Статьи

Сорвиголова

Август – пик отпускного сезона. Отдых на мировых курортах неприлично дорожает. Но какой-то части состоятельной публики там не дождутся. Пресытившись традиционным отдыхом, белые воротнички отдают предпочтение экстриму. Потребность в острых ощущениях заставляет людей искать нестандартные развлечения, поэтому бизнес на адреналине становится все более популярным. Сегодня это золотое дно для тех, кто умеет придумывать новые идеи.

Не так давно два туриста – американский миллионер Деннис Тито и бизнесмен из ЮАР Майкл Шаттлворт – заплатили по $20 млн за недельное путешествие. Потратить такие деньги можно пока только в космосе. Но и это не предел. Проект коммерческих облетов Луны, предложенный РКК "Энергия", сейчас проходит техническую экспертизу в Роскосмосе, и потенциальным туристам надо готовить как минимум $100 млн за двухнедельный тур. Понятно, что на таких грандиозных сделках в первую очередь зарабатывают государственные структуры, однако и для частного бизнеса остается еще немало недооцененных ниш.

Как считает директор по спортивным событиям агентства Sportima Максим Белицкий, люди, в чьих кошельках много денежных знаков, диктуют и моду, и спрос. Кому-то нравится покупать футбольные команды, кому-то – участвовать в дорогостоящих экспедициях. Например, одно из беднейших государств мира, королевство Непал, сегодня пополняет свою весьма скромную казну за счет состоятельных туристов, которые с переменным успехом штурмуют склоны Гималайского массива.

Отдых и экстремальные развлечения в стиле милитари из моды пока не выходят: по-прежнему есть желающие поездить на танках, пострелять из оружия, полетать на боевом истребителе. Например, не так давно группа ветеранов чеченской войны из Ярославля предложила клиентам аттракцион "Армия-тур", имитирующий неделю военной службы.

В свое время блокбастер Дэвида Финчера "Игра" натолкнул на создание нового бизнеса и новых услуг целые группы предпринимателей. Герой, которого играет Майкл Дуглас, получил необычный подарок от младшего брата: с ним начинают происходить события, специально подстроенные неким агентством. И идея реконструировать реальность оказалась очень живучей.

Впрочем, на Западе уже начали понемногу уставать от разного рода экстремальных шоу и теперь развивают культурологические направления. Например, можно почувствовать себя человеком другой эпохи и пожить в замке, во дворце или даже в пещере. Изначально такой отдых организовывали группы энтузиастов, интересующихся культурным наследием. Их инициатива не нашла поддержки и вскоре стала угасать, однако идея "оживить историю" была быстро подхвачена BBC и перешла на коммерческую основу. Сейчас любая семья может провести отдых в викторианском замке, в котором будут воссозданы все условия жизни той эпохи: без электричества, центрального отопления, ванной комнаты и прочих привычных удобств. Словом, новый бизнес может родиться буквально из каждой мелочи.

НИША: отдых в тюрьме, ПЛЮСЫ: отсутствие конкуренции, МИНУСЫ: большой объем инвестиций

Тюремная романтика

Российские тюрьмы до сих пор использовались по прямому назначению. Однако скоро у туристов появится новая возможность – попробовать на себе все прелести арестантской жизни, причем за деньги. С подобным экстремальным предложением намерен выйти на рынок музей "Нижегородский острог".

Когда-то здесь была пересыльная тюрьма, из которой потом сделали памятник федерального значения. Музей, как и многие другие учреждения культуры, нуждается в реставрации. Но просто отремонтировать здание музейным работникам показалось мало. Их замысел – построить новый объект для туристов и предложить им различные варианты отдыха, стилизованного под тюремный срок. Как говорит директор Исторического музея Вениамин Архангельский, идею придумали сами: "Сели вместе с нашим научно-производственным отделом, вспомнили про экскурсии в камеры пыток, которые пользуются популярностью у туристов во многих странах. И решили, что надо идти именно в этом направлении".

Руководство "Нижегородского острога" готовит проектно-сметную документацию, чтобы определить, сколько денег потребуется на восстановление памятника. По приблизительным расчетам, сумма составит $4–5 млн: их должен выделить федеральный бюджет. А для строительства рядом с острогом гостиничного комплекса "в тюремном стиле" музейные работники нашли инвестора, местную строительную фирму "Альбатрос", которая собирается выделить $1,5 млн. "Им эта идея понравилась,– говорит Вениамин Архангельский.– Они пока ждут, когда нам утвердят бюджет на реставрацию, а потом начнут готовить эскизы своего проекта. Компания рассчитывает, что окупит свои деньги максимум за пять лет". Если формальности не отнимут слишком много времени, то строительство начнется в ближайшие год-два.

О стоимости пребывания в гостинице-"тюрьме" пока говорить рано, однако планируется создать условия, максимально приближенные к арестантским. Туристам организуют нары, тюремные робы, прогулки под конвоем и даже крики из соседних камер. Будет также возможность посидеть в карцере и подумать о смысле жизни.

Идея использовать тюрьмы в качестве туристических объектов давно эксплуатируется как на Западе, так и на Востоке. Знаменитая американская тюрьма Алькатрас уже более тридцати лет функционирует как музей, причем каждый год ее посещают более миллиона человек. Не так давно начала принимать туристов знаменитая немецкая тюрьма Хоэнек, подобные проекты есть в Хельсинки, Латвии, Шри-Ланке и т. д.

Впрочем, в России тюрьма вызывает не столько острые, сколько тягостные ощущения. Так что на славу и заработки Алькатраса нижегородским предпринимателям рассчитывать вряд ли стоит. Однако иностранцам подобные развлечения нравятся, и не исключено, что российские нары им тоже придутся по вкусу.

НИША: туры на выживание на экзотические острова ПЛЮСЫ: узнаваемый продукт, нет фактора сезонности МИНУСЫ: высокая стоимость, необходимость рекламной кампании

Рай в шалаше

Год назад чуть ли не вся страна садилась перед экраном телевизора переживать за героев, которые боролись за выживание на необитаемом острове. Реалити-шоу "Последний герой" подсказало многим состоятельным гражданам еще один вариант экстремального отдыха: а что, если попробовать сделать то же самое, только в окружении не коварных "соплеменников", а близких людей? И если появился спрос, то предложение всегда найдется.

Так, после телевизионного шоу русские клиенты стали обращаться в индонезийскую фирму "Навигатор" с просьбой устроить им нечто подобное. Они хотели немного пожить на необитаемом острове в диких условиях, но под постоянным патронажем. "Компания „Навигатор" – наш давний партнер, ее создали бывшие россияне, влюбленные в Индонезию и остров Бали. Они пошли навстречу пожеланиям клиентов и разработали для них программу",– рассказывает менеджер турфирмы "Роза ветров" Лидия Сладкова.

Обкатав тур на первых клиентах, услугу решили предлагать как готовый продукт и всем остальным. Так в конце прошлого года у "Розы ветров" появилась программа "Новые Робинзоны". Спрос пока невелик, поскольку цена тура достаточно высока. Казалось бы, отдых в диких условиях должен стоить дешево, однако недельное проживание на необитаемом острове обойдется почти в $3 тыс. на человека, не считая перелета в Индонезию, а также дополнительных двух дней, которые желательно взять на акклиматизацию.

За эти деньги туроператор получает разрешение на аренду острова Сотонда, фрахтует на неделю вертолет и нанимает врача: они будут постоянно дежурить неподалеку. Если следовать классике, то туристов нужно высаживать на голый песок с минимальным запасом продуктов. Впрочем, можно помочь с обустройством их дикой жизни и сделать что-то вроде шалаша. Опасных животных на Сотонде нет, зато обитают такие экзотические представители фауны, как летучие собаки. Аборигены добывают этих животных и спокойно их едят, так что туристы тоже могут приобщиться к местной кухне.

Справедливости ради стоит сказать, что программы на выживание, правда не в столь экзотических странах, а где-нибудь поближе (Алтай, Кавказ, Карелия, Белое море и т. п.) продавать легче: они не требуют от туристов слишком больших расходов, да и живут люди в обычных палатках. Например, давно стали популярными программы для подростков вроде "Робинзониады" (за $300–400). А на дорогие туры спрос весьма ограничен. Пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств Ирина Тюрина считает, что подобные программы вряд ли будут пакетными: "Клиент должен заранее подать заявку, оплатить, и тогда для него разработают тур. Никто из агентств не будет тратить силы на подготовку, не зная, купят ли такой продукт".

НИША: полеты на реактивных самолетах ПЛЮСЫ: невысокая конкуренция, низкие затраты МИНУСЫ: сложно договориться с исполнителями

Полет в ближний космос

– Мы только что из Жуковского, вернулись с полетов,– говорит с порога Марк Котов, руководитель компании FlyMig.com. Клиент, американец 69 лет, благополучно откатался на "Миг-25" и "Л-39". Почти две тысячи свежих фотографий – тому подтверждение.

Идея катать людей за деньги на боевых истребителях у бывшего россиянина, а ныне американца Марка Котова появилась давно, но реализовал он ее лишь в 2001 году. Вместе с партнером Владиславом Соколовым он договорился с Летно-исследовательским институтом (ЛИИ) им. Громова, на базе которого сегодня выполняется большинство коммерческих полетов. "Это абсолютно легальный бизнес",– говорит Котов.

После рекламы в интернете первые клиенты появились довольно быстро, но прошло как минимум полтора года, прежде чем бизнес стал стабильным. Компания с самого начала ориентировалась на западных заказчиков, да и другие фирмы, продающие подобные услуги, признают, что обслуживать приходится в основном иностранцев. Волна интереса к полетам со стороны новых русских прошла в начале 1990-х. Зато иностранным любителям сверхзвуковых скоростей деваться просто некуда. Дело в том, что практически ни в одной развитой стране нет возможности покататься на настоящих боевых самолетах. Россия – исключение, здесь на коммерческих клиентах зарабатывают деньги.

По словам Марка Котова, сегодня у его компании клиентов достаточно. И это несмотря на высокую стоимость подобных услуг. Тридцать минут полета на "МиГе" или "Су" обойдется в зависимости от класса самолета в $5,5–11 тыс. Многие туристы предпочитают "МиГ-25", поскольку с этой машиной связана следующая история. В 1975 году летчик-предатель Виктор Беленко угнал в Японию этот суперсекретный истребитель, и командованию наших ВВС пришлось полностью менять на всех боевых самолетах систему опознавания "свой-чужой", на что ушло несколько миллионов долларов. "МиГ-25" – самый быстрый из "экскурсионных" самолетов, за десять минут может долететь от Жуковского до Рязани. Правда, он и самый дорогой, за полчаса умудряется сжечь девять тонн керосина. Разумеется, компания получает определенный процент с каждого полета.

Коммерческих клиентов пускают на территорию ЛИИ им. Громова только после тщательной проверки по линии ФСБ. После этого обязательно медицинское обследование, электрокардиограмма и проч. И все равно посидеть в кресле летчика удается не всем, потому что есть еще ограничения по росту и комплекции. Несмотря на то что с военными организациями сложно прогнозировать долгосрочное сотрудничество, Марк Котов всерьез полагает, что спрос на коммерческие полеты будет стабильно высоким. И планирует дальше продвигать свои услуги – по-прежнему с помощью интернета.

НИША: розыгрыши и реалити-шоу на заказ ПЛЮСЫ: не требуются серьезные инвестиции, можно придумать идею на любой бюджет МИНУСЫ: мало платежеспособных клиентов, идеи быстро устаревают, сложно контролировать исполнение

Игра по-крупному

Когда дверь в офис распахивается от удара ноги, а на пороге появляются люди в масках,– это почти наверняка визит налоговой полиции. Или розыгрыш, который сотрудники заказали для своего директора по случаю его дня рождения. Оправившись от шока, он, возможно, потом посмеется вместе с коллегами.

Нестандартные развлечения – розыгрыши, ролевые игры и другие подобные мероприятия – вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Компании, которые продают подобные услуги, еще не могут похвастаться хорошим оборотом, но постоянные клиенты есть уже у всех. До недавнего времени все заказы стекались к локальным игрокам ("Продюсерский центр Князева", "Демиург", украинская фирма "Лопухи в поисках адреналина" и др.). Но в 2001 году на российский рынок вышла международная компания Mr Gamer – служба эксклюзивных развлечений, как она себя позиционирует. Она создана в Брюсселе в 1998 году и специализируется не на банальных розыгрышах, а на дорогих играх высокого класса. "Как сказал один из наших французских партнеров, русским людям необходимо испытывать возбуждение от всего. И если они его не испытывают, им становится скучно",– говорит креативный директор российского бюро Mr Gamer Александр Кинзерский.

Вариантов игр, которыми занимается компания, довольно много. Например, для камерных игр на два-три дня, которые проходят в одном городе, требуется не более пятнадцати сотрудников. Для серьезных историй, длящихся больше месяца в нескольких странах, приходится привлекать несколько сотен внештатных участников.

Насмотревшись приключений Майкла Дугласа в фильме "Игра", клиент может заказать что-нибудь аналогичное. Или поиграть в тайны, как в романе "Граф Монте-Кристо". Сотрудники одной компании, например, поехали отдыхать в европейский замок – игра состояла в том, чтобы убедить этих сверхрациональных деловых людей в реальности существования привидений. Идеи в Mr Gamer, как правило, придумывают сами, и потому в компании ценят своих разработчиков на вес золота. Правда, сюжеты раскрывать не любят.

Важная технологическая особенность: игра не проходит линейно, у нее нет четко заданного финала. Поэтому режиссерский опыт для разработчика преимуществом не является. "Мы не можем репетировать, у нас в отличие от кино только один дубль, и он должен быть достоверным",– говорит Кинзерский. Зато все штатные специалисты имеют второе высшее психологическое образование.

Как правило, все игры организуют за границей: там проще воссоздать иную реальность, поскольку у людей на улице другое выражение лиц, другая кухня, архитектура, и игрок внутренне уже готов к новым событиям. "В привычной среде создавать игру сложнее и дороже",– считают в Mr Gamer. Естественно, стоят такие развлекательные проекты недешево, от $35 до $500 тыс., а в среднем $200–300 тыс. При этом компания проводит до четырех игр в месяц. Число клиентов, готовых заплатить такую сумму, не более тысячи, но как утверждают в Mr Gamer, большая часть из них как минимум уже знает о существовании подобной услуги.

НИША: коммерческий альпинизм ПЛЮСЫ: низкие затраты, невысокая конкуренция МИНУСЫ: необходима специальная подготовка, высокий риск для клиентов

Горы для умных и богатых

Пословица "умный в гору не пойдет" относится не ко всем. Некоторые люди в здравом уме карабкаются вверх, да еще и платят за это. Вершину, проводника и максимум сервиса при восхождении им обещают компании, занимающиеся коммерческим альпинизмом.

На Западе водить в горы за деньги начали еще в середине прошлого века; в России, естественно, гораздо позже. "Коммерческий альпинизм возник с распадом СССР, но только в начале XXI века он стал реальным бизнесом. Сегодня это растущее и довольно модное направление",– говорит Александр Ельков, менеджер компании "Альпиндустрия". Несколько десятков фирм, а также частные гиды готовы сегодня за деньги сводить клиента куда угодно.

Чаще всего клиентов водят на Эльбрус. Услуги гида (без учета стоимости снаряжения и переезда) стоят недорого, примерно $600, зато оборот большой – сезон восхождений длится как минимум полгода. Монблан (900 евро) и Килиманджаро (2080 евро) заказывают реже, и раз в год можно свозить клиентов в Гималаи. Экспедиция на Эверест – самая длительная (2–2,5 месяца) и самая дорогая (около 11 тыс. евро).

Новичка обычно ждет в горах большая нагрузка – сказываются и высота, и кислородное голодание. Так что даже подъем на Эльбрус нельзя назвать легким. Но несмотря ни на что фирмы не любят отказывать состоятельным клиентам. Руководитель экспедиции может лишь не рекомендовать восхождение, если у человека плохое самочувствие. Но в горах может случиться все что угодно. Например, в этом году гималайскую экспедицию "Альпиндустрии" по ошибке обстреляли маоисты. А уж переломы и обморожения происходят регулярно. При этом общение со страховщиками – дело непростое. Например, недавно один альпинист сломал ногу. К счастью, он был сотрудником прокуратуры и сумел убедить страховую компанию, что им дешевле будет заплатить.

Летальные исходы в горах тоже не редкость. Ситуация осложняется тем, что на высотах выше семи тысяч метров человеку вообще невозможно оказать помощь, и тела погибших остаются там навсегда. За подобное ЧП руководителя группы раньше могли посадить, могли понизить ему спортивный разряд и т. п. Но в последнее время никого особо не наказывали. Правда, в мире все чаще происходит так, что родственники погибших возбуждают иски против организаторов и выигрывают их. "Несколько прецедентов было во Франции, хотя раньше об этом не шло даже и речи. Так что, я думаю, эта практика дойдет и до России",– считает Александр. Пока же в большинстве случаев репутации фирмы ничего не угрожает. А может получиться и совсем наоборот, против всех рыночных правил. "Одна американская фирма, которая в 1996 году „прославилась" массовой гибелью альпинистов на Эвересте, до сих пор живет на этой славе. А ведь многие их клиенты заплатили за восхождение по $65 тыс.",– говорит господин Ельков.

Юлия Фуколова
"Секрет фирмы"

01.08.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.05.2024 - 20:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация