"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие пространства дома в массовой культуре

Дата публикации: 14.10.2021
Раздел: Есть мнение ...

Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, используя инструменты семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Задачей исследования было разобраться, каким пространство дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.

В ходе исследования специалисты выделили определённые коды – устойчивые комбинации знаков, которые возникают в культуре и формируют у человека восприятие реальности. Эти коды позволяют проследить трансформацию привычных образов и условно делятся на три группы: уходящие, то есть теряющие свою актуальность, доминантные, то есть наиболее сильные идеи в настоящее время, и развивающиеся, то есть новые, только начинающие набирать силу.

Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты изучили образ дома в трёх смысловых полях: «Пространство дома», «Люди дома» и «Назначение дома».

В группе кодов под общим названием «Пространство дома» уходящим оказался код «Дом-музей», обозначающий дом как место для бережного хранения прошлого и артефактов-носителей личной или фамильной памяти. В числе доминантных – коды «С нуля» и «Среди своих», отражающие тренды к расхламлению и организации пространства, а также к налаживанию добрососедских отношений. Развивающиеся коды: «Тактильность» или стремление наполнить дом различными текстурами взамен «гладких» технологий и бесшумности, а также «Снижение потребления», тренд на экологичность.

В смысловом пространстве «Люди дома» эксперты выделили код «Традиционная семья» как уходящий, взамен ему пришли доминантные коды «В ритме города» и «Полнота жизни», а также развивающийся код «Новый быт». Здесь речь идёт о том, что от традиционного гендерного разделения ролей в быту, от модели мужчины-добытчика и женщины-хранительницы очага, произошёл переход к пересмотру модели домохозяйства. Новые модели организации быта, в том числе благодаря службам клининга, доставки и другим, позволяют работающей женщине дома отдыхать, а не «работать во вторую смену». Кроме того, дом стал восприниматься, как несколько хаотичное пространство, где можно быть неидеальными, самими собой, где не все идет по плану, можно нарушать табу и устанавливать собственные правила.

Поле «Назначение дома» оказалось одним из самых неоднородных. В числе уходящих кодов – код «Застолье». Он обозначает дом, как место для сбора гостей для совместного застолья по случаю юбилеев, дней рождения и просто домашних обедов у старшего поколения. Этот код всё ещё встречается в массовой культуре, но уже значительно реже. Доминирует на сегодняшний день код «WFH-Культура». Дом за последние два года приобрел исторически новое амплуа глобального офиса для людей по всему миру. WFH (work from home) культура – это рутина, которая сопровождает это изменение. Дом из места, куда можно вернуться и перезарядиться после всех дел, превратился в хаб городского стиля жизни, а затем стал выполнять функцию и домашнего офиса, и фитнес клуба, и при необходимости больницы/тюрьмы/изоляции. Развивающиеся коды отражают изменения, которые приносят в жизнь технологии. Это коды «Контент-Хаус», обозначающий дом, как место жизни и лабораторию для совместного творчества, и «Мета-дом», отражающий дом, как новое пространство для самовыражения, новую природу (metaverse), которая сращивает все больше физического и виртуального.

Исследование представила Людмила Запорожцева, Ph. D. в области семиотики и культурных исследований, профессор НИУ ВШЭ.

Открытый разговор о доме поддержали эксперты:

Екатерина Шульман, политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ.

Жанна Васенина, организатор пространств, основатель территории организации пространств PERFECTION.

Дарья Макурова, руководитель московского офиса компании INTELLIGER, интегратора систем домашней автоматизации.


Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article152480.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100