Анализ рынков

Тренды в госзакупках в сфере коммуникаций: факты и перспективы

Тренды в госзакупках в сфере коммуникаций: факты и перспективы

Рынок государственных закупок в области коммуникационных услуг вырос на 17% за 4 года.

Исследовательская компания PR News в кооперации с Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и Департаментом интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ провели исследование динамики спроса на рынке коммуникационных услуг за 2015-2018 гг.

В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиа мониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.

Статистика

  • 33,2 млрд рублей - объем коммуникационного рынка госкомпаний в 2018 году
  • 2829 компаний и учреждений в 2018 году инициировали тендеры на услуги в сфере коммуникаций;  
  • 14 361 тендер был инициирован государственными учреждениями и компаниями в 2018 году;     
  • 5 - среднее число контрактов, которое ежегодно инициирует одна компания или учреждение;  
  • 50% госконтрактов приходятся на организацию и продвижение мероприятий (event); 
  • 7% средний размер скидки по контракту, которую удается получить заказчикам 

Динамика

Общий объем рынка последовательно увеличивается: с 2015 по 2018 он вырос на 17%. Количество тендеров снижается, но бюджеты растут: в Москве на 10%, в регионах более внушительные изменения: 20% за рассматриваемый период.

Регионы

Центр (Москва) и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная. 

Скидки

Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где в среднем сумма скидок не превышает 5%. Новые направления, только формирующиеся (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции - коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.  

Услуги

Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос на направления SMM и разработку сайтов. Их доля постепенно растет. 

Заказчики  

Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании. Основные потребители - ведомства, на них приходится 40% закупок. У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно их доля в общей объеме рынка более существенна. У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.

 

Конкуренция

В рамках исследования эксперты департамента «Интегрированных коммуникаций» НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель для анализа конкурентной среды отрасли. Значение менее 1000 означает, что рынок конкурентный, без барьеров для входа или выхода участников.

Для рынка коммуникаций Индекс не превышает 300, и его значение  постепенно падает. Это означает, что конкуренция усиливается, снижается значимость крупных игроков.

Сергей Зверев, председатель АКОС, президент КРОС: «Государственные контракты занимают значительную часть рынка коммуникационных услуг. Поэтому тенденции и динамика этого рынка, колебания спроса и цен на разные услуги крайне важны, как для осмысления направления развития коммуникационной индустрии, так и для понимания рынка госуслуг. Такие исследования полезны всем участникам рынка, они несомненно способствуют повышению прозрачности рынка, росту конкуренции, а значит большей эффективности и стабильности российского бизнеса».

Лилия Глазова, руководитель комитета АКОС по отраслевым исследованиям и рейтингам, генеральный директор исследовательской компании PR News: «В постоянно меняющихся условиях важно понимать основные тенденции и тренды рынка. Нам было интересно посмотреть на PR-рынок в динамике, исследуя данные государственных тендеров за последние 4 года. Для меня одним из важных стал вывод о том, что спрос на исследования растет, и наш сегмент рынка ушел от незрелой конкуренции, необоснованного демпинга. Это заметно по динамике цифр, количеству участников».

Мария Мордвинова, заместитель руководителя Департамента интегрированных коммуникаций, академический руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ: «Анализ открытых данных тендеров по закупке коммуникационных услуг формирует дополнительное знание о направлениях, в которых меняется структура рынка коммуникаций. Однако, выделенные нами типы связей нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы получить статус причинно-следственных, и заслужить возможность обобщения и прогнозирования. Таким образом, основная ценность проведенного анализа заключается в лучшем понимании направлений дальнейших исследований».

04.09.2019

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством
Алгоритм против автора. Как отличить искусственный интеллект от...Алгоритм против автора. Как отличить искусственный интеллект от...
Сегодня в отрасли только и разговоров о том, можно ли понять, что текст написал ИИ, а не человек. Можно. И довольно легко — если вы ежедневно работаете с контентом, видите сотни текстов, постов и коммерческих предложений. Хотя стоит признать — нейросети уже научились писать очень прилично. Иногда даже чересчур. Их стремительное развитие заставляет нас быть внимательнее и смотреть уже не на поверхностные огрехи, а на глубинные, структурные маркеры.
Тренды цифрового маркетинга в 2025 годуТренды цифрового маркетинга в 2025 году
Цифровая реклама быстро развивается под влиянием технологических инноваций и изменений в поведении потребителей. Чтобы оставаться конкурентоспособными в 2025 году, компаниям крайне важно идти в ногу с новыми тенденциями. В этой статье мы рассмотрим текущие тренды в цифровой рекламе, которые уже приносят результаты.
PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.11.2025 - 11:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация