Статьи

Медийный рынок России: события 2005 года

Уходящий год был богат событиями на медийном рынке. Это относится как к прессе, так и к электронным СМИ. Многие из этих событий оказались в центре внимания прессы (например, сделки по купле­продаже крупных активов), другие освещали исключительно специализированные издания и сайты. Поэтому "Новости СМИ", ­ прежде чем подводить итоги развития медиаотрасли в 2005 году и говорить о тенденциях, ­ решили восстановить хронологию событий, составить своеобразный "портрет" уходящего года.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

2005 год для печатных СМИ прошел под знаком "покупки/продажи". В этом году состоялось несколько крупных и неожиданных сделок. Конечно, не обошлось и без интересных запусков новых проектов. Еще одной тенденцией стало укрупнение и структуризация издательских домов.

Январь

Январь был ознаменован самой крупной сделкой в 2005 году, да и вообще, в истории российского медиабизнеса. 19 января было объявлено о продаже ИД "Индепендент Медиа" за 142 млн. евро. Покупателем выступила финская компания Sanoma WSOY, которая приобрела крупнейший российский ИД для своего подразделения Sanoma Magazines.
В этом же месяце получил развитие конфликт ИД "Коммерсантъ" с "Альфа­Банком", который начался летом 2004 года после статьи "Банковский кризис вышел на улицу", опубликованной в газете "Коммерсант". В конце января ИД "Коммерсантъ" перевел на счета "Альфа­Банка" сумму в 310,5 млн. рублей, в соответствии с решением Арбитражного суда Москвы. Но история конфликта на этом не закончилась. "Коммерсант" обратился в вышестоящую инстанцию, и в марте кассационная служба снизила взыскиваемую сумму до 40,5 миллиона. В июне 270 млн. рублей были перечислены на счет "Коммерсанта", но его юристы не остановились на этом и в сентябре подали жалобу в Страсбургский суд.
Среди январских событий можно выделить и начало так называемого "перезапуска" журнала "Огонек". Работать над этим проектом был приглашен издатель Леонид Бершидский, перед которым стояла задача "перенацелить" журнал на более массовую аудиторию. Перезапуск закончился в апреле, и тогда же Леонид Бершидский перешел в ИД "Индепендент Медиа".
Вообще, прошлая зима стала настоящим раздольем еще и для сегмента политической прессы, в декабре вышел первый номер журнала "Главная тема" Михаила Леонтьева, в январе – "Русский взгляд" Ивана Демидова, в феврале – "Политический класс" Виталия Третьякова. Хотя, по мнению экспертов, эти проекты нельзя назвать коммерческими.

Февраль

В феврале газета "Коммерсант" снова стала объектом всеобщего внимания. После публикации интервью с Асланом Масхадовым "Росохранкультура" вынесла газете предупреждение, обвинив в распространении экстремистских материалов. "Коммерсантъ" пытался опротестовать это предупреждение, но повторные слушания ни к чему не привели.
Если говорить о новых проектах, то самыми крупными стали журнал­советчик "Самая" (ИД "Эдипресс­Конлига") и Wallpaper (ИД "Аксель Шпрингер Раша"). Кстати, стоит отметить, что на продвижение журнала "Самая" было потрачено около $3 миллионов.
В газетной периодике важным событием стал переход газеты "Газета" на таблоидный формат ­ А3. Хотя в 2005 году "Газета" так и осталась первой ласточкой проявления этой мировой тенденции в России.
14 февраля было создано некоммерческое партнерство "Союз московских издателей", которое поставило целью перевести распространительский рынок "в цивилизованное русло". Основной целью партнерства стала возможность строительства киосковой сети в 25­метровой зоне метрополитена, для чего предполагалось провести тендер среди издателей и распространителей.
В последнем месяце зимы начал развиваться конфликт в сфере подписки. Было выпущено два подписных каталога разными подписными агентствами – АРСМИ и АПР – с различной номенклатурой. Это раздвоение каталога привело впоследствии к тому, что каталог, изданный АПР, был признан "Почтой России" нелегитимным, а издатели, которые входили только в каталог АПР, были на некоторое время исключены из подписной кампании.

Март

Март стал началом конца газеты "Московские новости". 11 марта главный редактор и генеральный директор газеты "Московские новости" Евгений Киселев не продлил контракт с несколькими журналистами, а те обвинили его в непрофессионализме. Разгорелся скандал, быстро ставший публичным. Конфликт развивался несколько месяцев, пока в конце июня наблюдательный Совет "Московских новостей" не сложил с себя полномочия, что вызвало негативную реакцию со стороны собственника газеты и привело к продаже издания.
В конце марта начала развиваться региональная сеть типографий "Новая типография", одним из учредителей которой стал Вадим Горяинов – бывший генеральный директор холдинга "Проф­Медиа". В рамках проекта была открыта первая типография в Перми. ИД "Популярная пресса" (совместный проект Горяинова и "Украинского Медиа Холдинга") в это же время реанимировал журнал "Сериал", выпуск которого был приостановлен в 2004 году.
ИД "Коммерсантъ" обзавелся в этом месяце "Издательским синдикатом" ­ было выделено отдельное направление для издания корпоративных СМИ.
Точку в событиях марта поставил ИД "Индепендент Медиа", выпустив 31 числа первый номер журнала Esquire, с обложки которого на потенциальных читателей смотрел Брюс Уиллис.

Апрель

Апрельским сюрпризом стала приостановка выпуска газеты "Русский курьер", которая впоследствии вышла из ИД "Х.Г.С." и стала не ежедневным, а еженедельным изданием.
В апреле ИД "Индепендент Медиа" запустил лицензионный журнал Yoga. Кроме того, журнал Men’s Health, принадлежащий этому ИД, вышел в двух форматах – обычном и мини, став первым среди мужского глянца журналом в мини­формате.
В начале апреля произошли кадровые перестановки в газете "Газета". Новым главным редактором вместо Михаила Михайлина стал Петр Фадеев, бывший главред журнала "Русский фокус". Он пообещал развить журнальное направление в рамках газеты, запустив в сентябре­октябре несколько журнальных приложений. До настоящего времени вышло только одно приложение к пятничному выпуску "Газеты" ­ "Домой!".

Май

Май не был богат на знаменательные события. Пожалуй, самым существенным стала забастовка финских производителей бумаги, что положительно повлияло на количество клиентов типографии "Пушкинская площадь" ­ в типографию во время и после забастовки перешли несколько журналов, которые печатались в финских типографиях. Также в этом месяце был запущен автомобильный журнал Supercar. Под занавес мая на Украине вышел пилотный номер газеты "Коммерсант. Украина", руководителем проекта стал Андрей Васильев, на тот момент еще генеральный директор и шеф­редактор ИД "Коммерсантъ".

Июнь

Июнь ознаменовался несколькими крупными сделками. Для медиасообщества стала неожиданной продажа газеты "Известия" ­ контрольный пакет газеты у холдинга "Проф­Медиа" был выкуплен холдингом "Газпром­Медиа" за $25 млн.
В этом же месяце ИД Родионова приобрел журнал "Компания" у Андрея Григорьева за. Но эта покупка логично вписалась в стратегию приобретения издательских активов ИД, который в декабре приобрел журнал "Домовой".
Еще одну неожиданность рынку преподнес владелец ИД "Коммерсантъ" Борис Березовский, поменяв топ­менеджмент издательского дома. На должность генерального директора ИД был назначен Владимир Ленский, а на должность шеф­редактора объединенной редакции ­ Владислав Бородулин. А Андрей Васильев уехал на Украину поднимать газету "Коммерсант. Украина".
В этом же месяце так же неожиданно, как и "Известия", был продан журнал "Огонек". У ИД "ОВА­Пресс" его купила петербургская компания "Телекоминвест". По экспертным оценкам, сумма сделки составила $3,5 млн.
В июне сошла с дистанции одна из самых старых "желтых" газет России ­ "Мегаполис­Экспресс", владельцы которой невнятно объяснили это закрытие проблемами с распространением.
ИД "АФС" вслед за "Коммерсантом" объявил о выделении издания корпоративных СМИ в отдельное направление.
Кроме того, произошла перетасовка активов в ИД "Индепендент Медиа". Распространительская компания "Прессэкспо" перешла в компанию Rautakirja (подразделение холдинга Sanoma WSOY). По экспертным оценкам, стоимость компании "Прессэкспо" составляла от $500 тыс. до $1 млн.
Одним из немногих запусков этого месяца стал журнал "Дом 2" (ИД "СПН"), тираж первого номера журнала ­ 100 тыс. экземпляров ­ был раскуплен за считанные дни. Издателям пришлось допечатать 110 тыс. экземпляров журнала. Второй и третий номера вышли тиражом 600 тыс. экземпляров. А тираж сентябрьского номера составил уже 750 тысяч.

Июль

В июле владелец "Московских новостей" ­ Леонид Невзлин ­ продал газету украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, сумма сделки не разглашалась, но ранее Леонид Невзлин был готов продать газету за "один доллар".
В этом же месяце ИД "Индепендент Медиа" продал журнал "ProСпорт" группе компаний "Вокруг света", по экспертным оценкам стоимость журнала – несколько сот тысяч долларов.
В этом же месяце ИД Game(land) запустил журнал для компьютерных дизайнеров ­ Digital creative arts.
В июле было объявлено, что "Пушкинская площадь" досрочно погасила кредит, выданный Банком Москвы, и планирует в дальнейшем запускать третью очередь печати. В этом же месяце закрылся проект ИД "Московский комсомолец" ­ "МК­Здоровье".

Август

В августе Борис Березовский продал "Независимую газету" Константину Ремчукову, помощнику министра экономического развития России. Сумма сделки, по оценке экспертов, составила $10 млн.
ИД Родионова в августе приобрел очередной актив – на этот раз был куплен ИД "Крестьянка", стоимость сделки оценивалась в $3 млн. Таким образом, ИД Родионова не только расширил свой портфель изданий, но и вышел на первое место среди покупателей журнальных активов в 2005 году.
Управляющая компания "ПромСвязьКапитал", входящая в структуру "Промсвязьбанк", в этом месяце начала увеличивать пакеты акций в подконтрольных активах. Доля в газете "Труд" была увеличена до 100%. Кроме того, в этом же месяце на должности вице­президентов УК "ПромСвязьКапитал" были приглашены Сергей Ключенков (бывший управляющий директор концерна "Системы Масс­Медиа") и Марина Переверзева (учредитель типографии "Алмаз­Пресс").
В августе ИД "СК Пресс" запустил лицензионный женский глянцевый журнал InStyle. Журнал "Индустрия рекламы" несколько изменил концепцию и формат, а вскоре поменял и главного редактора – ушла в отставку Наталья Семина.
В этом же месяце журнал Elle (ИД "АФС") прошел перерегистрацию и стал рекламным изданием, что вызвало неожиданный всплеск интереса со стороны специализированной прессы.

Сентябрь

В сентябре холдинг "Газпром­Медиа" приобрел газету "Петербургский Час пик", добавив ее к "Трибуне" и "Известиям". По разным оценкам газета могла стоить от $200 тыс. до 1 млн.После многочисленных слухов о продаже ИД "Афиша", наконец, было объявлено, что один из акционеров компании ­ Борис Йордан – выкупил доли своих партнеров и стал 100­процентным владельцем ИД. УК "ПромСвязьКапитал" продолжила начатую в августе политику и довела свою долю в ИД "Аргументы и Факты" до 95%.
В сентябре состоялась презентация сразу двух крупных типографий. ИД "Провинция" запустил свою первую московскую типографию – "ТМК" ­ недалеко от метро Авиамоторная. А компания "Экстра М Медиа" презентовала полиграфический комплекс "Экстра М" в Красногорске.
В этом же месяце газета "Газета" перешла на цвет и сменила логотип. А газета "Телесемь" в Новосибирске начала выходить сразу в двух форматах – А3 и А4.
В конце месяца было объявлено, что правительство Москвы одобрило проект постановления "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве". Правда, документ был подписан только в конце ноября. Основным моментом постановления стало решение об увеличении количества точек по продаже прессы до 10 кв.м. на 1000 человек.
Еще одним важным событием стало проведение выставки­конференции "Издательский бизнес ­ 2005", организатором которой стала ГИПП.

Октябрь

В октябре газета "Трибуна" холдинга "Газпром­Медиа" изменила периодичность и стала еженедельной. В этом месяце заметно оживился сегмент спортивных изданий ­ издательство "Открытые системы" запустило журнал о футболе Champions, а ИД "Популярная пресса" купила журнал "Футбол".
ИД Родионова запустил лицензионный деловой еженедельник BusinessWeek, выпуск которого анонсировался еще в начале весны. А журнал "Искусство управления", получивший лицензию от делового журнала The Economist, вышел с двумя логотипами на обложке.
"Московские новости" вновь были проданы – на этот раз владельцем многострадальной газеты стал российский предприниматель Аркадий Гайдамак.
В этом месяце сразу в двух городах – в Иваново и в Костроме – вышел телегид "ТВоя газета" ИД "Провинция".
Издательская группа "Актион" решила объединить свои активы – ИД "Главбух", ИД "Газета "Финансовая Россия" и ИД "Актион­Пресс". Новый ИД стал называться "Актион­Медиа".

Ноябрь

В ноябре в Самаре вышел очередной проект ИД "Популярная пресса" ­ региональный телегид "Теленеделя".
В этом же месяце проявил активность ИД "Секрет фирмы", купив информационный портал – "Газета.Ру". Было объявлено, что ИД "Секрет фирмы" взял курс на совмещение онлайна и оффлайна. Крупнейшее российское издательство АСТ начало переговоры о покупке 50% акций ИД Nexion Publishing. И в этом же месяце было объявлено о том, что два журнала ИД "Индепендент Медиа" ­ FHM и Top Sante – будут издаваться совместно с ИД "ОВА­Пресс". Для этой цели была создана совместная компания, где ИД "ОВА­Пресс" стал основным владельцем – 60%.
ИД (Game)land расширил группу игровых изданий, запустив два новых журнала: Cybersport и "Game Developer Россия".
В ноябре Сергей Ключенков, не проработав и трех месяцев, ушел с поста вице­президента компании "ПромСвязьКапитал" и с поста генерального директора ИД "АиФ". Вместе с ним уволились еще несколько менеджеров. Это событие вызвало слухи о подготовке ИД "АиФ" к продаже, что позднее было официально опровергнуто.

Декабрь

Декабрь еще не закончился, но уже стало известно, что с этого месяца журнал "Самая" начнет выходить в двух форматах – обычном и мини.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

В отличие от рынка прессы, на телевидении и на радио в 2005 году было не столь много сделок по купле­продаже. Однако это не помешало электронным СМИ на протяжении всего года оставаться главным ньюсмейкером медийного рынка. На телевидении в этом году прошло несколько значительных запусков ("Домашний", "Звезда", Russia Today), на REN­TV и ТРК "Петербург" сменились владельцы. Среди событий на радио следует отметить переформатирование и запуск новых станций (Next, "Юмор FM", "Радио РСН").

Январь

В январе о намерении сменить формат радиостанции "Русское радио –2" с музыкального на разговорно­информационный заявило руководство "Русской Медиа Группы". Объем новостей в эфире радиостанции планировалось увеличить до 40%. При этом участники рынка не исключали, что смена формата делается с прицелом на выборы 2007/2008 годов.
Окончательно переход радиостанции с музыкального формата на информационное завершился в ноябре, когда "Русское радио­2" сменило название на "Радио РСН" ("Русская служба новостей").

Февраль

В феврале Центральная телерадиостудия Минобороны РФ на 57­й частоте в Москве начала техническое вещание военно­патриотического канала "Звезда". Полноценное вещание канал начал в мае.
На должность генерального директора компании Ultra Production, управляющей принадлежащими холдингу радиостанциями, был назначен Михаил Зотов. А генеральный продюсер Ultra Production Михаил Козырев покинул свой пост.
В феврале кадровые перестановки затронули и телеканал "MTV­Россия". Линда Дженсен, возглавлявшая канал "MTV­Россия" в должности президента с сентября 2000 года, покинула свой пост и передала все полномочия по руководству компанией генеральному директору "MTV­Россия" Леониду Юргеласу. Сама должность президента на "MTV­Россия" была упразднена.

Март

Наиболее громким событием месяца стал запуск медиахолдингом "СТС­Медиа" телеканала "Домашний". Программное наполнение канала затрагивает сегменты современной жизни: здоровье, воспитание детей, отношения в семье, карьеру, стиль, моду, дом, досуг. В Москве "Домашний" вышел на частоте телеканала М1 ("СТС­Медиа" купила канал в сентябре 2004 года за $40 млн.).
Новая телесеть построена по принципу "СТС". Помимо Москвы в первые месяцы телеканал вещал в Санкт­Петербурге, Перми и Казани. Далее добавились города – Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Ростов­на­Дону, Уфа, Новосибирск.
В свою очередь, "Газпром­Медиа" запустил новую радиостанцию – Radio Next. Радиостанция вещает на частоте 105,2 МГц, на которой ранее выходила другая станция медиахолдинга – радио "Тройка" (теперь вещает на частоте 90,8 Мгц, там, где находилась радиостанция "Спорт FM").
В марте на радиостанции "Эхо Москвы" прошли выборы главного редактора. Большинством голосов был переизбран Алексей Венедиктов. Выборы по утверждению главного редактора проводились в связи с изменениями в уставе редакции, которые были приняты на внеочередном собрании акционеров еще 18 февраля. Согласно этим изменениям, срок пребывания на посту главного редактора теперь ограничен тремя годами – раньше эта должность была бессрочной.

Апрель

Этот месяц запомнился переходом Савика Шустера на украинский канал ICTV, входящий в группу "Интерпайп". Журналист стал ведущим интерактивного общественно­политического ток­шоу. А также решение руководства ТНТ закрыть шоу Дмитрия Нагиева "Окна". По одной из версий, на "СТС" программу закрыли из­за несоответствия облику канала. По другой версии гендиректор "СТС" Александр Роднянский был недоволен тем, что проект намеревались пустить в эфир еще две телекомпании – "ТНТ" (что и произошло) и почивший в бозе ТВС. Закрытию "Окон" на СТС предшествовал показ избранных блоков программы.
В апреле же "Авторадио" стало первым российским лауреатом международной премии "NAB 2005 International Broadcasting Excellence Award". Радиостанция стала лауреатом за проекты, приуроченные к национальному празднованию Дня автомобилиста, в том числе автопробег "Владивосток­Москва", прошедший осенью 2004 года по всем крупным городам России.

Май

В начале месяца компания "Система Мультимедиа" объявила о запуске интерактивного телевидения "Стрим­ТВ", которое распространяется по сетям ADSL (широкополосный доступ в Интернет). "Стрим­ТВ" дает возможность смотреть в высоком цифровом качестве все российские эфирные каналы, более 100 ведущих иностранных "спутниковых" телеканалов, как с переводом, так и без, четыре телеканала собственного производства – "Ретро", "Здоровое ТВ", "Драйв" (авто­мото), "Охота и рыбалка", телевизионные каналы стран Ближнего зарубежья. Абонентская плата за базовый пакет составила около $10.
10 мая на телеканале ТНТ начался показ реалити­шоу "Большой Брат". Это событие стало первым в России случаем, когда права на реалити­шоу, входящее в тройку самых дорогих в мире, купил сетевой российский канал. По оценкам экспертов, "ТНТ" заплатил за лицензию реалити­шоу не менее $20 миллионов.
Назначение Михаила Эйдельмана генеральным директором компании "М­Пул Плюс" (радиостанции "Тройка" и "До радио"), которая входит в "Газпром­Медиа", и Александра Герасимова главным редактором радиостанций "Тройка" и "До радио" вызвало больший отклик в прессе. Михаил Эйдельман и Александр Герасимов главной задачей на 2005 год назвали запуск к концу года станции информационно­разговорного формата на частоте 90,8 FM (сейчас – радио "Тройка). Впоследствии дату запуска перенесли на январь 2006 года.

Июнь

В июне наиболее громким событием стала презентация англоязычного новостного канала Russia Today, возглавила который молодая кремлевская журналистка Маргарита Симоньян. По заверениям Симоньян, за пределами России откроются четыре корреспондентских пункта: в Брюсселе, Лондоне, Вашингтоне и Иерусалиме. Сначала вещание будет вестись через спутник, а затем передачи будут транслироваться по кабельному телевидению США. Бюджет Russia Today на 2005 год составил $30 миллионов.
"Русская консалтинговая группа" (РКС) объявила о запуске нового общественного православного телеканала "Спас". Главой редакционного отдела стал известный тележурналист Иван Демидов. Изначально планировалось, что программное наполнение "Спаса" лишь на 40% будет посвящено православной тематике. Остальное же время займет "общественное вещание". Достичь окупаемости проект намерен за счет рекламы и спонсорства. Распространение сигнал "Спаса" начал в сетях "НТВ­Плюс".
В июне ТНТ продал оригинальный формат реалити­шоу "Дом­2" американской корпорации Sony Pictures Television International (SPTI). Отметим, что это сделка стала первой такого рода в истории отечественного телевидения. По экспертным оценкам общий суммарный доход от продажи прав на "Дом­2" для ТНТ составил больше $2 миллионов.

Июль

Первого июля телеканал Ren­TV сменил своих владельцев. Ирена и Дмитрий Лесневские продали принадлежавший им 30% пакет акций немецкой RTL Group, а РАО "ЕЭС России" ­ российской группе "Северсталь". В отличие от 30% пакета Лесневских РАО "ЕЭС России" не стал скрывать, что цена доли ОАО "ЦОР ЕЭС" (100%­ная "дочка" РАО) была продана за $100 миллионов. Как показало время, смена владельцев повлекла за собой серьезные кадровые перестановки: в октябре с Ren­TV ушли его основатели Ирена и Дмитрий Лесневские.
Тогда же, в июле, радиокомпания "Маяк" вошла в состав ВГТРК, завершив таким образом официальное присоединение к другим подразделением холдинга: телеканалам "Россия", "Спорт", "Культура" и "Радио России".

Август

Ключевым событием месяца на рынке стал перевод активов медиахолдинга "Газпром­Медиа" под управление "Газпромбанка", ­ дочерней компании "Газпром". Сделка по купле­продаже активов была закрыта в начале августа. Среди реализованных активов ­ 95,13% акций ОАО "Газпром­Медиа", 4,44% ­ пакет акций "Телекомпании НТВ", 100% ­ пакет ЗАО "ПРТ­1" (которому принадлежат еще 14,7% акций телеканала), 14,31% акций ­ ЗАО "Медиа­Мост" и около двух процентов акций ­ ОАО "ТНТ­Телесеть".

Сентябрь

В начале сентября стало известно, что нефтяная компания "Сургутнефтегаз" купила у "Северсталь­групп" 35% акций телеканала Ren­TV. Тогда же из компании "НТВ­Плюс" ушел генеральный директор Александр Орджоникидзе. Как оказалось, Александр Орджоникидзе стал заместителем генерального директора компании Ren­TV и представлять на канале интересы нового акционера. После ухода с Ren­TV Ирены Лесневской Орджоникидзе возглавил одноименные холдинг и телекомпанию.
В свою очередь "Вещательная корпорация "Проф­Медиа" объявила о переформатировании "Радио Диско". На частоте радиостанции начал работу "Юмор FM".

Октябрь

Этот месяц охарактеризовался скандалами. Старт задали федеральные каналы. Решение руководства "Первого канала" показать фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие" привело к масштабному и долгому обсуждению в прессе. Телеканал, который долгое время работал над репутацией борца с пиратством, обвинили в незаконном показе. Фильм, по утверждению Федерального агентства по культуре и кинематографии и самого Алексея Учителя, не должен был транслироваться "Первым каналом", поскольку все права на показ "Космоса как предчувствия" были проданы каналу "Россия". Во время скандала режиссер Алексей Учитель подал на "Первый канал" в суд иск о нарушении авторских и смежных прав.

Ноябрь

В ноябре основное развитие получила история с ТРК "Петербург". На канале завершилась смена собственников. В конце ноября собрание акционеров телекомпании утвердило отчет об итогах размещения эмиссии акций на $25 миллионов. Как и предполагали эксперты, допэмиссию выкупили три инвестора: "Северсталь­групп", дочерняя компания банка "Россия" (ИК "Аброс") и питерская медиакомпания "Волна". Эти же компании приобрели пакеты акций, недавно проданные группой "Еврофинанс­Моснарбанк" (25,6%) и "Ленэстейтпроект" (2,6%).
Как и заявляли ранее в телекомпании, 90% привлеченных ТРК средств решено направить на техническое перевооружение канала. Оставшаяся часть пойдет на оплату участия телекомпании в конкурсе на получение права вещания в регионах, который должен пройти в конце января 2006 года. Стоимость конкурсного лота – $1 миллион.
В последних числах месяца стало известно о расторжении договора на управление радиостанцией "Наше время на Милицейской волне" между ФГУ "Объединенная Редакция МВД РФ" и медиахолдингом Arnold Prize. В начале 2006 года должен произойти полный перевод вещания радиостанции на базу "Объединенной редакции МВД РФ". С этой целью в Объединенной редакции создан специальный Отдел радиовещания.
Таким образом, после почти пятилетней совместной работы с медиахолдингом Арнольда Уварова, МВД РФ – владелец лицензии на частоту ­ решил вести радийный бизнес самостоятельно.
В ноябре же в московском FM­диапазоне произошла своеобразная рокировка. На частоте 103,4 FM перестала существовать информационная радиостанция "Маяк 24". Теперь на этой волне выходит обновленная программа станции "Маяк" (обе станции принадлежат ВГТРК). Основные силы на обновленной станции брошены на укрепление и развитие информационного вещания.
Кроме того, в ноябре начался процесс, старт которому дал Александр Орджоникидзе. Он начал реформу информационного вещания Ren­TV. На канале были введены новые должности ­ главный редактор и заместитель главного редактора. Главным редактором назначен основатель коммуникационной группы "Кузьменков и партнеры" Илья Кузьменков. Его заместителем стал Николай Попов. История с отстранением от эфира ведущей программы "24" Ольги Романовой закончилась уходом с канала в начале декабря ряда ключевых сотрудников информационной службы (см. новость на стр.29).
В конце ноября вновь заговорили о возможной продаже "Газпромом" медийных активов. Инициатором обсуждения стал глава "Газпрома" Алексей Миллер, который в Санкт­Петербурге сделал заявление по поводу судьбы медийных активов. Следует отметить, что подобное заявление Алексей Миллер уже делал тремя месяцами ранее, в интервью немецкого журнала Der Spiegel. Тогда Алексей, председатель правления концерна "Газпром", на вопрос о судьбе "Газпром­Медиа" ответил, что "Газпром" намерен избавиться от непрофильных активов. Самое интересное, что под этими активами Алексей Миллер понимает не только "Гапром­Медиа", но и "Газпромбанк" ­ нынешнего владельца медиахолдинга. По словам г­на Миллера, причина, по которой правление "Газпрома" готово пойти на продажу своего опорного банка, проста: газовый концерн намерен консолидировать профильный бизнес. А банковская деятельность, также как и медийная отрасль, таким бизнесом не является.

Декабрь

В самом начале декабря стало известно о расторжении договора на управление радиостанцией "Наше время на Милицейской волне" между ФГУ "Объединенная Редакция МВД РФ" и медиахолдингом Arnold Prize. В начале 2006 года должен произойти полный перевод вещания радиостанции на базу "Объединенной редакции МВД РФ". С этой целью в Объединенной редакции создан специальный Отдел радиовещания.
Таким образом после почти пятилетней совместной работы с медиахолдингом Арнольда Уварова МВД РФ – владелец лицензии на частоту, ­ решил вести радийный бизнес самостоятельно.

РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК

Итоги рекламного года Ассоциация коммуникационных агентств России будет подводить только через полтора­два месяца, но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что темпы прироста объемов медийной составляющей рынка замедлились. По итогам трех кварталов прирост рынка составил 26%, а его объем достиг $3,3 млрд. Тогда как в прошлом году цифра была значительно выше – 33%.
Среди событий на рекламной рынке, которые будут иметь продолжительное влияние на медиарынок, следует отметить инициативы ТNS Gallup Media в области измерений и реформа ценообразования на ТВ­рекламу, которую провели "Видео Интернешнл" и "НТВ­Медиа".

Январь

В январе 2005 так и не состоялось ожидаемого подписания контракта "Медиа Комитета" с итальянской измерительной компанией AGB Television. После победы в тендере на право заключения контракта на измерения телеаудитории в России "Медиа Комитет" должен был подписать контракт с AGB Television в течение 45 дней. Но, ссылаясь на то, что необходимый пакет документов не готов, "Медиа Комитет" ограничился подписанием рамочного соглашения. Сроки заключения контракта, после которого AGB Television могла официально начать подготовку к запуску измерительной панели, постоянно переносились. В итоге необходимый контракт так и не был подписан, а руководство AGB Television приняло решение свернуть все работы по созданию измерительной панели и, ­ по неофициальным данным, ­ уйти с российского рынка.
В январе 2005 года компания ТNS Gallup Media, которая отказалась в свое время участвовать в сентябрьском тендере, предприняла предупредительные шаги. Руководство компании объявило о запуске в работу новой измерительной панели. Фактически, речь шла об увеличении числа измеряемых в панели домохозяйств (с 1650 до 2500) и городов (с 40 до 53). Запуску новой панели предшествовало подписание долгосрочных 3­х летних контрактов между TNS Gallup Media и практически всеми крупнейшими российскими каналами за исключением "Первого". Уже в марте 2005 года компания TNS Gallup Media начала поставлять клиентам данные измерений аудитории с новой панели.

Март

В конце марта компания TNS Gallup Media приняла решение проводить исследования аудитории и мониторинг рекламы в российской сети Интернет. В компании уверены, что через несколько лет на долю интернет­рекламы будет приходиться около 5% всех рекламных денег. В ближайшее время на основании этого TNS Gallup Media создаст подразделение, которое будет заниматься исследованиями рекламы в Интернете. Сама презентация исследовательской панели, которая получила название TNS Web­Index, прошла в конце октября 2005 года. Исследование будет проводиться в целом по России, включая и Москву. Первые данные исследования будут представлены в марте 2006 года.

Апрель

В апреле ГК "Видео Интернешнл" (ВИ) и международный холдинг WPP Group официально объявили о создании трех совместных рекламных агентств, в каждом из которых они будут располагать равными долями. Благодаря сделке WPP получил возможность усилить свое присутствие на динамично развивающемся рекламном рынке России, а ВИ наконец­то навела порядок в своей структуре.
В апреле также стало известно, что на российский рекламный рынок решил выйти последний из игроков "большой пятерки" глобальных рекламных холдингов ­ японская Dentsu. Компания традиционно предпочитает выходить на зарубежные рынки самостоятельно, не привлекая серьезного партнера. Официально компания открыла свой офис в Москве в начале августа.

Июнь

В июне ведущие медиаселлеры страны ­ группа компаний "Видео Интернешнл" и компания "НТВ­медиа" ­ объявили о необходимости увеличения цен на телевизионную рекламу в течение ближайших трех лет. Руководство компаний провело встречу с Ассоциацией рекламодателей, на которой предложили две схемы повышения цен. Первый вариант предполагал их одномоментную индексацию: в 2005­м году на 30%, а затем, в 2006 и 2007 годах, на 26,7 и 25,1%. Второй вариант предусматривал более плавный рост тарифов: в 2006 ­ 2007 годах цены на рекламный эфир ­ на 25,6%, 29% и 27,4%. Рекламодатели взяли время на раздумье. В ноябре, так и не получив ответа от рекламодателей, какой вариант предпочтительнее, "Видео Интернешнл" и  "НТВ­Медиа" обнародовали новые прайс­листы.

Август

В августе на российский рекламный рынок вышла вторая японская рекламная группа ­ Hakuhodo Inc. Японская компания решила работать в нашей стране в рамках альянса с российским партнером – агентством PRIOR. О начале работы группы в России было официально объявлено только в сентябре на совместной пресс­конференции Hakuhodo Inc. и российского рекламного агентства PRIOR. В рамках альянса Hakuhodo Inc. и РА PRIOR собираются вместе вести ряд проектов в России (в частности, обслуживать Panasonic, Suzuki, Bridgestone). При этом Hakuhodo заявила о готовности помочь Prior своими технологиями.

Ноябрь

В ноябре телекомпания НТВ объявила о решении отказаться от услуг медиаселлера "Видео Интернешнл Трэнд" и передать с 2006 года права на продажу рекламы в региональных "окнах" телеканала агентству "Алькасар". Непосредственно решение перевести продажи регионального эфира в "Алькасар" принял Совет директоров телекомпании НТВ. Последние годы "ВИ Трэнд" вел продажи трех конкурирующих телеканалов – "Первого", "России" и НТВ. Между тем реализацией национального рекламного эфира НТВ занимается основной конкурент "Видео Интернешнл" ­ компания "НТВ­медиа". В агентстве "Алькасар" планируют к 1 января 2006 года открыть шесть­семь региональных офисов и до конца года довести их число до 20.

Декабрь

В декабре компания "Видео Интернешнл Трэнд" ("ВИ Трэнд") объявила, что с 2006 года начнет продавать рекламу в регионах так же, как и на центральном телевидении ­ по пунктам рейтинга (GRP). Одновременно с переходом на продажи по рейтингам руководство "ВИ Трэнд" обещает сохранить продажу рекламы по минутам.
Кроме этого, в декабре компания "ВИ Трэнд" объявила о том, что в 2006 году начнет продажи рекламного времени телеканала Euronews в регионах. До этого "ВИ Трэнд" продавало рекламные возможности Euronews только в Москве.

Максим АЛЕКСЕЕНКО,
Анна КУЗИНА,
Екатерина ШУСТЕР
журнал "Новости СМИ"

15.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.06.2024 - 08:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация