Без башни
Вот граница!- сказал Ноздрев. Что по эту сторону – мое, и по ту сторону – тоже мое. Кажется, так написано у Гоголя. Тема второго фестиваля "АрхСтояние" -"Границы". Со всеми вытекающими для нас последствиями.
Граница между объектом и ландшафтом, природой и цивилизацией, реальностью и вымыслом у нас не просто стирается, ей властно указывают на дверь. Нынешняя архитектура – будь то точечная застройка или пресловутая питерская "кукурузина" исповедует стратегию нулевой конкуренции или " вас тут не стояло". Поэтому почти единственный, и по праву лучший лэнд-арт-объект на втором фестивале "АрхСтояние" в деревне Николо-Ленивец, что в заповеднике "Угра" под Калугой возвышается в чистом поле. И название самое что ни на есть одиозное " Граница империи".
Это разномастные столпы из перевернутых комелем вверх и очищенных от коры дерев с дикорастущими на них причудливыми суковатыми и шишковатыми тренсцедентными нахлобучками. Тут и там столпы обживают отдельные экземпляры и целые семейства двуглавых орлов. Во всем этом одиозе царит вольная природная кривоватость, почти беспрекословно подчиненная прихоти художника Николая Полисского. Столпы и ракеты с боеголовками, восходящие к его же "Бойконуру" и башням из сена и веток можно обходить десятки раз – не соскучишься. Перенимая неоспоримое преимущество и эгоизм растений, грандиозная аллея идеально торчит среди татарника и чертополоха на фоне дальней рощи. А также в утреннем тумане, на закате и при свете звезд…. Нашим небоскребам, конечно, такой гармонии век не видать, зато теперь понятно, где и как можно отвести душу и соединить средовой подход с самыми что ни на есть безбашенными амбициями. Помните знаменитое "Маловато будет!" ушастого мужичка из "Прошлогоднего снега" Александра Татарского? – это, наверное, и есть мифический Никола Ленивец.
Легенда о том, как несколько лет назад архитектор Николай Полисский со товарищи – Василием Щетининым и Юрием Григоряном, художницей Анной Чижовой, доктором Александром Горячевым, бизнесменом Игорем Киреевым спасли от безработицы и беспробудства местных мужиков, приобщив их к лэнд-арту, давно стала знаком самобытного российского арт-менеджмента по Салтыкову-Щедрину. В сказке Михаила Евграфовича один мужик двух генералов прокормил, а тут, говорят, один художник - 15 мужиков.
Впрочем, в этом году фестиваль и новыми спонсорами оброс, и новый статус приобрел. Теперь тут не местный промысел-вымысел, а международный фестиваль (среди участников – голландец Адриан Гёзе, глава архиектурного бюро "West 8" в Роттердаме, автор множества проектов по всему миру – от мини-садиков до мега-мостов, а также один из участников ландшафтной планировки торгового комплекса Luxury Village в подмосковной Барвихе ), обучающий центр (проекты "Infinity In Russia" и "Vocation of the place", объединили европейскую молодежь), и поселение художников. Все три вещи полезны и приятны, но – увы - пока проигрывают главной экспозиции, как, впрочем, и прилежно склоняемый тут неологизм "workshop" - более понятным "скульптуре" и "арт-объекту".
Ну, молодежь – дело ясное, ей еще учиться и учиться. Гёзе же привез с Алтая шишек и заключил их в решетчатый металлический каркас. И-то, может, и ничего, голландцам, а для нас это форменный "привет родным". От крепкой ассоциации не избавляют ни ароматные сосенки внутри, ни располагающий поваляться пружинистый пол, ни квадратный объем. Маленькие зэки высовывают острые мордашки, и просят запомнить их в лицо. Несколько аккуратненьких домиков европейского вида выглядят и вовсе буржуазно: курью ножку в небеса никто не бросает, а стриженые газоны акцентируют какую-то недеревенскую тишину и подозрительную стерильность. Ни тебе лепешки коровьей, ни даже кукарека. Куда ни глянь – приватные таблички, мол, территория частная, не входить. Вот и знаменитый журавль-избушку нельзя ни рассматривать близко, ни трогать. "И снимать его нечего!"- бурчит хозяин. Оно и понятно: колодец электрический.
А между тем от народа отбою нет, несмотря на более скромную, нежели в прошлом году, экспозицию: кроме столпов с орлами и павильона шишек Ленивец обзавелся качелями, да не дачного образца, а лихого, из бревен и рогатых стручков. Поют и качаются не только сидения, но и опоры. Это вам не прошлогодние - "Николино ухо", башня-гнездо или сортир. Уединение – вчерашний день, хотя иногда приходится и очередь соблюсти, например, к приватному отдыху за кладбищенской оградкой. Гроздья взрослых взлетают и орут от восторга в чистом поле, аккурат на границе империи, создавая атмосферу тотального непослушания. Тут и там ползают суковатые твари, часть которых (кабаны, крокодилы и даже комары) приручена и пасется в одном из деревенских дворов. И здесь - дежурная табличка, но оставаться за забором нет никакой возможности. Хозяева не ругаются, видимо, по той же причине.
Словом, на границе правит чудо. Без компромиссов с природой (я тебе железо, ты мне – шишку, я тебе – квадрат, ты мне - сосну) без намека на огораживание. Зато с ярко выраженной функцией пупа земли. Это не для маленьких Голландий и вообще Европ. Это может возникнуть только и исключительно на краю земли. Попробуйте доехать – сначала по шоссе, потом по привычной российской дорожке – долго, нудно, с каждым часом все чаще вспоминая огромную вывеску на ржавом мосту "Благословенная калужская земля". Это не шутки, земля действительно красива задолго до въезда в заповедник "Угра", где располагается Никола –Ленивец. Чтобы потом жадно шлепать по жирной грязи, в обе ноздри дышать травой в ивовом бастионе, созерцать Левитановский пейзаж, сидя в "Николином Ухе" и пожимать услужливо протянутые сучки, взбираясь на круглую башню-гнездо и рассекать на качелях. Здешние ландшафтные объекты познаются исключительно в контакте, начиная с собственного тела и кончая дальним лесом. И всякое фотографирование тут – сущая профанация.
Advertology.Ru
17.08.2007
Комментарии
Написать комментарий