Статьи

Аморалка на потоке

Люди, в большинстве своем - никудышные лгуны и бездарные манипуляторы: убедительно наврать жене или боссу для них - непосильная задача. Профессиональная помощь в плетении паутины лжи сейчас превратилась в коммерческую услугу, на которой неплохо зарабатывают алиби-агентства.

Нравственный закон - не во мне

Фирм, продающих алиби на заказ, в России и во всем остальном мире становится с каждым годом все больше. Новаторами в этом специфическом бизнесе принято считать немцев. В Германии о "профессиональных лгунах" впервые заговорили в начале 1995 года, когда механик Иенс Шпигензиф основал "Бюро безупречного алиби". На создание нового бизнеса его вдохновил пример школьного товарища, который был вынужден постоянно оправдываться перед собственной супругой за измены и долги. На работе у него тоже возникали неприятности с начальством из-за прогулов, которым он без особого успеха пытался придумать уважительные причины.

Шпигензиф начал давать консультации беспутным мужьям и никчемным работникам, а также обеспечивал их показаниями лжесвидетелей, готовых подтвердить придуманную им версию событий. Догадываясь, что соотечественники не захотят платить за столь сомнительные услуги, результат которых непредсказуем, Шпигензиф решил брать с клиентов вознаграждение только после удачного разрешения их проблемы.

Стоимость подобных услуг колебалась в диапазоне от 8,5 до 60 евро, и хотя на недостаток клиентов владелец "Бюро безупречного алиби" не жаловался, его бизнес не мог долго просуществовать при столь низких расценках.

В дополнение к консультациям для неверных супругов Шпигензиф вскоре освоил еще одну экономически интересную, хотя и неоднозначную с точки зрения закона, нишу на рынке профессиональной лжи: он предложил своим клиентам услуги по созданию так называемых новых идентичностей. Компания открыто предлагала помощь в смене имени, оформлении новых удостоверений, водительских прав и дипломов. Мотивация и дальнейшее использование документов агентство не интересовало. Цена услуги, в зависимости от срочности и сложности заказа, могла достигать десятков тысяч евро.

В рекламных обращениях к потенциальным клиентам Иенс утверждал, что ничего противозаконного не совершает: он не занимается подделкой документов, а лишь оказывает профессиональную помощь в получении новых. У полиции, которая неоднократно проверяла деятельность бюро, в итоге не нашлось к нему никаких претензий. Но пресса придерживалась мнения, что Шпигензиф - обычный мошенник, зарабатывающий на заметании следов как мелких грешков, так и серьезных правонарушений.

На подобные выпады предприниматель неизменно отвечает, что деятельность его если и можно назвать преступной, то лишь с позиций особо рьяных моралистов. И если он преступает закон, то только нравственный.

Идея в Германии прижилась, и уже через пару - тройку лет последователи Иенса вовсю действовали на территории страны. В прессе это явление получило название "агентства бессовестной лжи". Затем, уже в конце 1990-х годов, профессионалы обмана появились в Японии. Их там называют "вакаресасейа", или "разбиватели": при помощи современной техники и профессиональных актеров они помогают японцам и японкам порвать отношения с надоевшими супругами, без лишнего шума уволить подчиненного или "поссориться" с неугодным приятелем. Услуги этих специалистов стоят дорого, но носители культуры, в которой табуировано слово "нет" и не приняты открытые конфликты, готовы за это платить. По различным оценкам, в Стране восходящего солнца действует 12 - 15 компаний-"разбивателей", оборот которых превышает $10 млн в год.

Женщины в русских селеньях

Почти одновременно с Японией подобные структуры появились и в нашей стране. Одним из первых в начале 1999 года в столице открылось "Алиби Агентство" Дмитрия Петрова. Как и немецкий родоначальник индустрии, он начал с услуг по обеспечению алиби неверным супругам.

Самый доступный сервис его агентства выглядит следующим образом: клиент получает телефонный номер, по которому отвечает оператор агентства, подтверждающий легенду заказчика. "Да, это спортзал..., санаторий, и т. п."

Значительно более сложная по исполнению услуга - "алиби-туризм". Клиенту, которому необходима полная иллюзия пребывания в той или иной стране, оформляется путевка и билеты. Заказчик по "прибытии" может продемонстрировать сфабрикованные фото и - если того требует легенда - заранее приобретенный в солярии загар. Кроме того, "путешественника" снабжают полной информацией о том месте, которое он "посетил", памятными сувенирами и, при необходимости, даже "попутчиками", которые могут подтвердить ложь о совместной поездке.

Но застенчивые российские "ходоки налево" пока еще не привыкли при угрозе возможного разоблачения обращаться за профессиональной помощью в решении столь интимных вопросов. Поэтому компания переключилась в основном на организацию корпоративных розыгрышей и так называемых случайных знакомств - искусственных ситуаций, которые помогают клиенту наладить контакт с интересующим его объектом.

К Дмитрию Петрову нередко обращаются люди, запутавшиеся в паутине собственной неумелой лжи. Он вспоминает случай из практики, когда к нему пришла студентка, сочинившая для своих друзей историю про собственное замужество. Когда обман раскрылся, девушку затравили насмешками. В агентстве фантазерке надели обручальное кольцо, снабдили свадебными фото и подыскали "молодого мужа" для знакомства с подружками. Создание иллюзии брака обошлось фантазерке в $700.

Похожие проблемы регулярно приходится решать хозяину компании "Алиби для Вас" Андрею Райскому. "Молодая особа, живущая в другом городе, обратилась в фирму с просьбой прислать актера на роль будущего супруга и отца ее ребенка, - рассказывает Райский. - Сотрудничество продолжалось довольно долго, и на данный момент "жених" отрабатывает гонорар за границей".

Идея заняться нестандартным бизнесом посетила Андрея Райского в 2003 году. Как и во многих аналогичных компаниях, команда сотрудников формировалась из знакомых специалистов и приятелей "не без способностей". Людей со стороны алиби-агентства стараются не брать: в соискателях чаще всего оказываются безработные аферисты. Над креативным сценарием готовящегося действа в агентстве Райского работают сообща и решают проблему клиента настоящим мозговым штурмом. Часто заказчики приходят уже с готовой идеей, а бывают случаи - приводят родных и друзей, желающих поучаствовать в шоу.

Основная клиентура Райского - женщины с не сложившейся личной жизнью. Брошенные жены обеспечивают "Алиби для Вас" около 80% заказов. Соответственно, агентство специализируется на особо изощренных способах, с помощью которых можно вернуть в семью или просто проучить загулявшего супруга.

Не только любовь

В Санкт-Петербурге клиенты алиби-агентств испытывают необъяснимую тягу к разного рода ограблениям, похищениям и незаконным арестам. Типичный питерский заказ - помочь клиенту сбежать к любовнице со скучного семейного торжества. Сотрудники агентства грозно стучат в дверь, представляются милиционерами и забирают заказчика "на следственный эксперимент".

В Краснодаре специалисты алиби-агентств, напротив, отмечают больший интерес к их услугам со стороны сильной половины человечества. Особым спросом там пользуются проверки на преданность жен-бесприданниц. Семья переезжает в бедную "хрущевку". В короткие сроки продается мебель, машина и любимая шуба жены. Роли грубоватых грузчиков и счастливых покупателей семейных ценностей исполняют сотрудники агентства. Проверку "суровой правдой жизни" выдерживает лишь малый процент жен, попавших под подозрение. Обычно за мнимым разорением следует настоящий развод.

Впрочем, подобные спектакли используются не только для того, чтобы убедиться в искренности чувств супруги. Это также популярный способ "развести" партнеров по бизнесу, чтобы выйти из игры или отсрочить выплату долга. Иллюзия нищеты помогла уже не одному заказчику, сыграв на жалости настоящих кредиторов, отсрочить или даже списать долг.

В последнее время все чаще в российские алиби-агентства обращаются служащие, которые ощущают в себе нереализованный потенциал, но не могут найти путь к сердцу начальника, чтобы вознестись по карьерной лестнице на соответствующий уровень. Примером манипулирования решениями руководителя может служить "операция", проведенная одним из агентств в Новосибирске. К начальнику отдела местной компании, который возвращался поздно с работы, неподалеку от офиса пристала группа хулиганов. Когда у жертвы уже не осталось сомнений, что сейчас его будут бить, на сцене появился молодой сотрудник отдела, тоже засидевшийся в офисе допоздна. Он столь решительно встал на защиту босса, что хулиганов как ветром сдуло.

Банальный сценарий отлично сработал, у объекта манипуляции даже возникло было ощущение, что его разыграли, но преодолеть в себе чувство благодарности и дружеское расположение к своему спасителю он уже не смог. Молодой человек получил повышение, а прибавка к его зарплате за пару месяцев с лихвой окупила затраты на постановку этого розыгрыша.

Агентства берутся также за формирование личного имиджа внутри компании. Заказчика начинают заваливать по факсу и электронной почте приглашениями на деловые встречи, банкеты или конференции. Затем корпоративная система перлюстрации перехватывает несколько писем этому сотруднику от компаний-конкурентов: ага! его пытаются сманить на двойной оклад. Пристальное внимание руководства к деятельности такого сотрудника гарантировано.

"Профессионалы лжи" также принимают заказы на создание трудностей в личной или профессиональной сфере у противников клиента. В этом случае они требуют полную информацию о жизни и деятельности "объекта". Метод используется для временного устранения от дел бизнес-партнеров, коллег или конкурентов. Эта услуга считается самой трудоемкой и дорогостоящей, за нее просят от $1500. Накладные расходы агентств тоже ложатся на клиентов, а они обычно немалые. Фирмам приходится содержать автопарки, штат актеров, закупать сложную аппаратуру.

Невидимая индустрия

Кто же эти люди, которые выбрали ложь в качестве профессии? Как правило, это выходцы из творческих цехов, по духу - романтики с деловой хваткой. Среди основателей агентств можно встретить представителей журналистской братии, психологов, писателей, рекламщиков и актеров. Связи в профессиональной среде помогают им подобрать креативную и творческую команду. К тому же занятость в агентстве далеко не всегда предполагает уход из основной профессии. Друг с другом агентства почти не контактируют, о своих реализованных проектах не распространяются и за деятельностью конкурентов почти не следят.

Услуги по обеспечению алиби рынком можно назвать с большой натяжкой. Алиби-агентства, обслуживая в среднем 200 клиентов в год, как правило, не регистрируют юридического адреса. Офисом им служит арендованная квартира, где проводятся встречи с клиентами. Заказы они принимают по телефону или электронной почте, а рекламируются только в Интернете. Для отваживания праздно любопытствующих агентства берут плату $50 - 80 при первой встрече с клиентом. Свою проблему обратившийся излагает в присутствии психолога и юриста. На первой консультации определяется круг задач, которые хочет решить клиент, и примерно оценивается бюджет, который он готов на это выделить. Стоимость стандартной услуги - вроде подготовленного оператора на телефоне - не превышает $150 - 200. Постановка "случайных знакомств" при простом сценарии стоит от $400 до $1000. Забавно, что во многих бюро можно приобрести месячные абонементы на пользование некоторыми сервисами, а также предусмотрены дисконтные программы для постоянных клиентов.

Конечно, опасность разоблачения велика, даже если врать помогают профессионалы - фирма не дает никаких гарантий. Кроме того, документы, которые могут предоставить в агентстве: справки из больницы, выписки, рецепты, сертификаты или дипломы - всегда являются фальшивыми. И если объект манипуляции решится на проверку подлинности, обман непременно вскроется. В таком случае призывать кого бы то ни было к ответу бессмысленно, агентства обещают лишь помощь в создании легенды, а всю ответственность за результат дела несет заказчик.

Сотрудники алиби-агентств все как один отвечают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не возьмутся за работу, связанную с криминалом и обманом лиц моложе восемнадцати лет. Некоторые из них утверждают, что им приходилось отказывать клиентам, желавшим заказать особо жестокие и циничные розыгрыши. Впрочем, представления о границах нравственности у этих людей, надо признать, довольно специфические.

Когда коварный план уже приведен в исполнение, клиент нередко начинает испытывать муки совести. Неверные супруги каются обманутым половинам, работники приходят с повинной к начальству. Часто разочарование возникает в результате осознания несоразмерности затраченных денег и результата. В любом случае, обращаясь в алиби-агентство, нужно помнить, что договоры, подписанные с дьяволом, не подлежат судебной защите.

Инга Фоменко
Компания

13.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

15.06.2024 - 17:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация