Репортажи

Марка среды

Марка средыВыставка-ярмарка  Арх-Москва 2007 прошла под кураторским лозунгом "Городская среда и способы ее проектирования". На самом деле речь шла о разных уровнях коммуникации, а значит, рекламисту полезно было там побывать.

Взрывоопасное "мы наш, мы новый мир построим" всегда сочеталась у нас с константой "жил, жив и будет жить", так что любой объект, принимает окружающую среду не иначе как в штыки, предпочитая адаптации "зачистку". Даже идея поговорить на Арх-Москве о городской среде официально принадлежит не нам, а голландцу Барту Голдхоорну. А те немногие точки Арх-Москвы, которые мне удалось посетить, обнаружили высокий коэффициент сопротивляемости среды, будто она существует не благодаря и вокруг, а вопреки и около.

Гвоздь экскурсионной программы  Арх-Москвы    – "золотая миля" Остоженки, сплошь уставленная модными архитектурными манифестами. Но вот что поражает: образец современной жилой среды подобен памперсу, где "поразительные сухость и комфорт" сочетаются с непроходимой замкнутостью. Хозяева элитного жилья – олигархи, чиновники, губернаторы – не только не живут здесь, но и не видят друг друга, что называется, в упор.  Знаменитые когда-то проходные дворы обнесены заборами и стенами, а молчаливый диалог шедеврального стекла, меди и редкого камня напоминает помпезное кладбище.  Оживляет картину только наш галдеж: обсуждаем рассказ местной жительницы.

В одном из дворов, под общим названием "дом 11" жил Сергей Аверинцев, который в детстве слишком много читал, а, завидев даму, до странности низко кланялся.  А еще здесь жил старик с палкой, "стучавший" на жильцов в "органы". При виде его соседи боязливо умолкали. Всей улицей, бывало, выстаивали длинную очередь за вином. Казалось -  очередь бесконечна, злой старик - черт, а Аверинцев – ангел. Простодушная Остоженка обернулась сказкой. А вдруг из этого негатива и отпечаталась "золотая миля"?  Прежде улица вела к виртуальному Дворцу Советов, а нынче уткнулась в антипода -  "Лужка-Спасителя".

Не странно ли, что среди  стендов второго этажа ЦДХ, где располагаются архитектурные студии, всего лишь один вплотную занят городской средой? Скромный паренек из студии "Генеральный план" поделился: из 75 студентов его курса только двое работают с планировкой, все остальные  ушли "в объем".

- Трудно дается среда?

- Еще как! Я работал над планом усадебного комплекса и парка Останкино. Там развернулась настоящая война между неприкосновенными дорожками регулярного парка и "народными тропами" местных жителей. Да плюс еще  старые деревья, которые нельзя рубить.

- А как же столичный генплан?

- Он есть и  расписан до 2025 года, но кто  ж его выполняет? Город ничего не уступает усадьбе, а какой-нибудь дом  плевать хотел на город, ну и так далее…

Рядом  с "Генпланом"  - инсталляция: толстая железная личинка ест конфеты. Смеемся: "среда заедает".

Городская среда – кураторская идея фестиваля, и сам он, по иронии судьбы, занимает на "Арх-Москве" периферийное, а, следовательно, средовое место антипода.   В центре же, там где сидит стоический паренек – коммерческая ярмарка, чуждая среда, где  правят одни и те же раскрученные возводители крутизны, "отделочники" и "осветители". По понятным причинам сюда же  затесались и садовники -  "ландшафтный дизайн".

Что же предлагает фестиваль? – почти то же, что и Остоженка: уравниловку и нищету быта.  Страсть к "коробкам" -  первое, что бросается в глаза в проекте "Арх-каталог". Подобно сорнякам, они разрастаются в спальных районах и на пустырях. Коробка – излюбленная тема реконструкции послевоенных промзон. Но стоит городу "закудрявиться" началом прошлого или позапрошлого века, как квадратный колпак начинает напоминать гроб, а архитектор из простого работяги превращается в убийцу. И уже все равно, соблюдается или не соблюдается масштаб или генплан – смотреть все равно не на что. Аплодировать хочется лишь проекту  Бернаскони:  Петр Церетели, заделанный в прозрачный короб, конвертирует тонны бронзы в кубометры стекла.   

Новорусскую реакцию на  "коробку" и "общагу"  и можно наблюдать в районе золотой мили, где соседствуют  медно-купоросный "хай-энд" и лужковское "крем-брюле", - один суперэлитарный, другой – абсолютно безвкусный.

Другая крайность нашего средового подхода– эскапизм на лоне природы. Будто сговорившись, архитекторы представили несколько загородных проектов, уподобляющих постройки и планы груде разбросанных по полянке неровных камушков.  Москва на камнях Эрнста-Ульриха Тильманса, поселок "Красная поляна" - макет группы "Меганом", сделанный из воска, и, наконец, не помню уже, чей поселок для ветеранов Газпрома с лозунгом  "Жизнь после жизни". Союз Рая и Газпрома дает фору даже Церетели в кубе.

Что ж, дикая природа действительно – зона "роздыха" для архитекторов. И если официальному победителю конкурса "Золотое сечение 2007" - разноцветному жилому цилиндру судии Сергея Киселева -  пришлось-таки   отбросить длинную и вредную тень на соседские окна, то неофициальная любимица того же конкурса –  татлинская голубятня В. Могунова в поселке Малаховка не мешает никому. Самому конкурсу на антресолях ЦДХ тесно: из 120 номинантов здесь уместился едва десяток победителей. Зато рядом зазывает в байкальские степи июльский конкурс "Шаман-город", где можно освободиться не только от города, но и от дома, поставив в поле одну харизматическую лестницу или дверь. Выставочное пространство – тоже повод поразмыслить.

Среда – понятие сложное, отнюдь не только архитектурное. Особенно сегодня модно реконструировать промзоны –  им Арх-Москва посвятила целый экскурсионный сериал и большой круглый стол. Однако, среда и здесь дает сбои: через несколько месяцев из-за  плохой экологии снесут самый первый и наиболее успешный "кластер" - Artplay: зачистка бывшего здания "Красной Розы" все еще кажется выгоднее чистки. Зато из окон шоколадного "Красного Октября" на кремль скоро будут глядеть элитные жильцы. С глаз долой исчезнет еще одна кремлевская панорама: посторонним вход воспрещен. А пока на  "Красном Октябре"  обосновались два восточных народца. Один владеет диковинным клубом, похожим на пещеру Алладина в черепе слона, другой ишачит на стройке. С русским у обоих неважно, но толмач-в милицейской форме устраивает всех. Вакуум – тоже среда.

И все-таки "вопреки и около" на Арх-Москве произрастает то, зачем мы сюда приходим. Есть Гаэтано Пеше, автор стульев  и светильников "с человеческим лицом" и его коллега Марио Нанни, намеренно скрывающий источник света, и тем создающий для объекта среду. Есть храбрецы, способные укротить самый несговорчивый городской контекст: мастерские Асадова, Бовыкина, Трофимовых, бюро "Остоженка",  группа Za Bor…и даже целый отважный город  – Нижний Новгород. Есть Чино Дзуки, воздвигающий на пути праздного зеваки живописные декорации и уже по ним рисующий городские планы.  На своей лекции он продемонстрировал три подхода к среде: с опорой на постройки ( средневековый), с опорой на дороги и инфраструктуру ( Корбюзье и компания) и с опорой на взгляд двигающегося пешехода. К последнему принадлежит он сам.

Есть опыт почитания старины и яркого новаторства (проекты Амстердама. Лондона и Гамбурга экспонируются в Artplay). Есть, наконец, целый международный арх-десант, призванный превратить полуразрушенную старую Казань в новую Барселону – на выставку проведет уже упомянутый милиционер. Рискуя свернуть шею, можно спуститься в полутемный подвал ЦДХ и увидеть астральные контуры столиц, пронизывающие изысканный центр и простодушные пригороды (фото-проект "Геометрия города"). Из люминисцирующего осветительного рая на третьем этаже можно провалиться в темноту Музея Кино, где легко встроиться в ритм упитанного и деловитого Берлина или в ужасе убежать вон из трущоб вместе с проституткой из Гонконга – она в родной Таиланд,  а вы  - к себе домой. Чтобы попробовать создать среду хотя бы там.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

14.06.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.05.2024 - 04:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация