Статьи

Что происходит на рынка алкоголя и чего ждать с 1-го января 2006-го?

На рынке крепкого алкоголя России уже на протяжении пяти лет наблюдается спад: спрос на водку снижается по 3–5% в год. За 10 месяцев этого года, по данным Национальной алкогольной ассоциации, спрос на алкоголь крепостью свыше 40% снизился и вовсе на 6%. На этом фоне Нижегородская область смотрится не так уж плохо, хотя и похвастаться нашим водочникам нечем.

В течение восьми месяцев нынешнего года, по данным областного МинАПК, спиртовая отрасль региона работает со снижением объемов на 17% от уровня прошлого года, а ликероводочная выполняет производственную программу на 94%.

Спиртовые заводы области в течение этого года были загружены на 51%, а ликероводочные - на 27%. Из-за снижения спроса предприятия теряют прибыль, люди - работу, бюджет - поступления от налогов и акцизов. И это в традиционно пьющей России!

По мнению аналитиков, россияне в последнее время действительно стали меньше пить водки, а больше - слабоалкогольных напитков и пива. Но только этим нельзя объяснить столь серьезное падение спроса на крепкий алкоголь. По данным Счетной палаты РФ, не менее 40% легально продающейся на российском рынке качественной водки производится отечественными ликероводочными заводами без оплаты налогов и акцизов, а потому она и не учитывается официально. По словам генерального директора ТД "Тесса" Дмитрия Козлова, нижегородский рынок забит потоком дешевой водки из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где заводы каким-то образом умудряются оптимизировать акциз. А потому на мелкооптовых рынках можно купить водку их производства по 30–35 руб. при величине акциза в 29 руб. Не все производители сполна оплачивают акцизы и у нас. Руководители нижегородских ликероводочных предприятий в частных беседах нередко рассказывают о неконкурентном поведении заводов-полубанкротов, которым удается продавать свою водку по оптовой цене 30 руб. в Нижнем Новгороде и по 17–20 руб. в других регионах России.

Но до сих пор речь шла о качественном алкоголе. В России все более популярным становится производство крепких алкогольных напитков из различных технических жидкостей (например, жидкости для мытья стекол), которые продаются жаждущим еще дешевле. По данным заместителя начальника Главного управления МВД РФ по ПФО генерал-лейтенанта милиции Владимира Ярыгина, "стеклоочистительная водка" в деревнях уже полностью вытеснила самогон. Себестоимость производства этого традиционного для сельской России напитка оказалась выше, чем стоимость продаваемой "паленой сорокоградусной". Но потребление суррогата стало пагубным не только для государственного бюджета. За 8 месяцев текущего года, по данным Владимира Ярыгина, от употребления фальсифицированной водки на территории ПФО погибло около 40 тыс. человек, а в Нижегородской области - более 2 тыс.

Удар по суррогатам

Исправить ситуацию призван закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который вступит в силу с 1 января 2006 г. Этот закон должен нанести удар по производству суррогатов из денатурированного спирта. Изменится состав денатурирующих веществ к этиловому спирту, используемому для приготовления технических жидкостей. Вместо бесцветного и почти не имеющего запаха диэтилфталата, который может добавляться сейчас, производителей обяжут добавлять в техническую жидкость керосин, бензин, денатониум бензоат (битрекс) или кротоновый альдегид. Законодатели считают, что с такими добавками технический спирт невозможно будет употреблять внутрь из-за неприятного привкуса и запаха. (Лично мне приходилось встречать людей, которые "употребляли" и чистый керосин, но даже они сами считали себя редкими любителями.) Кроме того, с 1 июля 2006 г. вводится лицензирование деятельности организаций по закупке, хранению и поставкам спиртосодержащей непищевой продукции.

Самое же главное - закон существенно изменит многие правила функционирования рынка алкогольной продукции. С начала будущего года производство алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% (за исключением водки) будет разрешено лишь предприятиям, имеющим оплаченный уставный капитал в размере не менее чем 10 млн руб. Производить же главный национальный продукт - водку - смогут лишь те компании, чей оплаченный уставный капитал составляет не менее 50 млн руб. Помимо этого заводы - производители крепкого алкоголя должны будут выполнить дополнительные требования к оснащению производственного оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, а также объема готовой продукции. Это оборудование должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Этой системы еще не существует, но ее создание - вопрос ближайших месяцев. В ЕГАИС будет фиксироваться информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сначала на предприятиях-производителях и в оптовом звене, а чуть позже и в рознице. Считывание информации со штрих-кода с приклеенной к бутылке спиртного акцизной марки позволит представителям правоохранительных и контролирующих органов мгновенно выяснить, когда и кем бутылка была произведена, кем и кому перепродавалась, полностью ли уплачены с нее налоги и акцизы.

Вы не верите, что законное происхождение водки будут проверять в каждом ларьке? Так ведь и торговля водкой в ларьках очень скоро прекратится! С 1 июля 2006 г. вводится запрет на продажу крепкого алкоголя в магазинах, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. В Нижегородской области торговать в розницу алкогольной продукцией смогут только юридические лица, имеющие уставный капитал не менее 500 тыс. руб. для городов и 100 тыс. руб. для остальных муниципальных образований. (В других регионах страны эти требования могут несколько отличаться от нижегородских.) Компании, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции с содержанием спирта более 13% в городах области, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, сигнализацию, сейфы и кассовые аппараты… В деревнях и селах водку можно будет продавать и в стационарных торговых точках общей площадью не менее 25 кв. м. Категорически запрещается торговля крепким алкоголем в ларьках, киосках, палатках, павильонах и подобных помещениях, а также на оптовых продовольственных рынках, с рук, лотков, автомашин…

Операторы рынка положительно оценивают эти изменения в законодательстве. "В США существует всего несколько оптовых организаций, поставляющих алкоголь на всю страну, - рассказывает Дмитрий Козлов. - Компания, единожды неправильно заплатившая налоги, или допустившая какое-либо правонарушение, никогда уже не получит лицензию на продажу алкоголя. В Америке лицензия на производство или торговлю алкоголем - великая честь. И люди дорожат этим правом. Когда предприниматели более ответственны по отношению к тому, чем занимаются, они не связываются с какими-то непонятными продуктами, не говоря уже о спиртосодержащих жидкостях, не уклоняются от уплаты акцизов и конкурируют честно. Пусть на этом рынке останутся только те, кому есть что терять, помимо тысячерублевой лицензии".

Так значит, государство очень скоро наведет на алкогольном рынке порядок? Возможно. Но руководителей нижегородских ликероводочных компаний это не радует. Почему?

На чужом пиру

Еще 3 года назад крепкий алкоголь в Нижегородской области производили 28 заводов. Сегодня, по данным регионального МинАПК, на территории области имеют лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту алкогольной продукции лишь 17 предприятий. Причем только 7 из них еще не подвергались банкротству, остальные 10 прошли через эту процедуру по 2–4 раза. Стабильно же у нас работают всего 3 ликероводочных завода. Совершенно очевидно, что далеко не все из нижегородских предприятий отрасли сумеют сформировать уставной капитал в 50 млн руб. и выполнить более жесткие требования по наличию дорогостоящего контрольно-счетного оборудования. Новые лицензии получат лишь 5–6 нижегородских производителей крепкого алкоголя.

Собственно, разработчики нового закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и не скрывали, что одна из его целей - резко сократить число предприятий в отрасли, чтобы наладить за оставшимися более строгий контроль. На рынке суждено работать лишь крупным жизнеспособным компаниям, которые от нового закона только выиграют, поскольку исчезнут их недобросовестные и слабые конкуренты. Вот только нижегородские алкогольные компании к числу сильных конкурентов отнести трудно.

Несмотря на общее снижение потребления крепких алкогольных напитков в России, растет спрос на брэндированную водку среднего и верхне-среднего ценовых сегментов. Причем растет быстро. Так, по данным Дмитрия Козлова, еще недавно объемы продаж водок "Главспирттрест" в Нижегородской области увеличивались на 30–40% в месяц. В ближайшее время будет расти спрос на водку "Русский размер", в недалеком прошлом резко увеличилось потребление "Флагмана"… Потребители чутко реагируют на рекламу, а поскольку рекламируется, как правило, водка хорошего качества, становятся лояльными потребителями новых марок. (Хотя реклама крепкого алкоголя в нашей стране запрещена законом, производители обходят этот запрет с помощью технологии зонтичных брэндов. "Русский размер", к примеру, это не только огурцы.)

Нижегородские же водочники ориентировались на производство недорого алкоголя. Ими создан лишь один яркий брэнд "Хлебная слеза", в рекламу которого его владелец "Окский пищевой комбинат" почти не вкладывается уже 5 лет. В настоящее время нижегородцы пытаются вывести на рынок еще два брэнда: водки "Нумеръ 1" и "Кайф клуб". Но для этого у них не хватает средств. Суммы, которые тратят на продвижение своей продукции москвичи, по словам Дмитрия Козлова, кажутся нашим производителям катастрофическими.

До сих пор нижегородские водочники выживали в низшем ценовом сегменте благодаря двум своим конкурентным преимуществам. Во-первых, это близость к потребителю. Прибыльность от легального производства дешевой водки очень невелика, но благодаря несложной логистике нижегородские ликероводочные компании обеспечивали высочайшую оборачиваемость средств. А во-вторых, их процветанию всячески способствовали региональные власти, которые использовали свои полномочия по контролю качества ликероводочной продукции и аттестации оптовых предприятий с целью создания барьеров для ввозимых продуктов. "Региональные власти всячески стимулировали нас к тому, чтобы мы продавали в первую очередь водку местного производства, - признался Дмитрий Козлов. - И я считаю это правильным. Местные производители приобретают спирт на нижегородских спиртзаводах, те закупают зерно в нижегородских колхозах. В регионе появляется больше рабочих мест, люди начинают жить богаче и покупать более дорогое спиртное. От такой политики выигрывают все".

Но новый закон лишит региональные власти большинства полномочий по регулированию алкогольного рынка. С 1 января 2006 г. исчезнет само понятие "акцизный склад", а с 1 июля отменяются аттестаты аккредитации оптовых фирм, которые выдавались региональными властями. Теперь оптовой торговлей алкоголем можно будет заниматься и без оглядки на правительство области. Крупные федеральные производители алкоголя откроют собственные склады в регионе, и начнут торговать не только дорогой продукцией. Удастся ли выжить нижегородским ликероводочным предприятиям в прямой борьбе с могучими федеральными игроками - большой вопрос. Если же удастся, то далеко не всем, да и продукцию они будут выпускать меньше нынешних скромных объемов.

Берите про запас

Напомним, что правила игры на алкогольном рынке изменятся с 1 января 2006 г. Между тем к работе в новых условиях, мягко говоря, не все готово. До сих пор никто из производителей не только не получил, но и не видел новых акцизных марок.

Лицензии на право торговли алкоголем розничным магазинам будут выдавать подразделения Федеральной службы по налогам и сборам, а аттестовывать их станет новый орган - Лицензионная палата. Между тем Лицензионная палата Нижегородской области еще не только не сформирована, а, по словам начальника отдела по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции МинАПК Нижегородской области Алевтины Богдан, даже и положение о ней будет рассматриваться областным Законодательным собранием в лучшем случае 8 декабря. Тогда же региональные законодатели рассмотрят и утвердят многие технические вопросы регулирования алкогольного рынка в области. До жизни по новому закону останется несколько дней…

А потому первое полугодие 2006 г. рынок алкоголя, по словам одного из операторов, неизбежно будет "бардачить". Если же "забардачит" очень сильно, население вынет из чуланов запылившиеся самогонные аппараты, и у дешевой водки появится новый старый конкурент.

Валерий Браун
Агенство Бизнес Мониторинга

20.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.06.2024 - 08:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация