекламе, то пусть предложит свой дизайн и свою концепцию. Но не на уровне энергичного размахивания руками, смутных идей и речей, а в законченном виде, то есть в соответствующем формате и с использованием профессиональных графических программ.
Не сможете? - Тогда заткнитесь.

Беда даже не в том, что сапоги начинает тачать пирожник, а сапожник берется за пироги. Если бы они это сделали, было бы как раз неплохо: очень быстро все (включая самих умельцев) убедились в их непрофессионализме. Беда в том, что пирожник только рассказывает сапожнику, КАК надо тачать, а сапожник только объясняет пирожникам, КАК надо месить тесто.

Второй вывод.

Какой бы дизайн вы не выбрали, всегда найдутся люди, которым он категорически не нравится.
Отсюда рекомендация: если вы отвечаете за рекламу, то ни с кем не советуйтесь и никого не слушайте. Потому что оценить качество рекламы можно только по прошествии времени. Точнее, по результатам продаж или опросов.
Добавлю, что переговоры с дизайнерами должен вести один человек. Продукцию дизайнеров должен принимать один человек. В крайнем случае, советуясь - по его собственной инициативе! - с людьми, которым он доверяет. Если этот человек сделал ошибку - это станет известно опять же спустя время - его можно наказать или уволить. Но сейчас никто не должен вмешиваться, как бы не хотелось вмешаться!

Третий вывод.

И этот самый человек точно так же не должен диктовать свою волю дизайнеру.
Дизайнер - это профессионал. Исходите из того, что дизайнер знает свою работу не хуже, чем вы - свою. Поэтому доверьтесь ему.

Иначе хороший дизайнер уйдет, а плохой останется, пытаясь угодить владельцу компании, топ-менеджерам, начальнику юридического отдела, руководителю департамента по работе с клиентами, главному бухгалтеру, кассиру, вахтеру...

И последнее. Дизайнер - это человек, не работающий в вашей компании. Это уже огромный плюс. В отличие от вас он видит вашу компанию со стороны, со стороны тех самых потребителей, которые вам так нужны. Поэтому он лучше чувствует, какой рекламный образ их привлечет.
Именно поэтому время от времени дизайнеров надо менять. Даже хороших. Потому что даже хорошие специалисты, проработав с вами слишком долго, становятся по сути частью компании, и начинают смотреть на мир с вашей точки зрения.

А ваша точка зрения - это далеко не весь мир.

13.08.2008

на печать


Комментарии

tatyrma
11.01.2009 7:39 | сообщение #1
 

КАК?! КАК донести эту статью до начальства?? Вспомнил

Александр Грамм
12.01.2009 0:21 | сообщение #2
 

А по-моему всё проще. Опять эта наша доморощенная "своя дорога". Всё придумано до нас.

Человек, который писал эту статью, я прошу прощенья, именно протирал штаны. Рад, что по ряду компаний их сократили.
Я сам работал, выполняя заказы по "придумыванияю" концепций рекламных компаний, брендингу и т.п.
Приходишь в компанию. Крутую! Там, ясен пень, как белый день, целый департамент. Зарплаты не шуточные. Все краснодипломники и с важными выражениями морд лица. Простенькие вопросы типа цель вашей компании, маркетинговая стратегия компании (товара или услуги). Всё!!! СТУПОР!!! Из 100 компаний, это по личной статистике, 1-2 ответят чем они отличаются от конкурентов, какое их ИСТИННОЕ конкурентное преимущество и почему покупают у них. Я уже молчу о том, что они знают о клиенте. Дизайнер из начала статьи, как пример, это бессовестный человек. Я бы послал нах...й после первых слов и ушёл. Мне не надо такой клиент. Я найду на Западе жирного клиента или нашего, но интересного. Я готов работать для НАШИХ бесплатно, но при условии, что они ответят на эти пару вопросов.
И вот КРИЗИС. Вот она, оценка работы этих департаментов, компаний, топ-менеджеров. Яхты, бонусы, премии, клубы, поездки в Таиланд или в Сочи, Крым (кому чего по статусу можно вырвать) и всё!!! Как мне придумать НЕЧТО, если часто хозяин и главный директор фирмы толком не может сказать чем он занимается и как, но хочет оторвать долю рынка в 10 % или 30, а то и лидером стать. Да не дано тебе этого. Ибо твоя маркетинговая стратегия, если она и написана, то написана для того, чтоб мудак, который её писалполучил зарплату. Оторвал свой кусок от пирога прибыли. Не от дизайнера руки надо убирать. Среди них профессионалов раз-два и обчёлся и те уже давно на Запад работают. Пусть по демпинговым ценам, но работают и не срадают. Дизайнеру пофиг что делать. Унего есть набор общих знаний по оформлению. Всё. Есть ещё опыт, не дай Бог работы с нашими компаниями. Любой талант задавят.

Так вот. Задача отдела маркетинга сделать так, чтобы дизайнер, сценарист или ещё кто там, мог это визуализировать. Это визуализировать, значит оформить конкурентное преимущество или выразить идею некой временной акции (например, распродажи). Всё! Если отдел маркенга может только тереть штаны и портить бумагу. Под сокращение!!!

Jur
12.01.2009 10:41 | сообщение #3
 

tatyrma писал(а):
КАК?! КАК донести эту статью до начальства?? Вспомнил


Никак! К сожалению, "начальники" очень часто отличаются тем, что "профессионально могут заставить команду эффективно грести вёслами, но не способны взять правильный курс." Но это прерогатива владельцев бизнеса.

Сатья, вообще, "не от той стенки гвоздь" (ИМХО).
Для профессионалов и так самоочевидно, что дизайнер, копирайтер и пр. специалисты подключаются к работе лишь тогда, когда выработана концепция. Вот именно, её, родимую и нужно создать. Лучше всего силами своих специалистов; если очень хочется - зовите их маркетологами Улыбка . Именно об этом Александр Грамм очень хорошо написал.
Если своих профи, которые должны это делать в компании нет, приходится обращаться в агентство. Тогда встаёт задача разработки технического задания и контроля (именно КОНТРОЛЯ!) выполнения этого ТЗ. Здесь достаточно одного профессионала. Далее, как обычно: контроль проведения акции, сбор информации, анализ результатов.
И всё! Для вмешательства прочих лиц в этих бизнес - процессах места НЕТ!
Не специалисты - свободны. В том числе и от работы и от зарплаты. Так уж жизнь устроена. Волна кризиса только подтолкнула процессы. Кого - то она сподвигнет учиться, кого - то сменить род деятельности...

Прохожий
14.01.2009 12:13 | сообщение #4
 

В целом, толково и комменарий Александра абсолютно по делу.

Но хотелось бы обратить внимание на то, что ожидается, что и дизайнер должен быть профессионалом, коих не так уж много.

Очень часто, к сожалению, сталкивался с несоотвествием дизайна тому, что давалось в брифе. Такое ощущение, что часто бриф это формальность, который некоторые дизайнеры даже не читают.

Показательный пример. В 98 на ре:кламисте (была такая профессиональная конференция) очень много говорили о том, что клиенты не могут представить бриф. Как раз у меня был заказчик, для которого маркетинговый бриф был достаточно подробно написан. После предложения поработать в соотвествии с брифом, Не откликнулся ни один из участников конференции.

Очень большая проблема в том, что дизайнер не может прокомментирвотаь свои решения. А ведь профессионал, если мо говорим о профессионалах, должен уметь обосновать свои предложения. А зачастую все обоснование сводится в "Я думаю это хорошо".

А вообще, если профессионалы работают в связке, то получают удовольствие от работы все. Поэтому давайте просто быть профессионалами :)

Александр Грамм
15.01.2009 23:25 | сообщение #5
 

Трудно не согласиться с Прохожим. Уровень дизайнеров соответствует уровню маркетологов, поэтому я написал о "бессовестном дизайнере" в примере автора статьи :)

Теперь мы подходим к главному вопросу и одному из самых спорных КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Подробно останавливаться не вижу смысла в рамках комментариев к статье.
Дизайнер должен иметь талант или не должен? С одной стороны у него, безусловно, творческая работа. Но с другой он зажат тисками вполне прогматичной задачи, его творчество должно способствовать зарабатыванию денег.

Бессовестный дизайнер
02.03.2009 20:26 | сообщение #6
 

Со многим в статье согласен, не надо нас учить делать свое дело,
даже самый посредственный дизайнер, знает хотя бы то, как делать не нужно по отношению к элементарным вещам, например "рассказ на щите 3х6". Естественно не нужно запутывать слабенького дизайнера, воплощением "неизвестной переменной", результат будет ужасный, а так могло быть просто грамотно!

Зачем держать слабеньких дизайнеров? Потому что за такие деньги которые платят "офисным" дизайнерам никого лучше не найти, нормальные там сидеть не будут и тем более выслушивать всякий бред))

Все более менее адекватные дизайнеры давно на вольных хлебах, они знают себе цену и далеко не каждый готов платить
эту цену. А ведь придется.
Делайте выводы.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.05.2024 - 23:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация