Есть мнение ...

"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие пространства дома в массовой культуре

"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие пространства дома в массовой культуре

Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, используя инструменты семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Задачей исследования было разобраться, каким пространство дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.

В ходе исследования специалисты выделили определённые коды – устойчивые комбинации знаков, которые возникают в культуре и формируют у человека восприятие реальности. Эти коды позволяют проследить трансформацию привычных образов и условно делятся на три группы: уходящие, то есть теряющие свою актуальность, доминантные, то есть наиболее сильные идеи в настоящее время, и развивающиеся, то есть новые, только начинающие набирать силу.

Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты изучили образ дома в трёх смысловых полях: «Пространство дома», «Люди дома» и «Назначение дома».

В группе кодов под общим названием «Пространство дома» уходящим оказался код «Дом-музей», обозначающий дом как место для бережного хранения прошлого и артефактов-носителей личной или фамильной памяти. В числе доминантных – коды «С нуля» и «Среди своих», отражающие тренды к расхламлению и организации пространства, а также к налаживанию добрососедских отношений. Развивающиеся коды: «Тактильность» или стремление наполнить дом различными текстурами взамен «гладких» технологий и бесшумности, а также «Снижение потребления», тренд на экологичность.

В смысловом пространстве «Люди дома» эксперты выделили код «Традиционная семья» как уходящий, взамен ему пришли доминантные коды «В ритме города» и «Полнота жизни», а также развивающийся код «Новый быт». Здесь речь идёт о том, что от традиционного гендерного разделения ролей в быту, от модели мужчины-добытчика и женщины-хранительницы очага, произошёл переход к пересмотру модели домохозяйства. Новые модели организации быта, в том числе благодаря службам клининга, доставки и другим, позволяют работающей женщине дома отдыхать, а не «работать во вторую смену». Кроме того, дом стал восприниматься, как несколько хаотичное пространство, где можно быть неидеальными, самими собой, где не все идет по плану, можно нарушать табу и устанавливать собственные правила.

Поле «Назначение дома» оказалось одним из самых неоднородных. В числе уходящих кодов – код «Застолье». Он обозначает дом, как место для сбора гостей для совместного застолья по случаю юбилеев, дней рождения и просто домашних обедов у старшего поколения. Этот код всё ещё встречается в массовой культуре, но уже значительно реже. Доминирует на сегодняшний день код «WFH-Культура». Дом за последние два года приобрел исторически новое амплуа глобального офиса для людей по всему миру. WFH (work from home) культура – это рутина, которая сопровождает это изменение. Дом из места, куда можно вернуться и перезарядиться после всех дел, превратился в хаб городского стиля жизни, а затем стал выполнять функцию и домашнего офиса, и фитнес клуба, и при необходимости больницы/тюрьмы/изоляции. Развивающиеся коды отражают изменения, которые приносят в жизнь технологии. Это коды «Контент-Хаус», обозначающий дом, как место жизни и лабораторию для совместного творчества, и «Мета-дом», отражающий дом, как новое пространство для самовыражения, новую природу (metaverse), которая сращивает все больше физического и виртуального.

Исследование представила Людмила Запорожцева, Ph. D. в области семиотики и культурных исследований, профессор НИУ ВШЭ.

Открытый разговор о доме поддержали эксперты:

Екатерина Шульман, политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ.

Жанна Васенина, организатор пространств, основатель территории организации пространств PERFECTION.

Дарья Макурова, руководитель московского офиса компании INTELLIGER, интегратора систем домашней автоматизации.

14.10.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Мифы у порога. Живопись. Графика. Проза

Мифы у порога. Живопись. Графика. Проза
Мифы у порога. Живопись. Графика. Проза. Михаил Копьев, который живет и работает в Вологде, принадлежит к числу лучших художников северной России. В его картинах и графике оживают традиции русского модерна и символизма, обновленные сюрреальной фантазией, то ироничной, то созерцательно-задушевной. Явная небывальщина кажется здесь совершенно привычной и родной, а бытовые зарисовки, напротив, тонут в мареве видений. Тот же магический реализм доминирует в его прозе и поэзии. Впервые публикуемые в таком объеме, они служат лучшим комментарием к его изобразительному творчеству. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.06.2025 - 23:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация