Интервью

Что будет дальше: о трендах, важности обучения и перспективах рекламного рынка в России в интервью с Олегом Тумановым

Что будет дальше: о трендах, важности обучения и перспективах рекламного рынка в России в интервью с Олегом Тумановым

Сегодня российский рынок терпит значительные изменения и находится только в начале этого пути. Рекламные и маркетинговые стратегии также видоизменяются, приходят новые инструменты и отмирают старые. О том, как меняется рекламная индустрия и как в этих условиях вести себя бизнесу и специалистам расскажет Олег Туманов, Исполнительный креативный директор маркетингового агентства VMLY&R Commerce.

– Олег, для начала расскажите нашим читателям немного о себе. Где вы учились, работали?

Я, наверное, подходящий пример того, что рекламщик выигрывает от любого опыта и набора знаний, которые могут расширить профессиональный кругозор. В течение своего профессионального пути я был разработчиком, гейм-дизайнером мобильных игр, product- и project-менеджером, продажником, бренд-менеджером и директором по маркетингу, сценаристом игр на выживание, техническим директором СМС-провайдера и, наконец, остановился на рекламе, в которой прошел путь от копирайтера до исполнительного креативного директора VMLY&R.

Кстати, ко мне часто обращаются за советом студенты, которым страшно переходить в рекламную сферу в 30 лет или из непохожей индустрии, например, финансов или юриспруденции. В этом случае я хочу напомнить, что реклама и коммуникация – это прежде всего про общение с аудиторией. Интересный и богатый жизненный опыт только помогает лучше понимать покупателя и создавать для него интересную коммуникацию. Я сам пришел в рекламу поздно и с набором непрофильного опыта, который даже скрывал «от греха» в резюме, но в итоге все мои знания пригодились и все получилось.

– Мы знаем, что вы являетесь обладателем престижных наград международных фестивалей рекламы, в том числе «Каннские львы». Поделитесь, какие из ваших заслуг были оценены особенно высоко?

У меня на счету 2 «Серебряных льва», один «бронзовый», около 8 номинаций и опыт работы в жюри Каннского фестиваля.

Первый раз «льва» я с командой получил за проект «Life-saving Cable», в рамках которого мы помогли азербайджанскому телекоммуникационному провайдеру NAR Mobile запустить инновационные зарядные кабели, которые пополняют батарею одного смартфона от другого. В то время аккумулятора телефона часто не хватало на день, а такой выход из ситуации помог компании через метафору напомнить людям о том, как важно делиться друг с другом. Причем не только зарядом девайса, но и донорской кровью, что намного важнее и не намного сложнее.

В последний раз Канны оценили наш проект «Rain Wi-Fi» для Tele2. Компания смогла укрепить инновационность своего имиджа в Санкт-Петербурге, превратив дождь в бесплатный интернет. В рамках проекта мы придумали специальную гидроэлектромуфту для водосточной трубы, которая вырабатывала электричество от потока дождевой воды и раздавала бесплатный 4G-интернет с помощью модема Tele2. Нами было проведено несколько кампаний с использованием этой инновации, привлечением блогеров, СМИ и так далее. Питеру, как городу двумястами дождливыми днями, очень понравилась идея интернета из дождя.

– А каким своим профессиональным достижением в большей степени гордитесь вы сами?

Я думаю, что прямо сейчас трудно гордиться чем-то, кроме того, что наше агентство выдержало испытание пандемией и теперь активно перестраивается в реалиях 2022 года. Очень хочется через некоторое время сказать, что мы стали сильнее и все также работаем в лучшем креативном агентстве, сочетая профессиональный подход и искренний интерес к профессии.

Кроме того, мне крайне приятно и важно каждый год выпускать на рынок новых профессионалов, читая курс лекций «Concept & Create» в Академии коммуникаций Wordshop. Я безумно счастлив видеть, как студенты Академии берут награды международных и локальных фестивалей (в этом году, например, наши ученики получили «золото» международного фестиваля Young Glory и фестиваля LIME), придумывают невероятные идеи и устраиваются на работу в агентства мечты. В такие моменты кажется, что ты не зря существуешь в профессии.

– Будучи экспертом, скажите, как именно сегодня меняется российский рынок рекламы? Какие ключевые события уже сейчас происходят внутри сферы? Какие тренды вы наблюдаете?

Я бы выделил 2 тренда.

Первый – это только зарождающийся тренд на самоопределение. Россия медийно дистанцировалась от всего мира, поэтому у нас все не так хорошо с пониманием собственной креативной и медийной повестки. Эта проблема существовала и раньше: было трудно полностью перекладывать мировоззрение остального мира на нас. Какие-то тренды в нашей стране опаздывали, как, например, альтернативные источники энергии. Какие-то было сложно обсуждать – толерантность или взаимоотношения национальностей. Но теперь, думаю, нам никуда не деться от формирования локальных трендов в коммуникациях, маркетинге и медийной сфере, так как мимо нас проходит и будет проходить огромное количество западных тенденций и контента. И рекламщикам придется делать много самим, а не «списывать приемы» у западных коллег. Думаю, это хорошо.

Второй тренд – это постоянное обучение. Моя любимая цитата об этом – слова Льюиса Кэрролла, которые все лучше описывают настоящее: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Сегодня, чтобы делать что-то лучше других и хотя бы оставаться на должном уровне, нужно учиться параллельно с работой и постоянно пополнять багаж знаний. Иначе в новом мире, где каждый день меняются условия, данные и механизмы – не выжить.

– На ваш взгляд, каковы перспективы развития рынка, как он будет выглядеть? Можно ли спрогнозировать, что может ожидать нас в ближайшие 3-5 лет?

В России и раньше было трудно прогнозировать, а сейчас, кажется, просто невозможно. Думаю, с уверенностью можно сказать только какие-то очевидные, но теряющиеся в новостной суете вещи:

1. После падения будет рост. Это обычная практика любого кризиса. Конечно, самые интересные вопросы «когда» и «какой», но об этом, увы, я не информирован. Говорю это на тот случай, если вы склонны к пессимизму. Придерживаться крайне пессимистичной тактики – неэффективная стратегия в условиях любого кризиса. Лучше исходить из тяжелого, но хоть насколько-то перспективного сценария – в этом есть польза и смысл. Реклама – это сервис, который помогает бизнесу находить общий язык с потребителями. Это значит, что реклама нужна всегда;

2. Рынок изменился и по-старому уже не будет. Это на случай, если вы хотите пересидеть и переждать. Работать нужно здесь и сейчас. Коммуникация должна это понимать и развиваться быстрее бизнеса, чтобы показать ему сценарии действий;

3. Изменения – это всегда шанс. Конечно, тут очень много зависит от факторов случайности, но и любые наши действия тоже имеют значение. Вообще, креатив и реклама всегда лучше живут в ситуации перемен и экстремальных задач. Если все привычно и спокойно, то бизнес выбирает привычные стандартные инструменты, поскольку не любит рисковать. А вот когда нет денег, времени или других вариантов, то в ход идут нестандартные решения от тех, кто на них способен.

– Как вы считаете, есть ли у российской рекламной индустрии шансы вернуться к привычным моделям работы или специалистам уже сейчас стоит готовиться к кардинальным изменениям?

Даже если экономика вернется к старому формату, то медийная и культурная сферы уже не будут прежними. А это значит, что мы уже никогда не вернемся к прошлому. Но на это можно смотреть и по-другому – у нас есть шанс что-то поправить или изменить к лучшему.

– Что необходимо учитывать специалистам в сфере рекламы и PR в нынешних условиях? Что бы вы посоветовали квалифицированным кадрам? Какие знания теперь наиболее актуальны?

Я бы посоветовал читать книги, учиться и пробовать новое. С 2020 года рынок изменился больше, чем за 10 предыдущих лет. И скорость изменений только нарастает. Они могут усложнить жизнь или, наоборот, помочь стать лучше – все зависит от вашей готовности меняться и от способности впитывать новое. Совет «учиться, учиться и еще раз учиться» стар, как мир, но невероятно актуален.

– Где специалисты могут получить эти знания? Самостоятельное обучение, опыт коллег, онлайн курсы? Что, на ваш взгляд, более эффективно?

Я, конечно, посоветовал бы Wordshop или аналог с гибридной системой обучения: теоретический курс и практические мастерские. Такая модель, по-моему, лучше всего подходит для быстрого старта или набора знаний параллельно работе. Другие варианты тоже можно рассматривать. Главное, выбирайте под себя и вдумчиво: изучайте отзывы, беседуйте с будущими преподавателями, ходите на открытые занятия.

Еще советую быть осторожнее с асинхронными онлайн курсами, где общение с преподавателем не ведется в реальном времени, а обучение состоит из записанного заранее материала. Не всем подходит такой индивидуальный формат без общих лекций, живого общения и мотивирующей атмосферы.

– Могут ли российские онлайн-школы дать действительно актуальные знания, которые помогут рынку пережить кризис?

Я уверен, что только российские и могут. Во-первых, наши специалисты ничем не уступают западным. Во-вторых, знания не могут быть чисто теоретическими, а западные коллеги, при всем уважении, не чувствуют местный рынок и не видят его текущих задач изнутри. Это не означает, что западное образование не работает, но к теории «оттуда» нужно всегда прилагать опыт «отсюда». Этот опыт вам придется или получить самому, или взять сразу с образованием. По-моему, последнее выгоднее.

– Некоторые эксперты считают, что кризис можно использовать в качестве новых возможностей для бизнеса. Вы согласны с этим высказыванием?

Согласен полностью. Конечно, кризис – это всегда хаос и потери, но рано или поздно он стабилизируется и превращается в новую реальность, в которой возникают и возможности. Так было всегда и даже сейчас так происходит, причем не только у нас. Сегодня кризис и падение рынка идет в нескольких местах в мире. И при абсолютной непохожести ситуаций тактика действий почти идентична: остановка, выработка новых практик, стабилизация и продолжение движения. Даже если просто изменить отношение к кризису, станет легче. Можно начать с этого.

– Как вы считаете, стоит ли компаниям продолжать продвигаться даже в сложившихся кризисных условиях или отложить рекламные кампании до лучших времен? Есть ли у вас рекомендации, как представителям бизнеса реагировать на новостную повестку? Как лучше взаимодействовать с аудиторией, а чего, наоборот, стоит избегать?

Маркетинг – это управление потребностями рынка с целью извлечения прибыли. Даже по определению странно ставить на паузу такой процесс. Зачем ждать и зарабатывать меньше, если можно что-то делать и зарабатывать больше.

Вопрос в другом: многие почему-то думают, что реклама сейчас – это обязательно коммуникация в старом привычном формате, что несет огромные риски. Нет, конечно! Странно продолжать снимать старые ролики или делать привычные промо, когда все медиа изменились. Коммуникация должна измениться тоже. Но общение с потребителем должно продолжаться – это же очевидно. Кого-то нужно подбодрить, кого-то отвлечь, кому-то помочь опереться на привычное потребление. Тактик много на любой вкус, но среди них нет одной – молчания!

16.06.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

8 трендов цифровизации в 2023 от Hiclick8 трендов цифровизации в 2023 от Hiclick
В 2023 году на рынке наблюдается несколько способов ведения бизнеса.Первый, как и несколько лет назад, работает в офлайн-режиме. Второй сразу расположился в онлайн-плоскости. Третий сочетает гибридную модель, так как онлайн дает хорошее продвижение, а офлайн позволяет грамотно выделяться. Гибридная модель – один из признаков digital-маркетинга 2023 года. А к каким трендам стоит присматриваться, чтобы конкуренты не обогнали? Несколько советов от директора агентства высоких откликов Hiclick Виталия Романова.
Future 5. Пять потребительских трендов на 2023 годFuture 5. Пять потребительских трендов на 2023 год
Мы выделили 5 потребительских трендов, которые будут задавать вектор для развития человекоцентричного бизнеса в рамках нестабильного мирового контекста в 2023 году.
Особенности национального креатораОсобенности национального креатора (1)
В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.
Когда клиент - животноеКогда клиент - животное
Технологии и эмоции в индустрии товаров для домашних питомцев.
Каждый пятый PR-менеджер считает себя суевернымКаждый пятый PR-менеджер считает себя суеверным
Медицинские сестры, продавцы, менеджеры по туризму и квалифицированные рабочие — самые суеверные. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

06.02.2023 - 06:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация