Есть мнение ...

Особенности национального креатора

Особенности национального креатора

В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.

Концепция креативного класса была предложена американским экономистом Ричардом Флоридой в одноименной книге, вышедшей в 2002 году. Ученый заявил, что люди творческих профессий, проживающие в крупных городах, представляют собой локомотив экономики. Именно они производят добавленную стоимость, связанную с творческой, интеллектуальной составляющей продукта, будь то кино, архитектура или промышленный дизайн.

Исследуя социальную базу креативной экономики, Флорида пришел к выводу, что креативный класс исповедует особые ценности, связанные с открытостью новому, мультикультурализмом, толерантностью, горизонтальной мобильностью, приоритетом интересных проектов над большим заработком. Для этого класса права интеллектуальной собственности являются более значимыми, чем собственности обычной. Города с высоким уровнем культурного разнообразия и толерантности, поощрением индивидуальности и большим количеством возможностей самореализации, по Флориде, неизбежно становятся точкой притяжения и развития человеческого капитала, а вслед за ним — инвестиций, технологий и других креативных продуктов. Книга «Креативный класс. Люди, которые создают будущее» выдержала несколько переизданий и стала настольной для всех, кто работает с вопросами урбанистики, креативных индустрий, инновационного и технологического развития. 

Авторы дайджеста НИУ ВШЭ не углубляются в поведенческие и ценностные установки российского креативного класса, ограничиваясь статистическим определением на основе Общероссийского классификатора занятий. «Под креативным классом понимается совокупность лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой (креативной) и интеллектуальной деятельностью», — пишут эксперты во введении. Тем не менее данные статистики в определенной мере проливают свет на особенности российской креативной экономики. Исследователи предлагают использовать их при подготовке управленческих решений, а также для мониторинга реализации правительственной «Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года».

Согласно докладу, численность креативного класса в России в 2021 году составила 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых, за последние пять лет она увеличилась практически на треть. При этом большую часть (43,4%) в 2021 году составляли программисты и специалисты в сфере рекламы и маркетинга. Наименьшую долю — примерно 2% — составляют музыканты.

Из дайджеста следует, что средний представитель креативного класса в России — это «молодой мужчина от 25 до 34 лет с высшим образованием». При этом на протяжении последних пяти лет доля молодежи среди креативного класса снижалась, что исследователи связывают общей тенденцией к сокращению молодых специалистов на российском рынке труда. 

Среди других наблюдений — большинство креаторов в России имеют вполне традиционные условия труда, унаследованные из фордистской эпохи. Несмотря на то что креативный класс принято ассоциировать с гибкими моделями занятости, фрилансом, удаленкой, российские креаторы в массе своей посещают офис и работают восемь часов в день (в 2021 году 89% творческих специалистов трудились полную рабочую неделю). Исследователи связывают это с особенностями российской экономики, в значительной мере ориентированной на государственные организации и традиционную офисную культуру. 

По специальности по состоянию на 2021 год работала только половина творческих специалистов. Это подтверждает взгляд на креативные индустрии как на синтетическую и междисциплинарную сферу, где встречаются люди с самыми различными знаниями и умениями. 

В текущих реалиях креативный класс, безусловно, востребован российской экономикой, по крайней мере его значимая часть, убежден один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман: «Сейчас нашей стране, как никогда, важен переход к инновационному развитию, а без разработчиков, инженеров, айтишников, дизайнеров добиться этого будет крайне сложно. Не менее важно развивать и культурную составляющую, транслируя миру уникальный российский контент в виде музыки, искусства, кино, литературы — то, что в политике называется применением мягкой силы».

По словам исследователя, о росте спроса на креативных специалистов свидетельствует популярность соответствующих образовательных программ: в той же НИУ ВШЭ активно развивается факультет креативных индустрий. Вместе с тем Михаил Гершман подчеркнул, что для креативного класса также очень важны особая рабочая среда, свобода творчества, признание заслуг, ощущение важности своей работы. «Создание таких условий — на базе креативных кластеров, арт-резиденций, школ креативных индустрий и других организаций — задача управленцев и на уровне государства, и на уровне конкретных компаний», — заключил он. 

Основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов отметил, что ключевая черта специалистов, которые работают в его индустрии, — сочетание художественного и рационального начала: «В промдизайн идут ребята, которые чувствуют технические, логические, причинно-следственные связи и одновременно — эстетику. В этом сочетании секрет успеха в профессии».

По его словам, несмотря на то что дизайнеров готовят многие вузы, найти толкового специалиста бывает очень непросто. «Промдизайнеров учат во многих местах, но качественно — почти нигде. У нас мало практикующих преподавателей. Хорошие школы можно пересчитать по пальцам. С одной стороны, есть перепроизводство, потому что выпускники не могут трудоустроиться, с другой — я, чтобы найти промышленного дизайнера, должен порядком помучиться», — отметил он.

Разорвать этот замкнутый круг могли бы разнообразные конкурсы, акселераторы, программы поддержки, например, из числа тех, что организует Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Такие проекты помогают наладить коммуникацию между заказчиками и исполнителями, специалистами и работодателями, в общем, навести мосты.

Сергей Смирнов, среди прочего, подтвердил, что его сотрудники работают преимущественно в офисе — главным образом потому, что дизайнерам необходимо плотно взаимодействовать с инженерами из конструкторского отдела. 

Управляющий партнер DPG Russia и вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алена Кремер в свою очередь уверена, что понятие креативного класса имеет принципиально глобальный характер, а потому локализовать его, приземлить на российскую почву не так просто: «На мой взгляд, креативные навыки — это наднациональная категория, в них могут отражаться этнический колорит, местные традиции, другие социальные нормы и особенности поведения, но в целом креативность трансгранична».

По словам Алены Кремер, креативность — базовый критерий при приеме на работу в сфере рекламы и маркетинга. При этом не стоит опасаться перепроизводства креативных специалистов. Это по определению невозможно, ведь «они всегда найдут себе применение в любой области экономики, включая производственные, привнесут свой творческий потенциал и наполнят рабочие процессы новым смыслом».

Эксперт отметила, что важное условие роста креативного класса — релевантные подходы в образовании. «Надо учитывать, что людей данной группы характеризует выраженное чувство индивидуальности и определенной свободы действий, следовательно, эти чувства надо поощрять и развивать на самых ранних этапах, включая школу и институт. И лучшая помощь в развитии индивидуальности — сведение к минимуму запретов и иных ограничений свободы творчества», — отметила она. 

Алена Кремер напомнила, что креативные индустрии выходят на первый план в странах с крупными или быстрорастущими экономиками: «Китай привлекает креаторов из игровой индустрии, Индия — зона повышенного интереса для деятелей кино, а страны с активно растущими потребительскими рынками, такие как Перу и Турция, ярко проявляют себя в рекламе и пиаре».

Численность и портрет креативного класса — один из ключевых индикаторов состояния экономики страны, уверен президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Если экономика развивается и меняет характер, а переход от ресурсно-сырьевых активов к использованию результатов научного, технологического, художественного творчества является устойчивым, будут меняться и другие важные индикаторы». Кроме роста численности креативного класса за последние пять лет в стране практически вдвое увеличились инвестиции в нематериальные активы, в первую очередь интеллектуальную собственность, что, по мнению эксперта, обнадеживает. Однако динамика экспорта продуктов, характерных для экономики знаний, все еще не внушает оптимизма, а развитие креативной экономики в целом пока нельзя признать устойчивым. «Требуются быстрые, смелые, системные меры со стороны государственной власти для того, чтобы поддержать рост инвестиций в создание интеллектуальной собственности и креативных продуктов, увеличить оборот интеллектуальных прав и экспорт», — подчеркнул он. Без изменений модели налогообложения и налогового маневра для всего креативного предпринимательства, аналогично маневру в IT-сфере, без либерализации кредитно-денежной политики успехи последних лет и положительная динамика роста креативного класса могут обернуться оттоком талантов и скатыванию к привычной ресурсно-рентной модели.

Для России креативный класс сегодня — основная движущая сила и один из немногих перспективных рычагов развития экономики. «Самые яркие представители этой социальной группы оказывают ключевое воздействие на развитие человеческого потенциала страны и создают новые ценности, востребованные современным обществом», — заключила Алена Кремер.

Антон Котенев, IPQuorum

22.01.2023

на печать


Комментарии

Алена Кремер
23.01.2023 7:53 | сообщение #1
 

Алена Кремер напомнила, что креативные индустрии выходят на первый план в странах с крупными или быстрорастущими экономиками: «Китай привлекает креаторов из игровой индустрии, Индия — зона повышенного интереса для деятелей кино, а страны с активно растущими потребительскими рынками, такие как Перу и Турция, ярко проявляют себя в рекламе и пиаре».[url=http://www.advertology.ru/article154703.htm]

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

Future 5. Пять потребительских трендов на 2023 годFuture 5. Пять потребительских трендов на 2023 год
Мы выделили 5 потребительских трендов, которые будут задавать вектор для развития человекоцентричного бизнеса в рамках нестабильного мирового контекста в 2023 году.
Особенности национального креатораОсобенности национального креатора (1)
В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.
Когда клиент - животноеКогда клиент - животное
Технологии и эмоции в индустрии товаров для домашних питомцев.
Каждый пятый PR-менеджер считает себя суевернымКаждый пятый PR-менеджер считает себя суеверным
Медицинские сестры, продавцы, менеджеры по туризму и квалифицированные рабочие — самые суеверные. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.
Хит-парад 2022: самые громкие треки фудкортов и торговых залов России Хит-парад 2022: самые громкие треки фудкортов и торговых залов России
Сидя за столиком кафе, занимаясь спортом или шоппингом, люди бесконечно слушают фоновую музыку. Без нее невозможно представить жизнь в современном городе, и одна из актуальных задач для бизнеса — правильно подобрать саундтрек под конкретную локацию. Делать это профессионально позволяет опыт компаний, специализирующихся на аудиобрендинге.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

29.01.2023 - 06:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация